Главная     Контакты     Карта сайта     О сайте  

ИСТОРИЯ

Хронология

Краткая история обители

Изучение истории монастыря

План-схема монастыря

Монастырский комплекс

Календарь
памятных дат

Почитание святителя
Николая Чудотворца

ПЕРСОНАЛИИ

Прп. Антоний Краснохолмский

Игумены монастыря

патриарх Иоасаф II

игумен Анатолий (Смирнов)


кн. Андрей Угличский

инокиня Марфа (Романова)

А.К. Жизневский

архиеп. Димитрий (Самбикин)

В.З. Исаков

ИСТОЧНИКИ

Источники

Монастырский летописец

Летописец

Перевод Летописца

Синодик

ЛИТЕРАТУРА

Список научных работ

Тверской патерик

Библиотека

ФОТО И ВИДЕО

Фотогалерея

Аудио- и
видеоматериалы

КОНТЕКСТ

Бежецкий Верх
в XV веке

Приходское духовенство Новгородской земли (XV - начало XVI вв.)

Повседневная жизнь русского средневекового монастыря

Монашество и монастыри в России XI-XX века: Исторические очерки

Церковь Зосимы и Савватия
в деревне Слобода


Красный Холм и его монастырь

в XVIII веке

по воспоминаниям неизвестного
(свящ. И.С. Белюстина)

по воспоминаниям М.П. Погодина

по воспоминаниям владыки Саввы (Тихомирова)

по воспоминаниям владыки Димитрия (Самбикина)

по воспоминаниям владыки Серафима (Чичагова)

по воспоминаниям А.Л. Мясникова


Аналогии

Ссылки

АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ БОЛЬШОЙ (ГОРЯЙ),
УДЕЛЬНЫЙ КНЯЗЬ УГЛИЧСКИЙ

Наталья Тарасова

Андрей Васильевич Большой[1] (Горяй)[2], удельный князь Угличский (1446–1493) — князь, при участии которого предположительно строился Никольский собор Антониева монастыря. В 1494 году по его душе его дочерьми в Николаевский Антониев монастырь был внесен значительный вклад, который положил начало формированию монастырской вотчины.[3]

Происхождение

Сын великого князя Московского Василия II Васильевича († март 1462 г.), прозванием Тёмный, и Марии Ярославны (впоследствии инокиня Марфа, † 1485 г.), княжны Боровской[4]; родной брат московского великого князя Ивана III. Родился 19 августа 1446 года (в день памяти святого Андрея Стратилата) в период заточения его родителей, Василия II и Марии Ярославны, в Угличе.

Удельные владения

По духовному завещанию Василия II в 1462 году (Андрею тогда было около 15 лет) получил в удел

  • город Углич (ныне Ярославская область),
  • город Звенигород (ныне Московская область),
  • город Бежецкий верх (ныне Тверская область),
  • села и города Велетов, Кистьма, Рожалов, Устюжна Железопольская (ныне Вологодская область).
  • В 1472 году получил от матери во владение Романов городок на Волге (впоследствии Романов-Борисоглебск, ныне город Тутаев Ярославской области).
  • В 1480 году от великого князя Ивана III получил в управление город Можайск (Московская область).

Хроника жизни

В январе 1460 году Андрей Большой участвовал в новгородском походе своего отца великого князя московского Василия II (официальной целью этого похода было поклонение новгородским святыням). Осенью 1469 года князь Андрей Большой по указу Ивана III принимал участие в походе на Казань. Андрей Васильевич участвовал в первом походе своего брата Ивана III на Новгород летом 1471 года На следующий год он стоял с полками в Серпухове, прикрывая русские земли от нашествия хана Ахмата. Зимой 1478/79 года Андрей Большой принимал участие во втором походе Ивана III на Новгород. Весной 1480 года вместе с братом Борисом, князем Волоцким, предпринял мятежные действия против Ивана III. Осенью того же года — принял участие в «стоянии на Угре»[5]. Летом 1491 года отказался от участия в войне Ивана III с «Ахматовыми детьми». В сентябре 1491 года по приглашению Ивана III Андрей прибыл в Москву. Тогда же по указу Ивана III был схвачен и посажен в тюрьму (в каменную темницу Казенного двора близ Благовещенского собора), где и скончался 6 ноября 1493 года. Андрею Васильевичу было 47 лет. По указу Ивана III захоронен в семейной усыпальнице потомков князя Ивана Калиты — Архангельском соборе Московского Кремля. Земли, которыми владел князь Андрей Васильевич Большой, отошли к Москве.

