Главная     Контакты     Карта сайта     О сайте  

ИСТОРИЯ

Хронология

Краткая история обители

Изучение истории монастыря

Календарь
памятных дат

Почитание святителя
Николая Чудотворца

АРХИТЕКТУРА

План-схема монастыря

Монастырский комплекс

Храмы монастыря

ПЕРСОНАЛИИ

Прп. Антоний Краснохолмский

Игумены монастыря

патриарх Иоасаф II

игумен Анатолий (Смирнов)

управитель Макарий (Миронов)


кн. Андрей Угличский

инокиня Марфа (Романова)

А.К. Жизневский

архиеп. Димитрий (Самбикин)

В.З. Исаков

ИСТОЧНИКИ

Источники

Монастырский летописец

Летописец

Перевод Летописца

Синодик

ЛИТЕРАТУРА

Список научных работ

Тверской патерик

Библиотека

ФОТО И ВИДЕО

Фотогалерея

Аудио- и
видеоматериалы

КОНТЕКСТ

Бежецкий Верх
в XV веке

Приходское духовенство Новгородской земли (XV - начало XVI вв.)

Повседневная жизнь русского средневекового монастыря

Монашество и монастыри в России XI-XX века: Исторические очерки

Церковь Зосимы и Савватия
в деревне Слобода


Красный Холм и его монастырь

в XVIII веке

по воспоминаниям неизвестного
(свящ. И.С. Белюстина)

по воспоминаниям М.П. Погодина

по воспоминаниям владыки Саввы (Тихомирова)

по воспоминаниям владыки Димитрия (Самбикина)

по воспоминаниям владыки Серафима (Чичагова)

по воспоминаниям А.Л. Мясникова


Аналогии

Ссылки

КРАСНЫЙ ХОЛМ И ЕГО МОНАСТЫРЬ
по воспоминаниям владыки Серафима (Чичагова).

Наталья Тарасова

В марте 1914 года на Тверскую кафедру был назначен новый архипастырь — Серафим (Чичагов).[1]

Владыка Серафим, в миру Леонид Михайлович Чичагов, родился в Санкт-Петербурге в 1856 году. По отцовской линии происходил из известного старинного дворянского рода. В 1875 году окончил по первому разряду Пажеский корпус, получил образование в Михайловской артиллерийской академии, сделал блестящую карьеру военного. В 1890 году по собственному желанию вышел в отставку с последующим возведением в чин полковника. В 1893 году по благословению отца Иоанна Кронштадтского принял священнический сан, пройдя путь разных послушаний и служений. В 1896 году вышло в свет первое издание составленной им “Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря”, что значительно способствовало канонизации преподобного Серафима Саровского. В 1898 году отец Леонид принял монашеский постриг с именем Серафим, возглавив суздальский Спасо-Евфимиев монастырь. В 1902 году по повелению императора Николая II и по определению Святейшего Синода ему были поручены подготовительные работы по канонизации Серафима Саровского. Архимандрит Серафим написал житие преподобного, выпустил второе издание “Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря”, став в 1903 году одним из организаторов церемонии прославления Саровского старца. Впоследствии Серафим (Чичагов) возглавлял Сухумскую, Орловско-Севскую, Кишинево-Хотинскую епископские кафедры. В 1909 году Владыка присутствовал на торжественном праздновании второго прославления святой благоверной великой княгини Анны Кашинской, приняв в дар от Тверской епархии икону святой, прославившуюся впоследствии чудотворениями. В 1912 году он был возведен в сан архиепископа и весной 1914 году назначен на кафедру в Тверь.[2]

“Тверские епархиальные ведомости” писали: «Новый архипастырь Тверской епархии — кормчий испытанной энергии и высокого такта в деле церковнаго управления; красноречивый проповедник, большой знаток и искусный устроитель красоты церковнаго благолепия богослужения, ибо сам композитор и художник. Иерарх — человек высокой культуры и лучшаго воспитания, одинаково близко знающий психологию и быт и высших кругов общества и народных низов, — обладающий сколь величавой сановитостью, столько же и подкупающей простотой, доступностью и сердечной отзывчивостью».[3]

