Главная     Контакты     Карта сайта     О сайте  

ИСТОРИЯ

Хронология

Краткая история обители

Изучение истории монастыря

Календарь
памятных дат

Почитание святителя
Николая Чудотворца

АРХИТЕКТУРА

План-схема монастыря

Монастырский комплекс

Храмы монастыря

ПЕРСОНАЛИИ

Прп. Антоний Краснохолмский

Игумены монастыря

патриарх Иоасаф II

игумен Анатолий (Смирнов)

управитель Макарий (Миронов)


кн. Андрей Угличский

инокиня Марфа (Романова)

А.К. Жизневский

архиеп. Димитрий (Самбикин)

В.З. Исаков

ИСТОЧНИКИ

Источники

Монастырский летописец

Летописец

Перевод Летописца

Синодик

ЛИТЕРАТУРА

Список научных работ

Тверской патерик

Библиотека

ФОТО И ВИДЕО

Фотогалерея

Аудио- и
видеоматериалы

КОНТЕКСТ

Бежецкий Верх
в XV веке

Приходское духовенство Новгородской земли (XV - начало XVI вв.)

Повседневная жизнь русского средневекового монастыря

Монашество и монастыри в России XI-XX века: Исторические очерки

Церковь Зосимы и Савватия
в деревне Слобода


Красный Холм и его монастырь

в XVIII веке

по воспоминаниям неизвестного
(свящ. И.С. Белюстина)

по воспоминаниям М.П. Погодина

по воспоминаниям владыки Саввы (Тихомирова)

по воспоминаниям владыки Димитрия (Самбикина)

по воспоминаниям владыки Серафима (Чичагова)

по воспоминаниям А.Л. Мясникова


Аналогии

Ссылки

Текст "Летописца":

Текст "Летописца" по изданию А.К. Жизневского

Текст "Летописца" в переводе В.З. Исакова

 

ЛЕТОПИСЕЦ ОБ ОСНОВАНИИ
КРАСНОХОЛМСКОГО НИКОЛАЕВСКОГО АНТОНИЕВА МОНАСТЫРЯ
в издании В.П. Успенского

Наталья Тарасова

Из истории Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря известно немногое. Часть письменных источников, в которых содержалась информация по ранней истории монастыря, оказалась утрачена, часть отложилась в различных архивах, хотя в самом монастыре изначально монахи бережно вели и сохраняли монастырскую документацию, которая со временем составила уникальный монастырский архив.

В 70-е годы XIX века монастырский архив привлек внимание игумена Антониевой обители Анатолия (Смирнова) и известных тверских ученых, членов Тверской ученой архивной комиссии и членов Тверского губернского статистического комитета Августа Казимировича Жизневского и священника Владимира Петровича Успенского. Ими было установлено, что в XVIII веке с оригинала «Летописца» было снято две копии.

Одна копия «Летописца», хранившаяся в монастыре, вероятно, была обнаружена при разборе монастырского архива игуменом Анатолием и показана А.К.Жизневскому еще в начале 1870-х годов. Последний внимательно прочитал ее и сделал из нее выписки, опубликовав их в короткой «путевой» заметке о монастыре. Затем А.К.Жизневский вплотную приступил к изучению древних монастырских рукописей, в т.ч. и «Летописца», опубликовав в 1879 году текст этого документа целиком в издании «Древний архив Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря». В 1880 году данная публикация была репринтно воспроизведена в журнале Московского археологического общества «Древности».

Другая копия примерно тогда же была найдена в Тверской духовной консистории в «Деле о доставлении Московского Ставропигиального Донского монастыря архимандриту Феофану сведений нужных к пополнению истории Российской иерархии». В 1830-х годах Святейший Синод назначил специальную комиссию под председательством архимандрита Феофана (Александрова) с целью систематизации и общей редакции всех присланных из епархий и монастырей исторических справок для последующего переиздания по этим новейшим и достаточно полным материалам «Истории Российской иерархии» архимандрита Амвросия (Орнатского). Вероятно, на рубеже 1830-х–1840-х годов в Тверскую консисторию из Антониева монастыря и была отослана одна из копий «Летописца» XVIII века. Пролежав в консисторских документах до 1870-х годов, она предположительно была обнаружена осташковским священником и краеведом В.П.Успенским.

В.П. Успенский[1] в конце 70-х годов XIX века работал над архивом Антониева монастыря вместе с А.К.Жизневским, составил комментарии к его изданию документов монастырского архива, а затем работал над публикацией старинных документов монастырей епархии в созданном специально для этого архиепископом Тверским и Кашинским Саввой (Тихомировым) (1879–1896) издании «Историческая библиотека Тверской епархии», которая являлась приложением к «Тверским епархиальным ведомостям».