Андрей Большой — удельный князь

В своем уделе князь Андрей много сделал для величия Православной Церкви и культуры. В 70-е и 80-е годы XV столетия князь Андрей разворачивает масштабные строительные работы: было начато сооружение каменных стен вокруг Угличского Кремля, и был выстроен каменный дворцовый ансамбль, в состав которого вошли: Спасо-Преображенский собор (1485–1487 гг.)[6], княжеские палаты[7], жилые покои и хозяйственные помещения. Главной святыней угличского Спасо-Преображенского собора стали обретенные при его постройке мощи кн. Романа Владимировича[8]. В 1469–1470 годах к востоку от княжеских палат была воздвигнута домовая церковь Андрея Большого «во имя царя Константина и матери его Елены», патрональной святой жены князя.

1479–1482 годах в трех верстах от Углича в Покровском Паисеевом монастыре, основанном еще в середине XV века, был выстроен каменный Покровский собор.[9] При Андрее Большом был построен каменный собор во имя Иоанна Предтечи и в Успенской пустыне на реке Учме (полностью разрушен в советское время). Считается, что Учменский монастырь был основан святым Кассианом Греком (дядей Софьи Палеолог) на средства князя Андрея.[10] В 1481 году началось строительство каменного Никольского собора Антониева монастыря, основанного преподоьным Антонием у впадения реки Мелечи в Неледину, продолжавшиеся до 90-х годы XV века. В 1490 году на торгу под стенами крепости, на Успенской площади Углича, было начато строительство посадского (городского) собора, прерванное в следующем году опалой князя Андрея. К числу храмов, построенных в княжение Андрея Большого, некоторые исследователи относят и сооружение Никольского собора в Можайске.[11]

Каменные храмы, сооруженные князем, нуждались в устройстве их внутреннего убранства, в создании фресок и икон. С этой целью Андрей Большой приглашает в Углич крупнейшего художника той поры — Дионисия. Ни одной работы этого мастера в Угличе не сохранилось. По одной из версий, Дионисием по заказу угличского князя была написана ныне находящаяся в Воскресенском соборе города Тутаева чудотворная икона "Нерукотворный Образ Всемилостивого Спаса".[12] Но о влиянии этого мастера на иконопись Углича свидетельствует известный Леонтьевский чин (ныне в Ярославском музее), и можно говорить о его причастности к росписи Покровского и Спасо-Преображенского соборов (близ последнего при раскопках было обнаружено более 8 тысяч фрагментов фресок).

В 1477 году для повышения духовного престижа княжества Андрей Большой приглашает на игуменство в соседний Рождество-Богородичный монастырь (ныне село Прилуки на Волге) выдающегося книжника тех лет, постриженика Кирилло-Белозерской обители старца Ефросина[13]; в самом городе при «княжьем дворе» организует скрипторий — книгописную мастерскую. Из ее стен вышла знаменитая псалтирь 1485 года Федора Шарапова (ныне в РНБ в Санкт-Петербурге). В те же годы устроителем угличского Покровского монастыря Паисием было написано «Евангелие» с изумительными по красоте инициалами и заставками (ныне в Государственном архиве Ярославской области).

При Андрее Большом в Угличе велось летописание, и предполагают, что «Угличский летописец»[14] этого времени стал основой одной из общерусских летописей — Типографской[15].

Князь Андрей предпринял попытки церковного прославления Саввы Строжевского из принадлежавшего ему Звенигорода и Романа Угличского.

Семья

В 1470 году в возрасте 24 лет Андрей женился на дочери Романа Андреевича, князя Мезецкого, Елене, от которой имел двух сыновей, — Ивана († 1522) и Дмитрия († 1540)[16], проведших свою жизнь в заточении, и двух дочерей Евдокию и Ульяну (Иулианию), которых не коснулось ни заточение, ни гонение.

Почитание князя

В 2006 году администрацией Угличского района было принято решение о ежегодном праздновании 22 августа как дня князя Андрея Васильевича Большого.[17] В этом же году в Красном зале Угличского государственного историко-архивного и художественного музея состоялась научно-просветительская конференция на тему «Князь Андрей Большой и его время», на которой было заслушано 8 докладов. Андрей Васильевич почитается как святой благоверный князь Угличской земли (Ярославская епархия).

