Главная     Контакты     Карта сайта     О сайте  

ИСТОРИЯ

Хронология

Краткая история обители

Изучение истории монастыря

План-схема монастыря

Монастырский комплекс

Календарь
памятных дат

ПЕРСОНАЛИИ

Прп. Антоний Краснохолмский

Игумены монастыря

патриарх Иоасаф II

игумен Анатолий (Смирнов)


кн. Андрей Угличский

инокиня Марфа (Романова)

А.К. Жизневский

архиеп. Димитрий (Самбикин)

В.З. Исаков

ИСТОЧНИКИ

Источники

Монастырские летописцы

Летописец

Перевод Летописца

Синодик

ЛИТЕРАТУРА

Список научных работ

Тверской патерик

Библиотека

ФОТО И ВИДЕО

Фотогалерея

Видеофильмы

КОНТЕКСТ

Бежецкий Верх в XV в.

Приходское духовенство Новгородской земли (XV - начало XVI вв.)

Повседневная жизнь русского средневекового монастыря

Монашество и монастыри в России XI-XX века: Исторические очерки

Церковь Зосимы и Савватия
в деревне Слобода

Красный Холм
в XVIII в.

Аналогии

Ссылки

ПРЕСТОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ В МОНАСТЫРЕ:

День памяти основателя монастыря прп. Антония - 30 (17) января (престола нет и не было);
День памяти прп. Макария Египетского - 1 февраля (19 января);
День памяти прп. Алексия человека Божия - 30 (17) марта;
День Благовещания Пресвятой Богородицы - 7 апреля (25 марта);
День памяти свв. благ. кнн. Бориса и Глеба - 15 (2) мая (День перенесения мощей), 6 августа (24 июля) (День убиения кн. Бориса), 18 (5) сентября (День убиения кн. Глеба);
День памяти святителя Николая Чудотворца: Никола-вешний (22 (9) мая - Перенесении мощей свят. Николая из Мир Ликийских в Бари) и Никола-зимний - 19 (6) декабря (главный престольный праздник);
День Вознесения Господня - празднуется на 40-й день после Пасхи (переходящий праздник);
Неделя Всех Святых - Неделя 1-я по Пятидесятнице или Троицыного дня (переходящий праздник);
День памяти Иоанна Предтечи - 7 июля (24 июня) (Рождество) и 11 сентября (29 августа) (Усекновение главы);
День памяти прпп. Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев - вероятно, 21 (8) августа (День перенесения мощей);
День памяти св. мч. Никиты - вероятно, 28 (15) сентября;
Покров Пресвятой Богородицы - 14 (1) октября;
День памяти св. влкмч. Димитрия Солунского - 8 ноября (26 октября).

 

РОЖДЕСТВО ГОСПОДА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА. 7 января (25 декабря).

Икона Рождества Христова.
Вт.пол. XV в. Новгород.
См. здесь

Один из двунадесятых церковных праздников. Рождественский служебный устав сформировался в IV веке. В V-IX веках был создан ряд богослужебных рождественских песнопений, используемых в Церкви и в настоящее время. На Руси праздновать Рождение Христа начали ещё в X веке.

В XVII веке, по монастырской традиции, в Рождество Христово все монастырские священники, диаконы и дьячки, а иногда и дьяки бояр-вкладчиков, живших неподалеку, приходили славить Христа.

Тропарь, глас 4
Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!

Кондак, глас 3
Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит, Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог.

О празднике Рождества Христова

 

ПРЕПОДОБНЫЙ АНТОНИЙ КРАСНОХОЛМСКИЙ. 30 (17) января.

Прп. Антоний Краснохолмский. Фреска.
Сер. - вт. пол. XIX века.
Храм Иоанна Богослова.
Город Бежецк.
Фото: Тарасовой Н.П., 2014 г.

 

О прп. Антонии Краснохолмском

 

Прп. Антоний Краснохолмский.
Современная икона. 90-е гг. XX века.
Введенская часовня.
Город Бежецк.
Фото: Тарасовой Н.П., 2014 г.