В этом приложении печатались те старинные рукописные памятники, в которых содержались исторические и статистические сведения о монастырях и церквях Тверской епархии, например, писцовые книги, монастырские и церковные описи, приходо-расходные записи, жалованные грамоты, синодики, летописцы, сказания о некоторых местно чтимых иконах и т.д. Многие из этих памятников, по мнению профессора Киевской духовной академии, академика Н.И.Петрова, представляли собой только местный «епархиальный интерес для жителей всей Тверской епархии», однако были и такие, которые представляли интерес для «всей Русской церкви».

«Историческая библиотека Тверской епархии» была открыта изданием описных книг Старицкого Успенского монастыря, а продолжена изданием описей и монастырского «Летописца» Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. В издании «ИБТЕ» за 1880 год была напечатана консисторская копия «Летописца». Сохранившееся указанное издание, известное нам, представляет собой «переплет в стопку», год издания на первом листе, с которого начинается публикация документов Антониева монастыря, не указан. Вероятнее всего, оно датируется 1880 годом. Нет на титульном листе и имен составителей сборника, они появляются в последующих изданиях. Но есть все основания полагать, что составителем сборника документов по Антониеву монастырю являлся В.П. Успенский.[2]

 

ѣта 6969 (*) — (1461) года о зачатіи Бѣжецкаго верху, Николаевскаго Антоніева монастыря и о строеніи церквей Божіихъ и о даніи вотчинъ въ обитель сію великихъ князей и боляръ и прочихъ благодѣтелей.

Богъ великій и неизрѣченный, в Троицѣ славимый, сотворивый небо и землю, моря и рѣки и вся, яже въ нихъ, создавый по образу Своему и по подобію человѣка: Той же милостію своею и неизрѣченным человѣколюбіемъ, во всѣхъ благихъ человѣкомъ благоустроитель, и милостію Его всемогущаго въ Троицѣ славимаго Бога, его же святая воля во всѣхъ благихъ состоится всякая благая начинания благопоспѣшествуема, и волею его святою и неизреченными щедротами вся созидаема бываютъ.

Во дни великаго князя Василья Васильевича, нарицаемаго Темнаго, пріиде къ нему изъ короны польской отъ города Кролевска нѣкто вельможа по ихъ польскому нарицанию зовомый именем Станиславъ, нарицаемый Меледскій: а съ нимъ пріиде двора его людей человѣкъ за двѣсти. И великій князь Василій, поволилъ ему воспріяти православія христианску вѣру, и святый законъ преданный отъ самаго Бога святой церкви чрезъ святыхъ отецъ и воспріяти святое крещеніе отъ святыя купели; а воспріемникомъ того вельможи отъ святыя купели поволилъ быти сам великій князь Василій Васильевичь. И по дару благодати Святаго Духа бѣ наречено отъ святыя купели имя тому велможи, прежде нарицаемому Станиславу Меледскому, (Михаила) во имя Архистратига Михаила. И пожаловалъ его великіи князь за ево пріѣздъ къ нему, великому князю, въ послуженіе и чрезъ свидѣтельство (по засвидѣтельствованіи) честей въ коронѣ Польской и княжествѣ Литовском (и его и) родителей ево, велѣлъ ему Михаилу быть у себя въ боярехъ, и дать въ удѣлъ городъ Вологду и отчины въ Городецкомъ уѣздѣ, и въ иныхъ мѣстахъ стысячу дворовъ и больши; и той вельможа, зовомый Михаилъ, нарицаемый Меледский, тѣми данными отчинами удѣльными добрѣ владѣтельствоваше. А у того Михаила сынъ нареченный Василий Михаиловичь, и созда въ тѣъх удѣльныхъ отца своего данныхъ отчинахъ домъ свой и нача въ нихъ онъ, Василій Михаиловичь, пребывати почасту. А у Василья Михаиловича быша сынове Iоаннъ да Аѳанасій, зовомый по мирскому нарицанию Нелединский.