Его прибытие 20 апреля (старый стиль) в Тверь освящалось в “Тверских епархиальных ведомостях”. [4] Уже в мае–июне владыка Серафим предпринял объезд своей новой епархии, что, благодаря епархиальному миссионеру священнику Иоанну Ильигорскому, нашло отражение на страницах неофициальной части епархиальных ведомостей.[5] Визит в Красный Холм пришелся на 16–17 июня 1914 года.[6]

Ильигорский писал, что на «ст[анции] “Красный Холм” Владыка был встречен представителями города и духовенства» и «необыкновенное воодушевление обняло город», пока Владыка ехал в Преображенский собор, который с 1791 года являлся главным храмом Красного Холма. В соборе приветственным словом Владыку встречало краснохолмское духовенство в лице благочинного протоиерея Дмитрия Соболева, служившего в Преображенском храме с 1888 года. После и Владыка «приветствовал духовенство пастырской речью, в которой сожалел о нравственном одичании православного народа, не желающего, — сознательно или бессознательно, — снять шапки при виде Архипастыря и получить от него святительское благословение, и призывал духовенство к воспитанно своей паствы, дабы Русь наша обновилась и стала могучею и крепкою». После Владыка знакомился с духовенством, благословил множество народа и осматривал 5-ти ярусный резной иконостас, установленный в Преображенском соборе в 1883 году, «которому нет ничего равного в России». Владыка благодарил старосту всех краснохолмских храмов И.И. Камкина, потрудившегося над благоукрашением Преображенского собора, и священника-регента В.П. Успенского «за его доблестный пример и труд по управлению хором, обещая последнему выслать свои ноты».

Затем Владыка посетил городскую однопрестольную Николо-кладбищенскую церковь. Здесь Владыку приветствовал отец Павел Маслов, иерей Преображенского собора, к которому церковь была приписана, «краткой воодушевленной речью». Высокопреосвященнейший осмотрел кладбище и строящийся на кладбище храм, новое здание которого начали возводить в 1911 году, и «предложил г[-ну] старосте и причту соборному устроить, по соглашению с Городскою Думою, Кладбищенское Попечительство, для поддержания на кладбище порядка и благообразия». Отсюда Владыка проследовал в богадельню, учрежденную в 1893 году старостой кладбищенской церкви А.И. Мясниковым. Владыка «отечески беседовал с живущими в ней и всех благословил». Затем Владыка осмотрел духовное училище, «где довольно долго беседовал с корпорацией и в заключение высказал, что училище Краснохолмское слишком малочисленно и должно быть соединено с другими». Далее Владыка посетил краснохолмское Шестаковское подворье Шёлтомежского Вознесенского женского монастыря,[7] в котором побывал несколькими днями ранее при обозрении достопримечательностей Кашинского уезда. Священник Спасский,[8] вероятно, окормлявший сестер подворья, «приветствовал Владыку прекрасною речью; здесь Владыка осматривал келлии и все другие строения; все было хорошо и в порядке». Отсюда Владыка отбыл в мужской Антониев монастырь.