День памяти основателя монастыря. Никаких исторических сведений биографического или житийного характера о прп. Антонии не сохранилось (не выявлено). По имеющимся старинным монастырским книгам XVI века традиция памяти прп. Антония в монастыре не прослеживается. По всей видимости, в монастыре не сложилось особого почитания основателя, скорее, он воспринимался как "усопший подвижник". Почитание прп. Антония как подвижника благочестия начинается с конца XVII века непосредственно в Николаевском Антониевом монастыре, в месте его духовного подвига. Так это обстоятельство воспринималось в конце XVII века автором монастырского «Летописца»: «Той преждеупомянутый строитель, священноинок, зовомый именем Антоний, по богоугодному житию, учинися того Богом спасаемого места наставник и строитель и нача нарицатися то святое богоустрояемое место по имени того преждеупомянутаго отца и началоздателя, старца именем Антония…». Почитание святого Антония как преподобного начинается, вероятно, не ранее конца XVIII века, а по мнению петербургского исследователя А.А. Романовой, с последней четверти XIX века. Однако, изветный дореволюционный историк М.П. Погодин, посетивший монастырь в 1841 году, в своих путевых заметках отметил, что «монастырь называется Антониевским, но когда он построен, кто был этот основатель Антоний, где жил, когда скончался, и где погребен, неизвестно. Лишь только хранится в народе память об его добродетелях, и жители ходят служить по нем панихиды». Как святой Антоний Краснохолмский обозначен в святцах старообрядца Ф.П. Бабушкина. Запись на полях святцев XVIII века, по мнению А.А. Романовой, была внесена рукой составителя в начале XIX века и восходит к публикации архимандрита Амвросия (Орнатского) 1812 года в "Истории Российской иерархии". Святым Антоний Краснохолмский назван в перечне монастырских игуменов в публикации М.П. Строева (1877). Память прп. Антония упоминается в святцах "Русского календаря" А.С. Суворина за 1879 и 1882 годы. Во всех известных публикациях XIX века о русских святых прп. Антоний Краснохолмский упоминается как основатель монастыря под 30 (17 - ст.с.) января. О традиции почитания прп. Антония в монастыре в XVIII-XIX веках пока ничего неизвестно. Не было в церквях монастыря и престолов, освященных в честь прп. Антония Краснохолмского, что, вероятно, связано с особенностями его местного, а необщецерковного почитания и отсуствием официальной канонизации. В настоящее время память прп. Антония совершается в день памяти прп. Антония Великого, вероятно, по аналогии имен и подвига, 30 (17) января и в соборе Тверских святых (1-е воскресенье после 12 июля (29 июня), после праздника первоверховных апостолов Петра и Павла). День памяти прп. Антония широко отмечается в возрождающемся монастыре и в городе Красный Холм, событие освещается на страницах краснохолмской газеты "Сельская новь".

Величание
Ублажаем тя, преподобне отче наш Антоние, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.

 

ВСЕХ ПРЕПОДОБНЫХ И БОГОНОСНЫХ ОТЦЕВ В ПОДВИГЕ ПРОСИЯВШИХ.
          Сырная суббота перед Великим постом; переходящий праздник.

В сырную субботу совершается воспоминание святых мужей и жен, в подвиге поста просиявших. Примером святых подвижников Церковь укрепляет нас на подвиг духовный, «яко да и первообразному, незлобивому взирающе житию их, многовидныя и различныя делаем добродетели, якоже комуждо сила есть», помня, что и святые подвижники и подвижницы, прославляемые Церковью, были людьми, облеченными немощами плоти подобно нам. В эту последнюю перед Великим Постом субботу Церковь призывает православных христиан почтить «в подвизех просиявшия божественныя отцы, яже изнесе своим всякое место, и град, и страна». Как напутствие перед прохождением подвига поста Церковь предлагает нам жития всех тех, кто подвигом постным вошел в «рай сладости», наслаждаясь ныне Небесного Царствия...
В древности в Николаевском Антониевом монастыре сущестовал обычай "каждогодно" перед Великим постом ездить в Москву к царю "с хлебами, с капустою и с квасом" и к разным благотворителям монастыря, проживавшим в Москве.

Тропарь, глас 4
Боже отец наших, творяй присно с нами по Твоей кротости, не отстави милость Твою от нас, но молитвами их в мире управи живот наш.