 


Фото: Андрей Васильевич Большой, князь Угличский. Фресковое изображение из Архангельского собора Московского Кремля.

Литература:

  1. Борисов Н.С. Горький удел: Московское вероломство 7000 года // Родина. 2003. №12. С. 34–39.
  2. Борисов Н.С. Иван III. М., 2000.
  3. Голейзовский Н.К. Дионисий и князь Андрей Угличский // Древняя Русь. 2005. №4 (22). С. 103–118.
  4. Выголов В.П. Никольский собор Антониева Краснохолмского монастыря (последняя четверть XV в.) // Памятники русской архитектуры и монументального искусства: пространство и пластика. М., 1991. C/ 3–27.
  5. Жизневский А.К. Древний архив Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. М., 1879.
  6. Булкин В.А., Салимов А.М. Никольский собор Антониева Краснохолмского монастыря. Материалы исследований. М., 2001.
  7. Ерохин В. Андрей Большой. Несколько штрихов исторического портрета // Угличская газета. 2006. 12.
  8. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1890—1907. (Интернет-версия)
  9. Андрей Васильевич Большой (Углицкий) // Информационный портал Угличского муниципального района. Публикация от 20 июня 2006 г.
  10. Официальный сайт Угличского благочиния
  11. Алексеева С.В. Два города на Волге или следы времени // Санкт-Петербургский университет. 2002. №31 (3622).
  12. Крылов Л. Красный Холм и его соборы. Тверь, 1883.
  13. Хмыров М. Д. Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови. СПб., 1993.
  14. Российская и мировая история в таблицах / Автор-состовитель Ф.М. Лурье. СПб., 1998.
  15. Горстка А. Н. Горяй: Повесть об Андрее, князе Угличском. Углич; Рыбинск, 2005.
  16. Гречухин В. А. Лики Четвертого Рима. Ярославль, 2004.

Примечания:

[1] Современники называли князя Андрея Большим, чтобы отличать его от его родного брата князя Вологодского Андрея Васильевича (1452–1481), которого называли Андреем Меньшим.

[2] В дореволюционной литературе прозвище «Горяй» трактовалось как «познавший много горя», «горемыка», сегодня исследователи склонны трактовать это прозвище как «горячий нравом».

[3] «Лета 7002 году месяца ноября преставися благоверный князь Андрей Углицкий; а дал в дом Чудотворцу Николе и страстотерпцу Христову Димитрию по своих родителехъ и по своей душе, въ наследие благъ вечныхъ; из вотчин своих деревню Костычево, д. Нави, д. Коробово, д. Мокравицы, д. Пикалово с лесы и с луги и со всеми угодьи". — См.: Летописец о зачатии Бежицкого верху Николаевского Антониева монастыря… // Жизневский А.К. Древний архив Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. М., 1879. С. 70.

[4] От этого брака у Василия II Васильевича было семь сыновей и одна дочь: Юрий Большой (1437–1441), Иван III (1440–1505), князь Московский и всея Руси, Юрий Молодой, князь Серпуховский (1441–1472), Андрей Большой, князь Угличский (1446–1494), Симеон (1447–1449), Борис, князь Волоцкий (1449–1494), Андрей Меньшой, князь Вологодский (1452–1481).

[5] Стояние на реке Угре — военные действия в 1480 году между ханом Большой Орды Ахматом и великим князем московским Иваном III, вызванные отказом Москвы (1476 год) платить Орде ежегодную дань. Положило конец монголо-татарскому игу. Московское государство стало полностью независимым.

[6] Спасо-Преображенский собор первые два века своей истории, вероятно, был деревянным. Затем, в XV веке, при угличском князе Андрее Васильевиче Большом в 1485–1487 годах отстраивается в камне. Новый храм вошел в архитектурный комплекс выстроенного немногим ранее обширного и тоже каменного княжеского дворца. Он стоял к западу от княжеских Палат, замыкая с одного края внутреннюю дворцовую площадь. Из описаний известно, что собор был одноглавый четырехстолпный, поднятый на подклет, окруженный с трех сторон галереей и двумя приделами. Уже при Андрее Большом он был расписан и снабжен иконами. После польско-литовского разорения собор был поновлен, а в 1700 году угличане преступили к его перестройке. В 1706 году новый Спасо-Преображенский собор был освящен. Сегодня в Угличе можно увидеть именно этот храм с иконами XVII–XVIII веков и росписями XIX века. С 2004 году в соборе по воскресеньям и в праздники совершаются службы.