Братия монастыря с крестным ходом встретила Владыку у врат обители, как это предписывалось правилами встречи архиереев, после чего Архипастырь направился в летний Никольский собор, где после «обычной встречи обратился к братии с приветствием, в котором выразил надежду, что новый настоятель, игумен Иоанн,[9] приведет и внешний вид монастыря и внутреннюю его жизнь в надлежащий вид, на должную высоту, дабы св[ятая] обитель могла быть светочем во всех отношениях для окружающей среды». «Он должен, — говорил Владыка, — вдохнуть в обитателей новые силы, дабы исчезла вражда и те дурные стороны, которые имели место в обители при прежнем настоятеле,[10] и пусть здесь воцарится дух основателя монастыря и всех соединит в одну дружную семью, которая способна будет привлечь к себе мир и удовлетворить его высшие запросы». После речи игумен Иоанн поднес Владыке св[ятую] икону, а затем Владыка начал осмотр всех храмов монастыря. «Относительно храма Вознесения Владыка заметил, что этот храм старинный — 16 века[11] и требуется снять фотографии с него.[12] Между прочим Владыка, осматривая древности, нашел, что они в полном небрежении и разорении; все это заметно волновало Архипастыря, который велел оставшееся хранить от дальнейшего расхищения. Посетив вне монастыря церковь Зосимы и Савватия осмотрев ее, расспросив причт о жизни и положении. Благословив множество народа, Владыка проследовал на вокзал железной дороги для ночлега, а на другой день (17 июня) с любовно и сожалением провожаемый духовенством, представителями от городских учреждений и корпорацией дух[овного] училища во главе с г[-ном] смотрителем, взойдя на перрон вагона и благословив всех собравшихся, сказал им на последок: будем дружно и совместно работать и встанем на предназначенное нам Самим Богом место, на что послышался дружный ответ, выражающий готовность стараться под мудрым руководством своего Архипастыря; но вот и последний звонок, — поезд сделал первый толчок, как бы пробуя наличность своих сил и тяжесть груза и пассажиров и затем тихо и спокойно отошел от станции…»

Вскоре начнется Первая мировая война. Владыка Серафим выступит с призывом к сугубой молитве о даровании победы русской армии, благословит епархиальный клир вступать в ряды военного духовенства, а приходских причетников — идти на военную службу. Приложит все силы, чтобы организовывать помощь семьям ушедших на войну лиц и беженцам, оснастить необходимыми средствами госпитали санитарные поезда, организует сбор пожертвований вещами и деньгами для раненых и увечных воинов. Все это будет освящаться на страницах «Тверских епархиальных ведомостей».[13] В 1917 последует неканоническое изгнание с Тверской архиерейской кафедры, а после госпереворота — арест, тюрьма, ссылка, болезнь, перевод в Ленинград, уход на покой, переезд в Москву и новое заключение, завершившееся расстрелом на Бутовском полигоне 11 декабря (новый стиль) 1937 года…[14]

Но пока июнь 1914 и Владыка «в последний раз благословил из окна собравшихся на платформе, а оставшиеся с грустью, сожалением и вместе величаво пропели в след отъезжающему Архипастырю: “ис полла эти деспота”[15] и долго, долго смотрели в след уходящему поезду».

 


Опубликовано: Тарасова Н.П. Тверские Владыки в Красном Холме. Архипастырский визит архиепископа Серафима (Чичагова) // Сельская новь. 2019. №24. С. 7.

Фото: Портрет архиепископа Серафима (Чичагова) // Тверские епархиальные ведомости. 1914. №15. Отдельный вкладной лист.

Примечания:

[1] Тверские епархиальные ведомости. 1914. №15. Неоф. ч. С. 269–273.

[2] Да будет воля Твоя: Житие и труды священномученика Серафима (Чичагова). М., 2003. С. 7–61; Тверские епархиальные ведомости. 1914. №15. Неоф. ч. С. 269–273.

[3] Тверские епархиальные ведомости. 1914. №15. Неоф. ч. С. 271–272.

[4] Тверские епархиальные ведомости. 1914. №№16–17. Оф. ч. С. 210, Неоф. ч. С. 285–295; №19. Неоф. ч. С. 378–379.

[5] Тверские епархиальные ведомости. 1914. №№ 28–32, 43, 45, 46. Неоф. ч.

[6] Тверские епархиальные ведомости. 1914. №45. Неоф. ч. С. 820–822.

[7] О подворье см.: Пронин А.Н. Игуменья Леонида // Официальный сайт краснохолмской газеты «Сельская новь». Дата публикации: 18.05.2017. Режим доступа: http://selskaya-nov.info/articles/media/2017/5/18/igumenya-leonida/ (дата обращения: 28.01.2020).