Кондак, глас 8
Яко благочестия проповедники, и нечестия обуздатели богоносных собор уяснил еси, подсолнечную осиявающия. В мире совершенном тех молитвами, Тебе славящия и величающия сохрани, поющия ти, Господи: Аллилуия.

Подготовка к Великому посту.

Память всех преподобных отцов, в подвиге просиявших .

 

СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА.
          Переходящий праздник.

Икона "Сошествие во ад". Конец XV в.
См. здесь.

С 1652 года начала складываться традиция приходить в монастырь славить Христа от принадлежавших монастырю приходских его вотчины церквей с образами. Приносил в этот день дароприношения продуктами и деньгами игумену и властям монастыря от монастырской вотчины и монастырский староста.

Стихира, глас 6
Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити.

Тропарь, глас 5
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.

Ипакои, глас 4
Предварившия утро яже о Марии и обретшая камень отвален от гроба, слышаху от Ангела: во свете присносушнем Сущаго с мертвыми что ищете, яко человека? Видите гробныя пелены: тецыте и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.

Кондак, глас 8
Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси, яко Победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: Радуйтеся! и Твоим апостолам мир даруяй, подшим подаяй Воскресение.

О празднике

 

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ.
          Празднуется на 40-й день после Пасхи; переходящий праздник.

Вознесение Господне. Конец XV в.
Двухсторонняя икона-«таблетка» из Софийского собора в Новгороде.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В честь этого праздника была осящена церковь Вознесения Господня (1690 г.) Николаевского Антониева монастыря.

Тропарь, глас 4
Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак, глас 6
Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив Небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы.

Величание
Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на Небеса с пречистою Твоею Плотию Божественное вознесение.

О празднике

 

ПЕРЕНЕСЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ И ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ
          ИЗ МИР ЛИКИЙСКИХ В БАРИ (1087).
22 (9) мая.

Никола Чудотворец.
Двухсторонняя икона - на обороте
Богоматерь Одигитрия.
Школа или худ. центр Твери.
Первая четверть XV в.
ЦМиАР

Подробнее об этой иконе смотрите здесь.

 

Никола Чудотворец
со Спасом и Богоматерью.
Школа или худ. центр Твери.
XV век.
ЦМиАР

Подробнее об этой иконе смотрите здесь.

 

Никола Чудотворец в житии.
Школа или худ. центр Новгорода.
Конец XV — начало XVI вв.
ГРМ

Подробнее об этой иконе смотрите здесь.

 

Другие почитаемые образы свят. Николая.

Игумен Анатолий (Смирнов) в своей книге "Историческое описание..." монастыря приводит предание об обретении преподобным Антонием иконы святителя Николая: "Существует устное предание, что однажды ночью Антоний увидел из оконца своей кельи не вдалеке необыкновенный свет. Объятый трепетом и радостию, он вышел узнать что означало это дивное явление, и узрел на дереве икону Святителя Николая Чудотворца. Воздав хвалу Богу и Его угоднику, он внес Св. икону в свою часовню, а по устроении деревянной церкви посвятил оную имени сего Святителя". Предание не сообщает нам, когда (весной, летом или зимой) произошло это знаменательное событие, не говорится, как выглядела икона святителя, как он был на ней изображен. Неизвестны и источники этого предания. Монастырская опись 1575 г. (более ранняя, 1564 г., сохранилась лишь фрагментарно) упоминает в Никольском храме 11 икон Николая Чудотворца. Из всего этого изобилия иконописных изображений монастырская опись 1688 г. «явленным» образом называет только икону святителя Николая «длин. 6 верш. шир. 5 верш., по полям и оплечью оклад и венец серебряные, чеканные, вызолоченные, в венце 4 камня зеленых и 4 красных. <…> В XVII столетии она помещалась на аналогие близ царских дверей, венец на ней обведен был ниткой жемчуга, а пелена под нею вся была низана жемчугом». Анатолий отмечает, что особо в монастыре почиталась и другая икона святителя - местная икона Николая Чудотворца с чудесами «дл. 2 арш. шир. 1 арш. 9 вер., древняго иконнаго письма, в серебряной, вызолоченной ризе; около венца, по краям святительских одежд и около изображений Спасителя и Божией Матери низано жемчугом, в коем весу 31 1/2 золотник». «Икона эта известна была еще в XVI столетии и тогда на ней был серебряный оклад игумена Иосифа (Иоасафа - Н.Т.), похищенный, должно быть, в литовское время, так как в 1631 году на ней серебряный вызолоченный оклад был духовника государыни великия инокини Марфы Иоанновны чернаго священника Ионы; а в 1683 году на ней уже были оклад серебряный чеканный, риза серебряная литая, вызолоченная и унизанная жемчугом, как и ныне». В описи отмечается, что в Благовещенском приделе Никольского собора и в Дмитриевской церкви также имелись образа Николая Чудотворца. В игуменской келье "на крыльце" имелся "образ чюдотворца Николы на золоте пядница". Многие из образов были "поставлены" или украшены игуменами монастыря. В описи упоминается и наличие в монастыре книги "в полдесть на бумазе, а в ней писано житие Николы чудотворца". Таким образом, ранние монастырские документы на указывают, какая из икон святителя почиталась как явленная. Нам достоверно неизвестно, до какого времени хранилась в монастыре икона святителя Николая, обретенная преподобным Антонием, или же в монастыре имелся с нее более поздний список, или же почитался какой-то иной монастырский образ святителя Николая. Последний раз монастырские иконы были описаны в 1930-е годы, перед закрытием монастыря, дальнейшая их судьба неизвестна. Нет у нас сведений о том, сохранились ли где-либо на просторах Руси-России образы Николая Чудотворца из Краснохолмского монастыря. Сегодня мы только можем предполагать, как мог выглядеть образ святителя Николая, опираясь на известные образцы иконописи XV-XVI веков. Сложились ли в монастыре какие-либо традиции, связанные с празднованием дня памяти "Николы-вешняго", неизвестно.