И по волѣ великаго, въ Троицѣ славимаго Бога, лѣта отъ сотворенія міра 6969 (1461) году, иде нѣкто изъ страны, нарицаемыя человѣческими глаголы Белоозерскія страны, священноинокъ пустынножитель старецъ нарицаемый именемъ Антоний, и пріиде въ предѣлы града, нарицаемаго Городецкаго, въ удѣль въ вотчины честнѣйшаго мужа вельможи, зовомаго именемъ Василья, нарицаемаго Меледскаго, къ сыну ево Васильеву Аѳанасію Васильевичу, нарицаемому Нелѣдинскому, и чрезъ волю всемогущаго въ Троицѣ славимаго Бога и по неизреченнымъ ево праведнымъ судьбамъ Его же святыя очи и не содѣланная впредбудущая видѣста, бѣ сіе: той нарицаемый пустынножитель священноинок именемъ Антоній учинися прискорбенъ и по волѣ праведнаго Бога не помнозѣхъ днѣхъ учинися тому иноку Антонію отъ скорби освобожденіе, и нача той старецъ, именемъ Антоній, съ великимъ прошеніемъ молити того всечестнѣйшаго мужа, прежде помянутаго именемъ Аѳанасія, нарицаемаго Нелединскаго, дабы ему повелѣлъ во своихъ удѣльныхъ и дѣда и отца своего отчинахъ, создати для пропитанія часовню и себѣ поставити для упокоенія келью. И той честнѣйшій мужъ, зовомый именемъ Аѳанасій, нарицаемый Нелединскій, поволилъ ему въ удѣльных дѣда и отца своего, прежде рекомаго Василья Михаиловича, и въ своихъ отчинахъ поставити для пропитания ему часовню и для упокоенія келью на мѣстѣ рѣки нарицаемыя Неледины, и на мѣстѣ нарицаемыя рѣчки Могочи; и той пустынножитель священноинокъ, зовомый именемъ Антоній, на той ево Аѳанасьевой земли созда для пропитанія часовню и для упокоенія себѣ келью и нача ту пустынножительствовати и Богоподвижно подвизатися добрымъ и Богоугоднымъ житіемъ, и мирстіи народи прихождаху къ нему, возсылающе хвалу и моленія Господеви Богу и поюще молебная и заупокойная пѣнія и приносяще Господеви Богу благодаренія, и тому пустынножителю, иноку именемъ Антонію, тѣ приходящіи мирстіи народи, зря ево доброе и Богоподвижное житіе, приношаху ему кождо отъ своихъ пожитковъ воздаянія. И той Богоугодный пустынножитель, именемъ Антоний, не хотя того приношенія въ употребленіе (себѣ) сокрытии, но хотя и паки Богу и Богоматери Пресвятѣй Богородицѣ благодареніе воздати, и имя ихъ святое прославити и великаго во іерарсехъ, свѣтильника Христова, архіерея МирликійскагоНиколая почтити, во имя его святое обѣща воздвигнути церковь. И понеизрѣченнымъ праведнымъ щедротамъ всемогущаго, въ Троицѣ славимаго, Бога и молитвами Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и великаго святителя Христова Николая чудотворца и Богоподвижнымъ житіемъ и молитвами того пустынножителя именемъ старца Антонія то святое мѣсто и нача Богомъ созидаемо и распространяемо быти. И нача той пустынножитель, именем Антоній, церковь во имя великаго святителя и чудотворца Николая Мирликійскаго древянну созидати и, создавъ ю, и святыми иконами Богоподобнѣ той храмъ украси и Божественными книгами довольно снабди и не помнозѣхъ временеъх той храмъ забраломъ огради и нача собирати братію. И видѣша Богоподвижное житіе, начаша собиратися братія и собрашася братія, и волею и человѣколюбіемъ великаго въ Троицѣ славимаго Бога, и видѣ его Богоугодное житіе, той прежде помянутый строитель, священноинокъ, зовомый именемъ Антоній, учинися того Богомъ спасаемаго мѣста наставникъ и строитель. И нача нарицатися то святое мѣсто Богостроительное, Городецкаго уѣзду, Николаевскій Антоновъ монастырь, по имени того прежде помянутаго отца и началосоздателя, именемъ старца Антонія. И волею всемогущаго в Троицѣ славимаго Бога и подающаго всѣмъ вся благая и паки та святая обитель распространяшеся и мнози народи прихождаху, отъ имѣнія своего приносяще и молящеся и вся благая с вѣрою приходящіи, по прошению чрезъ молитвы, великаго архіерея чудотворца Николая, обретаху, а та святая обитель паче прославляшеся.