[7] Палаты местных удельных князей, одно из древнейших сохранившихся до наших дней жилых зданий России. Они входили в состав огромного комплекса жилых и парадных зданий, созданных в кремле на волжском берегу при угличском князе Андрее Большом. Княжеский дворец Углича имеет давнюю историю. Впервые он появился, вероятно, в начале XIII века, когда Углич достался князю Константину Всеволодовичу или Владимиру Константиновичу. В этих деревянных дворцах жили местные князья, бывали Юрий Звенигородский, Димитрий Шемяка, во время ссылки в 1446 году находился великий князь Василий Темный, заключивший в стенах дворца перемирие с Шемякой. Но только при Андрее Большом примерно в 1480-х годах дворец становится каменным. Это было исключительным событием в истории государства. Ведь только старший брат Андрея великий князь Иван III мог позволить себе каменное строительство, и к тому же каменные дворцы Москвы стали строиться немного позднее угличских. Был создан сложный комплекс зданий. В XVII веке княжеские палаты были сожжены, уцелели только парадная и главная часть. В XVIII веке они были отремонтированы, а в конце XIX века отреставрированы.

[8] Святой благоверный князь Роман, Угличский чудотворец, родился в 1235 году (память 3/16 Февраля). Он был младшим сыном угличского князя Владимира и княгини Фотинии, племянником святого князя Василька Ростовского (†1238 г.; память 4/17 марта). В 1261 году, по смерти своего старшего брата, святой Роман в 26 лет принял на себя управление княжеством. Святой князь Роман Владимирович много потрудился для украшения столицы своего княжества — города Углича; строил и содержал странноприимные дома и богадельни. Заботился святой князь Роман и о монастырях и храмах Божиих. В течение 24 лет своего правления он построил и украсил богатыми вкладами более 15 храмов. Святой князь прославился также построением в своем княжестве нового прекрасного города, который был назван в честь основателя Романовым (ныне город Тутаев Ярославской области). В 1280 году скончалась жена святого благоверного князя Романа княгиня Александра. С того времени он всецело посвятил себя подвигам поста, молитвы, благотворительности и благочестия. Преставился к Богу святой князь Роман 3 февраля 1285 года. Тело его было погребено в церкви Преображения в Угличе (с 1989 года в церкви Димитрия «на поле»). Мощи святого Романа в 1486 году были обретены нетленными и перенесены в новую соборную церковь Преображения. По распоряжению патриарха Иова мощи были освидетельствованы Казанским митрополитом святителем Гермогеном (будущим патриархом) в 1595 году, после чего последовало прославление святого. В 1605 году святые мощи князя Романа были сожжены поляками вместе с храмом, но частицы их сохранились. После его смерти Угличское княжество перешло в удел ростовских князей, так как святой князь Роман умер бездетным. В 1462 году город Углич стал центром удельного княжества Андрея Васильевича Большого.