Тропарь святителю Николаю, глас 4
Приспе день светлаго торжества, град Барский радуется, и с ним вселенная вся ликовствует песньми и пеньми духовными: днесь бо священное торжество в пренесение честных и многоцелебных мощей святителя и чудотворца Николая, якоже солнце незаходимое, возсия светозарными лучами, разгоняя тьму искушений же и бед от вопиющих верно: спасай нас, яко предстатель наш, великий Николае.

Кондак святителю Николаю, глас 3
Взыде, яко звезда, от востока до запада твоя мощи, святителю Николае, море же освятися шествием твоим, и град Барский приемлет тобою благодать: нас бо деля явился еси чудотворец изящный, предивный и милостивый.

О перенесении мощей свят. Николая из Мир Ликийских в Бари.

 

ДЕНЬ КРАСНОГО ХОЛМА И КРАСНОХОЛМСКОГО РАЙОНА. Субботний день середины июля.

Закладной камень
в честь 500-летия города.
Открыт 14 июля (суббота) 2018 года.

 

Троицкий Собор
города Красный Холм.
Утрачен, сохранилась только колокольня.
На историческом месте возводится новый храм.

 

Вид на город Красный Холм.
На первом плане Торговые ряды (сохранились).

 

Город Красный Холм.
Вид на Торговую площадь.