И по лѣтѣхъ мимошедшихъ, по волѣ и по устроенію въ Троицѣ славимаго Бога, и молитвами великаго архіерея и чудотворца Николая, и тщательным трудоположеніемъ того прежде помянутаго строителя старца именемъ Антонія, лѣта отъ сотворенія мира 6989 — (1481) года нача въ томъ Антоновѣ монастырѣ созидатися церковь каменная во имя великаго архіерея и чудотворца Николая, въ придѣлѣ того храма другой храмъ во имя Благовѣщенія Пресвятыя Богородицы; и не помнозѣ времени той прежде помянутый отецъ, именемъ Антоній, по неизреченнымъ праведным судьбамъ великаго Бога, учинися прискорбенъ, и не по мнозѣхъ днехъ пріидѣ воля всемогущаго Бога, и той отецъ священноинокъ Антоній, преселился въ вѣчный оный покой вѣчныхъ и неизреченныхъ благъ, и погребенъ бысть собранною имъ братіею честнѣ въ томъ Антоновѣ монастырѣ. А по немъ чрезъ волю всемогущаго Бога, Его же воля всѣмъ благимъ повелительствует, и по избраніи того монастыря братіи, избранъ бысть въ томъ монастырѣ наставником и строителемъ на того прежде помянутаго и Богоподвижнаго отца строителя, именемъ Антонія, мѣсто собраннаго его стада изъ братіи того Антонова монастыря священноинокъ, нарицаемый именемъ Германъ. И той священноинок Германъ, благодареніе и хвалу Богу возсылающе, и славя милость и предстательство великаго архіерея и чудотворца Николая и зря на подвизи и трудоположеніе Богоподвижнаго житія прежде помянутаго начало-создателя и строителя того Антонова монастыря старца, именемъ Антонія, и самъ подвизашеся Богоугоднымъ житіемъ и распаляшеся о Бозѣ душею и паки нача то святое мѣсто на славу впредь будущимъ родомъ разспространяти и соверши ту прежде помянутую каменную церковь, святыми иконами благочинно украсивъ, и Божественными книгами паки снабди и той святый храмъ освяти: и паки непрестанное хваленіе и благодареніе Богу возсылающе. И по благоустроенію начинанія того преждебывшаго отца, именемъ Антонія, той по немъ бывый въ томъ Антоновомъ монастырѣ строитель, и братія паки непрестанно моленіе возсылаше всемогущему въ Троицѣ славимому Богу, дабы волею Своею святою и неизреченными человѣколюбивыми щедротами то святое мѣсто во славу святыя и нераздѣлимыя Троицы и за молитвъ Пресвятыя Богоматере и предстательствы великаго архіерея и чудотворца Николая и за непрестанное и трудоположное житіе того прежде помянутаго отца, именемъ Антонія, и прошенія ихъ и мольбы не презрилъ, но свыше милостію своею святою призрилъ, дабы та святая обитель большимъ разширеніемъ распространилась. И по судьбамъ не изреченнымъ праведнаго, въ Троицѣ славимаго, Бога положи Богъ волю свою святую и устреми сердца того Антонова монастыря братіи, дабы учинити въ томъ Антоновѣ монастырѣ прежде помянутаго строителя старца, именемъ Германа, игуменомъ; и начаша молити Новогородскаго архіепископа, дабы поставилъ того монастыря строителя, старца Германа, игуменомъ, и послаша того строителя съ моленіемъ ко архіепископу въ Новгородъ, дабы его благословилъ въ игумена; и той строитель, по хоженіи своемъ, воспрія вскорѣ отъ владыки благословеніе и бысть въ Антоновѣ монастырѣ игуменомъ. И по лѣтѣх мимошедших, благодареніе Богу возсылающе и во всякое благоустроеніе имя его святое призывающе и поживъ довольна лѣта, скончася о Господѣ.

И по немъ въ томъ Антоновѣ монастырѣ быша иные игумены, и святую обитель добрѣ пасяху и благодареніе всесильному, в Троицѣ славимому, Богу и пречистѣй его Богоматерѣ и угоднику Ихъ великому Чудотворцу непрестанно воздаваху и святыми ихъ молитвами то святое мѣсто распространяшеся и многіе великіе князи и бояре отъ имѣнія своего въ тотъ Антоновъ монастырь и съ пожитковъ своихъ деньги и всяку церковну утварь непрестанно даяху и вотчины своя въ предъидущія (предбудущая) лѣта, для своего душевнаго спасенія, будущихъ благъ и для вѣчнаго поминовенія родителей своихъ, и на пропитание игумена и братіи въ тотъ Антоновъ монастырь отдаваху, и благодатію всесильнаго, въ Троицѣ славимаго, Бога и пречистыя его Богоматерѣ и молитвами угодника, ихъ великаго во іерарсѣхъ чудотворца Николая, та святая обитель повсюду вельми распространяшеся.