[9] Покровская Паисиева мужская обитель находилась на левом берегу реки Волги в 3 км выше Углича (недалеко современная деревня Покровские Горки). Первые упоминания об обители датированы 30-ми годам XV века (время правление московского князя Василия II Темного, отца князя Андрея Угличского). В 1466 году (по другим данным в 1476 году) угличский князь Андрей Большой пригласил из Калязинского Макарьева монастыря старца Паисия, приходившегося племянником преподобному Макарию, основателю упомянутой обители. Из всех других угличских монастырей он выбрал Покровский и занялся его расширением и обустройством. В конце XV века обитель получила земельные пожалования от Андрея Большого в окрестностях города. Уже в 1479–1482 годах при поддержке князя Андрея Паисий строит каменный Покровский собор. Покровский собор, наряду с княжескими палатами и Спасо-Преображенским собором в Угличском Кремле (на месте этого собора сегодня сохранился другой одноименный собор XVII–XIX веков), стал одним из первых каменных зданий Углича. Время управление монастырем старцем Паисием становится временем расцвета и известности Покровского монастыря. Монастырь становится значительным культурным центром края. В нем работали артели иконописцев, существовали мастерские производившие иконы и рукописные книги. Вплоть до самого конца своего существования он являлся самым прославленным и известным угличским монастырем. В XVI веке, после смерти Паисия, в монастыре появились каменные трапезная Богоявленская церковь и надвратный Никольский храм (построены примерно в 20-е годы XVI века), деревянная церковь Сергия Чудотворца. К концу XVI века ему принадлежали слобода на городской стороне, 36 сел с деревнями. Тогда же в XVI веке монастырь становится духовным центром края и местом паломничества. В Смутное время его разорили и разрушили. В 1609 году от рук поляков погибли игумен Антоний и 40 монахов. При возобновлении монастыря (около 1619 года) на Покровский собор поставили еще четыре главы, и он стал пятикупольным, возобновленная Богоявленская церковь тоже стала пятиглавой. Очевидно, в конце XVII века была сделана попытка обнести монастырь каменными крепостными стенами, но построили лишь две башни по бокам Никольского. В 1692 году указом патриарха Адриана в монастыре учреждена архимандрития (упразднена в 1764 году). В XVIII веке монастырь окружили обычной оградой с крохотными башенками. В начале XIX века перестроили надвратный храм и Святые ворота. Им придали симметрию, пристроили портик и увенчали классицистической колокольней со шпилем, но башни сохранили первозданный вид. В 1828–1831 годах над надвратной церковью надстроена колокольня высотой 30 м. В 1860 году выстроено новое здание гостиницы. В обители находились также многочисленные жилые и хозяйственные помещения, начальное двухклассное училище. На территории Покровского монастыря кроме прп. Паисия были захоронены Фёдор, Данила и Алексей Адашевы, местные церковные деятели и монахи. В монастыре также находилась явленная чудотворная икона «Покрова Божией Матери» (явлена, вероятно, при старце Паисии). В таком виде монастырь встретил начало XX века. В 1920-е годы монастырь был упразднен. В 1930-е годы, когда начались работы по строительству ГЭС, то территория монастыря оказалась в зоне затопления. В 90-е годы ХХ века на берегу реки Волги близ предполагаемого места святой обители установлен памятный крест.

[10] Об этом монастыре можно прочитать на Информационном портале Угличского муниципального района. — См.: Старостин А. Зимний визит в Учму // Угличская газета. 2010. 31 марта

[11] Известен как Старо-Никольский собор или Петропавловская церковь. Подробнее о соборе можно узнать на сайте «Храмы России».

[12] По другим данным, икона принадлежит кисти св. прп. Дионисия Глушицкого, жившего в XV веке.

[13] Об этом монастыре читайте на сайте «Народный каталог Православной Архитектуры».

[14] Угличский летописец / Отв. ред. Севастьянова А.А. Ярославль. 1996.

[15] Типографская летопись, общерусский летописный свод, составленный в конце 20-х годов XVI века в Троице-Сергиевом монастыре лицами из окружения митрополита Даниила. В основе Типографской летописи лежали: летопись, близкая Лаврентьевской, с ростовскими дополнениями; сокращённый московский свод 1479 года; ростовский свод архиепископа Тихона; Троице-Сергиевский летописный свод с местными записями и другие источники. Многие известия Типографской летописи являются уникальными. В 1558 году Типографская летопись была продолжена в том же Троице-Сергиевом монастыре материалами Никоновской летописи и повестями о взятии Казани. В 1784 и 1853 годах Типографская летопись издавалась московской Синодальной типографией, в библиотеке которой она хранилась.

[16] Старший сын — Иоанн — перед смертью принял схиму с именем Игнатий. Сегодня он известен как преподобный Игнатий Прилуцкий. Житие и чудеса преподобного Игнатия написаны были вскоре после его кончины, в первой половине XVI века его современником монахом Логгином. Мощи преподобного Игнатия почивают под спудом в нижней церкви Спасо-Прилуцкого монастыря. Церковная служба князю страдальцу известна по рукописям XVI века. Преподобный Игнатий Прилуцкий и благоверный князь Дмитрий были помещены митрополитом Евгением в список угодников Божиих, почивающих в Вологодской епархии, а также и в историческом словаре святых, прославленных в Российской Церкви (Санкт-Петербург, 1836 г.). О преподобном Игнатии можно прочитать на официальном сайте Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря.

[17] О проведении праздника Дня Андрея Большого, князя Углицкого, читайте на Информационном портале Угличского муниципального района.

 

© Научно-просветительский сайт "Тверской Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь" (http://tver-antonievmon.bezhkray.ru), 2009–2021

© Историко-культурный и краеведческий сайт «Бежецкий край» (http://bezhkray.ru), 2014–2021

SmartTop.info