Весной 1462 года по духовному завещанию великого московского князя Василия II Тёмного Бежецкий Верх стал уделом его сына Андрея Большого, князя Угличского: «А сына своего Ондрея благословляю <…> Да даю ему Бежытцки Верх, и с волостьми и с путми, и с селы и со всеми пошлинами…» (см. Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV–XVI вв., 1950, с. 195). Далее последовала перепись земель Бежецкого Верха. В период с 1464 по 1540 год было составлено 6 таких книг. Книги эти не сохранились (или не выявлены), но в более поздних документах имеются отсылки к ним при земельных спорах. Потому пока упоминание селения Спас на Холму впервые встречается только в монастырской описи 1575 года: «Да в казне ж данная грамота с печатью красною князя Семена Ивановича на Спас на Преображенье на холм <…> Да к монастырю ж погост Спас на Холму Преображенье вверх древяная, а другая церковь Живоначальная Троица...» (см. Историческая библиотека Тверской епархии, т. I, 1879, с. 352, 387, 397–398). Сведения из грамоты князя Семена Ивановича были приведены в монастырском «Летописце» об основании монастыря, составленном в 1687 году. В этом позднем документе селение упоминается в связи с вкладом его «по душе» князя Симеона в монастырь 26 июня/9 июля (по ст. ст.) 1518 года.: «…село Преображенье Спасово на Холму да Живоначалной Троицы с деревнями…» (см. Историческая библиотека Тверской епархии, с. 340–341). Известен не монастырский документ 70-х годов XVI века, который упоминает селение, - «Дозорная книга» Долмата Тишнева. В ней записано: «В той же отчине Онтоновского монастыря погост на Холму, на нем церковь Преображение Спасово, а другая церковь Живоначалная Троица теплая» (см. Писцовые книги Новгородской земли, т. III, 2001, с. 198). Какие-либо другие документы, упоминающее поселение, пока неизвестны. Скорее всего поселение как село с округой сформировалось/оформилось во второй половине XV - начале XVI века. Можно предположить, что это результат активной экономической жизни, т.е. здесь имел место активный торг уже в XVI столетии. В указе Екатерины II Сенату за №14.420 от 29/16 (по ст. ст.) января 1776 года упоминается село Красный Холм. Такое же наименование получил и вновь образованный данным указом город. Торжественные мероприятия, посвященные переименованию села в город состоялись 25/12 марта 1776 года. В 1781 году Красный Холм получил свой герб. В период с 1776 по 1797 год Красный Холм являлся уездным городом. Затем Краснохолмский уезд был ликвидирован, город Красный Холм был включен в 1803 году (и почти на столетие) в состав Весьегонского уезда. В Период с 1921 по 1929 год Красный Холм побывал в составе Рыбинской губернии и Московской области. А 12 июля 1929 года город Красный Холм вновь стал центром заново образованного Краснохолмского района в составе Московской области.В 1935 году Краснохолмский район вошел в состав Калинской (ныне Тверской) области. Сегодня Красный Холм является центром Краснохолмского района Тверской области и входит в число 14 исторических городов области, где имеются памятники истории и архитектуры.

 

СОБОР СВЯТЫХ, В ЗЕМЛЕ ТВЕРСКОЙ ПРОСИЯВШИХ.
          Празднование Собору в первое воскресение после праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла, 12 июля (29 июня). Переходящий праздник.

Икона «Собор святых
в земле Тверской просиявших».
Этот иконописный образ был опубликован
в журнале "Православный паломник" за номером 1(8) 2003,
посвященном святыням Тверской епархии

 

Собор всех Тверских святых

Икона «Собор святых
в земле Тверской просиявших».
Из Храма блаженной Ксении Петербуржской,
г. Тверь (м-н Юность)
См. здесь.

В службе Собору прп. Антоний Краснохолмский упомянут в 4-й стихире на Господи воззвах и во 2-м тропаре 8-й песни канона утрени (Минея (МП). Июнь. Ч. 2. С. 545, 553).

 

Собору Тверских святых

Тропарь, глас 4:

Иже в земли Тверской прославльшиися, святителие, мученицы, преподобнии, праведнии и вси святии, верою, подвиги благочестия, любовию, кротостию, словом и житием Богу благоугодившии и венцы нетления и славы украсившиися, молите Христа Бога нашего даровати мир стране нашей и душам нашим в мире спастися.

Кондак, глас 4:

На земли благочестно пожившии, святии, в земли Тверской просиявшии, и ныне на Небесех со Ангелы радуетеся и Троицу Святую — Отца, и Сына, и Святаго Духа во Едином Божестве прославляете. Мы же, земнороднии, молитвенно ублажающе вас и святую память совершающе, молим: принесите наша молитвы к Небесному Престолу Господа Вседержителя, да Вашим ходатайством дарует мир и спасение душам нашим.

Величание:

Величаем вас, страны Тверския покровители, и чтим святую память вашу, вы бо молите за нас Христа Бога нашего.

 

О первом праздновании Собора Тверских святых.

 

РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ВЛАДИМИРА, ВО СВЯТОМ КРЕЩЕНИИ ВАСИЛИЯ.
          ДЕНЬ КРЕЩЕНИЯ РУСИ.
28 (15) июля.

Св. равноап. вел. кн. Владимир.
XV-XVI вв. Новгород.