Лѣта 7002 (1494) нача въ томъ Антоновѣ монастырѣ, вѣ преславное украшеніе той всечестной обители, созидати церковь каменну съ трапезою, во имя Пресвятыя Богоматерѣ Покрова и со иными полаты во употребленіе монастырскихъ ради служебъ. И Богъ милостивый, призирая на дѣла руку своею, человѣколюбія ради своего, желая всѣмъ человѣкомъ спасеніе получити и вѣчныхъ его святыхъ благъ сподобитися, и во всемъ всѣмъ человѣкомъ благоначинающимъ и призывающимъ имя его святое поспѣшитель, благослови и сіе благое начинаніе, и милостію его святою и молитвами Пресвятыя Богоматере и предстательствы великаго архіерея и Чудотворца Николая та святая церковь совершися не по мнозѣхъ лѣтѣхъ, трудоположеніемъ и устроеніемъ того Антонова монастыря игумена, старца именемъ Паисія, иже въ преславное украшеніе тоя пресвятыя обители создавъ ю и добрѣ устроивъ, святыми Богоподобными иконами ту святую церковь благочинно украси и святыми божественными книгами довольно учреди на память и на славу впредь будущимъ того Антонова монастыря началопастыремъ, и всѣмъ приходящимъ народомъ въ достойное похваленіе, дабы и впредь будущіе началопастыри въ томъ Антоновѣ монастырѣ, зря на преславное ихъ трудотщательное украшеніе, и сами подвизалися во вся благоустроительная дѣла и приходящіи народи въ ту святую обитель всѣмъ благимъ ее снабдѣвали, желая преставльшимся всѣмъ и въ томъ Антоновѣ монастырѣ погребеннымъ душам ихъ вѣчных благъ наслажденія и себѣ во всемъ своемъ жительствованіи благоустроенія.

Лѣта 7002 (1494) мѣсяца ноября въ 5 день преставися благовѣрный князь Андрей Углицкий; а далъ въ домъ чудотворцу Николаю и страстотерпцу Христову мученику Димитрію по своихъ родителяхъ и по своей душѣ, въ наслѣдіе благъ вѣчныхъ, изъ вотчинъ своихъ деревню Костычево, деревню Нави, деревню Коробово, деревню Мокравицы, деревню Пикалово съ лѣсы и съ луги и со всѣми угодьи.

Лѣта 7008 — (1500) бѣ нѣкто отъ рода суща прежде помянутаго пречестнѣйшаго мужа, вельможи зовомаго именемъ Михаила, нарицаемаго Меледцкаго, мужъ честнѣйшій, зовомый именемъ Василій Андрѣевичь, нарицаемый Нелѣдинский, иже живяше богоугоднѣ и имѣяше вѣру велію ко Господу Богу, и зѣло почиташе угодника Христова, архіерея Божія, чудотворца Николая, и о томъ Богосозданномъ мѣстѣ, Городецкаго уѣзду Николаевскаго Антонова монастыря, зѣло тщашеся, и той святый нарицаемый Антоновъ монастырь зѣло всяческими приношеніями и всякимъ благодѣяніемъ снабдѣваше; наипаче же желая свыше отъ Господа, въ Троицѣ славимаго, Бога милость получити и на память прежде почившихъ рода своего и впредь желая себѣ неотлучену быти вѣчныхъ благъ Христа Бога нашего, даде въ домъ великому чудотворцу Николаю въ Антоновъ монастырь отчины и удѣлу прежде помянутыхъ родителей своихъ и свои въ Городецкомъ уѣзде село Сандово, деревню Загорье, деревню Кунино, деревню Бревенникъ, деревню Зарино, пустошь Начижилин.

Лѣта 7026 — (1518) іюня 26 день преставися благовѣрный князь Симеонъ Ивановичь Калужской, а далъ Николѣ чудотворцу во Антоновъ монастырь по своей душѣ и по своихъ родителехъ, — по отцѣ своемъ по великомъ князѣ Iоаннѣ и по матере своей–вотчину въ Бѣжецкомъ верху село Преображенье Спасово на Холму да Живоначальныя Троицы съ деревнями: деревню Анисимово, дер. Чермное, дер. Мокрени, дер. Бортницы, дер. Нивы, дер. Замошье, дер. Григорово, дер. Овсейково, дер. Погорѣлецъ, дер. Бабино, дер. Фролово, дер. Полежаево, дер. Погорѣлка, дер. Боровское, дер. Почечуиха, дер. Власово, дер. Мыченка, дер. Осинки, дер. Жуково, дер. Красное, дер. Пустошку, дер. Погорѣлку, дер. Муравьево, дер. Доръ, дер. Медвѣдково, дер. Раменье, дер. Рачманово, дер. Ямъ, дер. Черную.

Лѣта 7029 — (1521) маія въ 4 день далъ Иванъ Васильевичь Шереметьевъ большой въ домъ Николѣ чудотворцу ферези бархатные на золотѣ червонные, да шубу лисью черевью подъ камкою подъ вишневою, да 50 рублевъ денегъ, да 326 четвертей хлѣба; да прежъ того далъ Иванъ же Васильевичь при игуменѣ Паисеѣ на церковное строеніе 50 рублевъ денегъ, — и за тотъ ево вкладъ игумену и братіи поминать Ивановыхъ родителей по всядневному синодику ежеденно на литіяхъ послѣ утренней и на обѣдни на просфоромисаніи и послѣ вечерни, доколѣ монастырь стоитъ, и за Иваново здравіе Бога молить, до его живота, и кормы кормить по двою въ годъ на его имянины — на память иже во святыхъ отца нашего Iоанна милостиваго.

Лѣта 7056 — (1548) генваря въ 9 день преставися рабъ Божій, инокъ Вассіанъ Шереметьевъ, въ 6 часъ нощи, а далъ въ домъ Николаю чудотворцу по своей душѣ, въ наслѣдіе вѣчныхъ благъ, колоколъ, да ризы, да стихарь, и цѣна всему тому шестьдесятъ рублевъ, при игуменѣ Iоасафѣ, и за то ево даяніе игумену написать его въ синодикъ въ вѣчное воспоминаніе и на литіяхъ его поминать и за просфоромисаніемъ на литургіи Божіей.

Лѣта 7056 — (1548) далъ игуменъ Iоасафъ въ домъ Николѣ чудотворцу, въ наслѣдіе вѣчныхъ благъ, при своемъ животѣ, на милостину и послѣ своего живота по своей души и по своихъ родителехъ, по отцѣ и по матери, и по своихъ дѣтѣхъ и роду и племени, въ вѣчное поминаніе далъ Николу чудотворца — пядницу, сребромъ обложену сканью, да евангеліе въ десть на бумагѣ тетръ, а дска сребрянная сканная, а прописываны златомъ строки и заставицы и евангелисты вси писаны на золотѣ и статьи, да крестъ воздвизальной на престолѣ сребромъ обложенъ, да кадило сребрянное, а вѣсу тянетъ (противу) 15 рублевъ, да ризы камчатые, а оплечье бархатное, да другія постныя, таѳта таусинная двоеличная, да стихарь подризной, таѳта таусинная двойная, оплечье камка цвѣтная, да патрахель отласная, да поясъ крещатъ шелковой игуменской, да поручи отласные, да другіе бархатные, да ширинку золотомъ шиту подкищену шелкомъ чернымъ, да паникадило мѣдное большое о двунадесяти свѣчахъ, а яблоко обложено сребромъ, да колоколъ большой благовѣстной, а цѣна ему 80 рублевъ, да свѣчу мѣстную большую и за то его даяніе игумену Паисею, при его животѣ, молити о немъ всемилостиваго Бога соборнѣ и келейнѣ, и по его представленіи, вписать въ въчное поминовеніе и его и представшихся его родителей; представленія и память ихъ творимъ мѣсяца марта въ 17 день, на память святаго Алексѣя, человѣка Божія, а по матери его, инокинѣ Евгеніи, память творимь мѣсяца сентября въ 25 день, на память преподобные матери нашея Евфросиніи, и игуменъ тѣхъ на литіяхъ поминаетъ и на просфоромисаніи на литургіяхъ Божіихъ и на ихъ представленіи и память ихъ творить и братію кормить и нищихъ поить и кормить воели возможно.

Лѣта 7072 — (1564) далъ въ домъ Николѣ чудотворцу Богданъ, Быковъ сынъ, Нелединской, а во иноцѣхъ Дометіанъ, по своей душѣ и по своихъ родителѣхъ сельцо Ѳедорково съ деревнями: деревню Кишкино, дер. Гору, дер. Подолъ, дер. Заборье, дер. Козодавль, дер. Хрущи большіе, дер. Хрущи меньшіе, дер. Латино, дер. Оксениху, дер. Гузениху, дер. Дорки, дер. Михалиху, дер. Илейцыно, дер. Колмачиху, пустошь Шувандино, и за тотъ ево вкладъ поминать, понахиды пѣть, и обѣдни служить и братью кормить двою въ годъ, кормомъ большимъ на память его и на представленіе, а память и представленіе писано въ уставѣ, — на кои дни поминать и братію кормить.