О св. равноап. вел. кн. Владимире.

Тропарь равноапостольному князю Владимиру, глас 4
Уподобился еси купцу, ищущему добраго бисера, славнодержавный Владимире, на высоте стола сидя матере градов, богоспасаемого Киева, испытуя же и посылая к царскому граду уведети православную веру, и обрел еси бесценный бисер, Христа, избравшаго тя, яко втораго Павла, и оттрясшаго слепоту во святей купели, душевную вкупе и телесную. Тем же празднуем твое успение, людие твои суще: моли спастися державы твоея Российския начальником, Христолюбивому православному народу.

Кондак равноапостольному князю Владимиру, глас 8
Подобствовав великому апостолу Павлу, в сединах, всеславне Владимире, вся, яко младенческая мудрования, яже о идолех тщания оставль, яко муж совершенный, украсился еси божественнаго крещения багряницею: и ныне Спасу Христу в веселии предстоя, моли спастися державы Российския начальником и множеству владомых.

Величание равноапостольному князю Владимиру
Величаем тя, святый равноапостольный княже Владимире, и чтем святую память твою, идолы поправшаго и всю Российскую землю святым крещением просветившаго.

 

 

 

Икона "Крещение Руси".
Письмо архимандрита Зенона. 1988 г.

 

Молитва к Богу в День Крещения Руси
Триипостасный Боже, Отче Вседержителю, Сыне Единородный, Спасителю мира, и Душе Святый, просвещаяй и освящаяй племена и народы! Иже и владыку Земли Русския, князя Владимира, к свету истинныя веры наставивый, и тем всю страну нашу Крещением просветивый, и сонмом святых, яко пресветлым звездам, небо Церкве нашея украсившим, возсияти даровавый! И нам, смиренным и недостойным чадом их, ныне предстоящим славе Твоей и благодарственное молебное пение приносящим за вся благодеяния, бывшая на Руси от лет древних и до ныне. Призри на ниву Твою, Церковь Святую, на страны и народы, преемственно воспринявшие веру православную из единой купели Крещения в водах днепровских и ныне приносящих Тебе, якоже прекрасный плод спасительнаго сеяния Слова Твоего, лики святых. Тии бо послужиша людем своим верою, надеждою и любовию, образом слова и жития указующе нам путь к совершенству по заповеди Христовой: будите убо совершени, яко же и Отец ваш Небесный совершен есть. Сохраняюще сие святое наследие их, молимся Тя, Жизнодавче: спаси и помилуй нас, мир миру Твоему даруй и всему созданию Твоему, егоже по грехом нашим сыны века сего погубити тщатся. Вемы бо, яко не хощеши смерти грешников, но еже обратитися и живым им быти; призри на нас, во гресех пребывающих, отврати гнев Твой, праведно движимый на ны, даруй нам покаяние и Твоим неизреченным милосердием помилуй нас. Приими молитвы и труды наша о умножении любве среди всех людей мира сего. Землю нашу огради, власти умудри, вся утеши и умири, Церковь Твою возрасти, достояние Твое соблюди, мужи и жены, и младенцы благодатию просвети, и вся люди Твоя в Православии и благочестии утверди молитвами Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста и Всех святых, в Земли нашей просиявших, да в единении веры и любве славим Тя, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

 

 

НЕДЕЛЯ ВСЕХ СВЯТЫХ.
          Неделя 1-я по Пятидесятнице.

Икона Всех святых

В честь этого праздника была освящена церковь во имя Всех Святых (1690 г.), пристроенная к Никольскому собору. Считается, что эта церковь была построена в память о прп. Антонии над предполагаемым местом его погребения.

Тропарь, глас 4:

Иже во всем мире мученик Твоих, яко багряницею и виссом, кровьми Церковь Твоя украсившися, теми вопиет Ти, Христе Боже: людем Твоим щедроты Твоя низпосли, мир жительству Твоему даруй и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 4:

Яко начатки естества, Насадителю твари, вселенная приносит Ти, Господи, богоносныя мученики, тех молитвами в мире глубоце Церковь Твою, жительство Твое Богородицею соблюди, Многомилостиве.

 

НЕДЕЛЯ ВСЕХ СВЯТЫХ В ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРОСИЯВШИХ.
          Неделя 2-я по Пятидесятнице.

Икона Всех святых в земле Российской просиявших

Тропарь
Якоже плод красный Твоего спасительнаго сеяния, земля Российская приносит Ти, Господи, и вся святыя в той просиявшия. Тех молитвами в мире глубоце церковь и страну нашу Богородицею соблюди, Многомилостиве.

Величание
Ублажаем вас, чудотворцы наши славнии, землю Русскую добродетельми вашими озарившии и образ спасения нам светоявленно показавшии.

О празднике Всех святых в земле Российской просиявших.

Синодик Всех русских святых. В этом Синодике среди преподобных и богоносных отец наших упомянут и прп. Антоний Краснохолмский.

 

ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ.
          14 (1) октября.

Икона "Покров Богородицы".
XV в. Новгород.

В честь этого праздника была осящена трапезная церковь (1590 - 1594 гг.) Николаевского Антониева монастыря.

Тропарь, глас 4
Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

Кондак, глас 3
Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу, Ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.

 

СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИР ЛИКИЙСКИХ ЧУДОТВОРЦА.
          19 (6) декабря. Престольный праздник в обители.

Никола Чудотворец.
Школа или худ. центр Твери.
Конец XV в.
ЦМиАР

Подробнее об этой иконе смотрите здесь.

 

Никола Чудотворец.
Школа или худ. центр Новгорода.
Конец XV в.
ГРМ

Подробнее об этой иконе смотрите здесь.

 

В этот день в монастыре освящалась святая вода. А после храмового праздника "с Никольскими св. водами и с Никольским образом" игумен или старший из братии монастыря, отправлялся в Москву к царю с подношением. "При этом образ был окладываем серебром с позолотою, подкладываем был зенденью, а для св. воды заготовляема была вощаница". Поездки эти носили регулярный (ежегодный) характер. Святитель Николай особо почитался в монастыре, поскольку его "образ в окладе" частенько преподносился в дар царю, патриарху, вкладчикам монастыря, благотворителям и различным вельможам, посещавшим монастырь.

Вероятно также, что именно в этот день могли приниматься какие-либо серьезные решения, связанные с устройсвом монастыря или монастырской жизнью в частности. Так при предпринятых в 1606 году в монастыре перекрытии крыши Соборной церкви листовым железом и слитии большого в 100 пудов колокола, сперва была сделана выемка денег из монастырской казны: "Лета 7114 м. декабря в 6 день, Николы Чюдотворца Онтонова монастыря игумен Иосиф да келарь Галасея Посадников да Казначей священник Пимин... и вся братия Николы Чюдотворца Онтонова монастыря, приговоря на Черном соборе, вынули из Николы Чюдотворца из каменной церкви из большой казны на монастырское на церковное строение - на благовестной колокол на медь на прибавку к старому колоколу, что он розбился, да на Николу Чюдотворца на каменный храм на кровлю на тесть и на Немецкое железо и на олово и на гвозди три ста рублев денег..."

Трудно сегодня сказать, как долго сохранялись в монастыре эти традиции, как они видоизменялись и когда и почему прекратили свое существование. Но монастырские источники сохранили память о благочестии древних монахов, которое служит нам наглядным примером того, как бережно и трепетно надо относиться к святыне.

Тропарь святителю Николаю, глас 4
Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему Яже вещей Истина. Сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак святителю Николаю, глас 3
В Мирех, святе, священнодействитель показался еси, Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих и спасл еси неповинныя от смерти. Сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати.

Статьи о свят. Николае Чудотворце на ПРАВОСЛАВИЕ.RU

Статьи о свят. Николае Чудотворце на ПРАВОСЛАВИЕ.RU

 

Икона «Собор Бежецких святых».
Икона конца ХХ века из Кладбищенской церкви г. Бежецка.
В первом ряду слева на иконе изображен прп. Антоний Краснохолмский.
В своих руках он держит миниатюрный макет Никольского собора.
См. здесь.

 

Наверх

 

 

© Научно-просветительский сайт "Тверской Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь" (http://tver-antonievmon.bezhkray.ru), 2009-2019

© Историко-культурный и краеведческий сайт «Бежецкий край» (http://bezhkray.ru), 2014-2019

SmartTop.info