Лѣта 7101 — (1593), при игуменѣ Константинѣ, далъ вкладу въ домъ Николаю чудотворцу Алексѣй Ивановичь Масловъ по своей душѣ и по своихъ родителѣхъ вотчинную свою родовую деревню Маслово Раменье, деревню Хрепелево, дер. Слѣдоловъ, дер. Якшино, дер. Дубровку, дер. Залужье, дер. Заселье, дер. Долгушу, дер. Пролеиху, пустошь Тетериху, и мнѣ, игумену, и братьѣ за тотъ ево вкладъ родителей ево поминать и панихиды пѣть и обѣдни служить и братью кормить дважды въ годъ, а память и преставленіе писано въ уставѣ, — на кои дни поминать и братью кормить.

И паки та святая и всечестная обитель большимъ разширеніемъ распространяшеся и многочисленными добродѣтельми цвѣтяше и снабдѣваніемъ и всякимъ бдагодѣяніемъ техъ честнѣйшихъ прежде помянутыхъ мужей и иныхъ многихъ отъ народа приходящихъ и вся благая той святой обители содѣвающихъ и вся потребная на употребленіе монастырское подающихъ, и паче же Богомъ та святая обитель распространяема славяшеся, и братіи присовокупляшеся множае за славу имене великаго архіерея и чудотворца Николая и за благодѣянія того Антонова монастыря пастыреначальника, игумена, зовомаго именемъ Паисія. И волею всеблагаго и всемогущаго Бога, и неизреченными Его судьбами, той пастыреначальникъ, игуменъ именемъ Паисій, учинися прискорбенъ, и не по мнозѣхъ днѣхъ недугу его наипаче возстающу и зѣло отъ тоя скорби ему изнемогающу, волею всесвятаго Бога и неизреченными судьбами по благодати Духа даннѣй, реченное чрезъ псаломника: предѣлъ положилъ еси, его же не прейдутъ и никто-же можетъ прейти еже не узрȵти смерти, на немъ исполнися, и той прежде помянутый инокъ, пастыреначальникъ, игуменъ именемъ Паисій, преселися въ вѣчный оный покой и погребенъ честнѣ.

А по немъ въ томъ Антоновѣ монастырѣ, по воли праведнаго Бога и по совѣту того Антонова монастыря братіи, избраша того Антонова монастыря иного себѣ пастыреначалька, игумена, изъ братіи того монастыря мужа зѣло постна и Богоугодна и во всемъ доброподвижна инока, старца Вонифатія. И той инокъ пастыреначальникъ и паки стадо Христово зѣло добрѣ пасяше и во всемъ правяше и о святѣмъ томъ Богомъ созидаемомъ домѣ зѣло печашеся, дабы и паки во славу святыя Троицы то святое мѣсто зѣло украсити и всякими благопотребными достоинствами довольно ублагопотребити и мнозѣхъ мужей къ той святой обители умоли благоснабдѣватели быти, по его же зѣло не утерпимому отъ распаленія душевныя любвѣ къ Богу усердію, и за молитвъ угодника Христова Николая и ради добродѣтельнаго житія началопастыря, дойде о сей пречестнѣй обители слухъ и до великаго князя, и извѣщено бысть, добродѣтельное его житіе великому князю. И великій князь, добродѣтельнаго его ради житія, то святое мѣсто паки повелѣваше снабдѣвати, и посѣщающи въ снабдѣніе того монастыря и на поминовеніе душъ прежде почившихъ родителей своихъ Государевыхъ денежные милостыни и всякое благоподаяніе даяше. И та святая обитель паки распространяшеся и славяшеся за молитвы Богоматере и предстателя великаго святителя и чудотворца Николая и доброподвижнымъ житіемъ того пастыреначальника. И милостію и молитвами великихъ Государей и снабдѣніемъ прежде упомянутыхъ вельможъ и иныхъ Богоизбранныхъ честнѣйшихъ мужей, снабдѣвающихъ ту святую пречестнѣйшую обитель Николаевскаго Антонова монастыря, и отъ рода суща прежде упомянутыхъ вельможъ многими приношеніи достойными употребленія святыя церкви и потребами на службы того Антонова монастыря не забытна снабдѣваху, игумена и братію и святое мѣсто почасту присѣщаху, и всякими довольствы благопотребно упокоеваху и ины мнозіи святыи мужіе то святое мѣсто паки снабдѣваху и вотчинами довольно благоудовольствоваша на память душъ прежде почившихъ родителей своихъ и желая согрѣшеніямъ своимъ отпущенія и всякаго себѣ отъ Бога добродѣтельнаго воздаянія и впредь будущимъ родомъ на славу и на преславное украшеніе того Богомъ спасаемаго мѣста, дабы и прочіи по нихъ людіе тако же, зря на ихъ тщательное снабдѣніе Богомъ спасаемаго того мѣста и паки на преславное украшение и употребление и желая душамъ своимъ отъ Бога благопотребная воздаянія и упокоеніе и сами святыя мѣста, добрѣ снабдѣвали всякимъ благодаяніемъ.

(*) В подлиннике годы означены славянскими буквами.[3]

 

Текст "Летописца":

Текст "Летописца" по изданию А.К. Жизневского

Текст "Летописца" в переводе В.З. Исакова

 


Фото из издания Токмаков И.Ф. Город Осташков Тверской губернии и его уезд. Сборник историко-статистических и археологических сведений. М., 1906. С. 87.

[1] Справка: Успенский Владимир Петрович (1823/1824–1894) — священник, краевед, педагог. Родился в семье дьякона церкви села Завидово Ржевского уезда (ныне Оленинский район) Тверской губернии. После окончания Тверской духовной семинарии в 1845 году был определен в Ржевское уездное духовное училище. В 1850 году был переведен в Осташковское духовное училище, инспектором которого он прослужил пятнадцать лет. С 1868 года священник, с 1890 года — протоиерей Преображенской церкви города Осташкова. Занимался изучением местной старины и церковной истории. Внес большой вклад в дело научного определения рукописей Тверского музея. им были составлены "Описание рукописной коллекции, поступившей в Тверской музей в 1884–1891 гг.", "Описание коллекций рукописей, икон, старопечатных и лубочных изданий переданных в Тверской музей в 1877–1893 гг.". Был также реставратором рукописного собрания музея. Действительный член Тверского губернского статистического Комитета (с 1863 года), член ТУАК (с 1884 года). Автор работ по истории Ржевского и Осташковского уезда: "Историческое описание Ниловой Столобенской пустыни Тверской епархии Осташковского уезда" (1867), "Описание Осташковского Знаменского женского монастыря" (1890), "Литовские пограничные городки" (1892), "Записка о прошлом города Осташкова Тверской губернии" (1893) и др. Один из создателей музея в Осташкове. Умер 2 декабря 1894 года. На надгробии на осташковском городском кладбище высечено: "Люителю древности — археологу. Века пройдут, делу твоему голос найдут". — См. Тверские памятные даты на 2019 год / Сост. Е.А. Прыгунова. Тверь, 2018. С. 189–190.

[2] Опубликовано на официальном сайте Тверской митрополии 08.05.2018

Литература:

  1. Жизневский А.К. Путевая записка о Краснохолмском монастыре // Древности: Труды московского археологического общества / Под ред. В.Е.Румянцева. М., 1874. Т.4. Отд.2. С. 84–86.

  2. Петров Н.И. Историческая библиотека Тверской епархии (библиографическая заметка) // Исторический вестник: Историко-литературный журнал. Т.1. СПб., 1880. С. 642.

  3. Тарасова Н.П., Тарасова А.Е. Источники по истории Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря // Вестник церковной истории. № 1/2 (41/42). М., 2016. С. 197, 199–201.

  4. Тарасов А.Е., Тарасова Н.П. Неизвестные списки «Летописца о зачатии Бежецкого Верху Николаевского Антониева монастыря» // «Времён связующая нить» (историко-краеведческий альманах «Бежецкий край»): сб. докладов и выступлений на науч.-практич. конференции, посвящённой 880-летию первого упоминания Бежецка в исторических источниках (29 апреля 2017 г.). Бежецк, 2017. №16. С. 23.

  5. Тарасова Н.П. Из истории Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря (К вопросу о проблеме изучения истории монастыря в отечественной историографии) // Рекомендательный аннотированный указатель литературы / Сост. Н.П.Тарасова, С.Г.Воронин, Т.Д.Телятникова. Красный Холм—Санкт-Петербург, 2017. С 9, сн.19.

[3] Опубликовано: Историческая библиотека Тверской епархии: [Извлечение из Тверских епархиальных ведомостей]. Т.1. Тверь, 1879. С. 333–345 (орфография текста «Летописца» максимально приближена к оригиналу).

См. также: Гадалова Г.С. «Летописец о зачатии Бежецкого верха Николаевского Антониева монастыря…» как исторический источник о преподобном Антонии Краснохолмском // Обитель преподобного Антония (историко-краеведческий альманах «Бежецкий край») / Под ред. В.В. Козырева. Бежецк, 2014. №10. С. 39–51 (текст приводится по списку А.К. Жизневского и «ИБТЕ» с указанием разночтений).

 

© Научно-просветительский сайт "Тверской Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь" (http://tver-antonievmon.bezhkray.ru), 2009–2022

© Историко-культурный и краеведческий сайт «Бежецкий край» (http://bezhkray.ru), 2014–2022

SmartTop.info