[8] Возможно, Василий Спасский, имя не установлено.

[9] Игумен Иоанн (Гречников), в мире Алексей Гречников, 44 лет, из мещан, холост. Окончил курс в Воскресенской приходской школе города Осташков. 5 октября 1906 года был определен послушником в Нилову пустынь, 5 января 1907 года перемещен в Тверской Архиерейский дом, где 7 января того же года пострижен в монашество в Трехсвятской Крестовой церкви. Рукоположен в иеродиакона 14 января 1907 года, а через месяц — во иеромонаха. 15 апреля 1908 года награжден набедренником. 15 октября 1910 года назначен на должность эконома Тверского архиерейскаго дома, а 29 октября — заведующим Трехсвятской церковно-приходской школой. 6 мая 1913 года награжден наперсным крестом. 27 ноября 1913 года Указом Святейшего Синода за № 19475 назначен на должность настоятеля Краснохолмского Антониева монастыря. 22 декабря того же года назначен заведующим церковно-приходской школой Антониева монастыря. 6 мая 1914 года награжден саном Игумена. В сентябре 1918 года постановлением Краснохолмскаго уезднаго Исполнительного Комитета был арестован, по всей видимости, по тому же делу, что и старицкий игумен Павел, бывший настоятель Николаевского Антониева монастыря, и в декабре выселен из Тверской губернии в неизвестном направлении. В монастырь так и не вернулся. Дальнейшая его судьба неизвестна. — См.: Тарасова Н.П., Сорокин В.Н. Свет миру: Настоятели Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. 1461–1920 гг. (Материалы к биографиям). Бежецк–Тверь, 2017. С. 133–135.

[10] Архимандрит Филарет (Денисов). Мы полагаем, что архимандрит Филарет, настоятельствовавший в Николаевском Антониевом монастыре в 1909–1914 годах, и игумен Филарет (Денисов), временно проживавший в монастыре в 1918–1920 годах, — один и тот же человек. К сожалению, послужной список игумена Филарета (Денисова) из архивных дел о монашествующей братии Николаевского Антониева монастыря неполный, в нем не указано, был ли он настоятелем Николаевского Антониева монастыря до 1914 года. Необходимо дальнейшее изучение послужного списка игумена Филарета (Денисова). Сведения же об архимандрите Филарете установлены по «Адрес-календарям Тверской губернии» на 1909–1914 года. Согласно послужному списку, родился он в 1869 году в крестьянской семье, проживавшей во Владимирской губернии. В мире именовался Федором Денисовым. Получил домашнее образование. Холост. Был пострижен в монашество 10 августа 1903 года в Суздальском Спасо-Ефимьевом монастыре. С 1909 года — настоятель Николаевского Антониева монастыря. В 1910–1914 годах являлся членом Весьегонского отделения епархиального училищного комитета. В 1911–1914 годах являлся почетным блюстителем по хозяйственной части при Краснохолмском духовном училище. В 1912 году — член Краснохолмского отделения епархиального училищного совета. Согласно послужному списку, 31 октября 1918 года по прошению и резолюциею преосвященнейшего Серафима, епископа Старицкого, за № 3334 определен на временное жительство в число братии Краснохолмского Антониева монастыря. Проходил очередное служение исполняя обязанности письмоводителя. Проживал в монастыре вплоть до 1920 года, исполняя должность эконома Варшавского Архиерейского дома. Имел сан игумена. В отпуске не бывал, под следствием и судом не состоял. Дальнейшая его судьба неизвестна. — См.: Тарасова Н.П., Сорокин В.Н. Свет миру: Настоятели Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. С. 132–133.

[11] Храм этот частично сохранился, но дату постройки относят к 1690-м годам.

[12] Таковые пока не обнаружены.

[13] Тверские епархиальные ведомости. 1914. Оф. ч. №30. С. 524–526; №32. С. 548–551; №33. С. 573–575; №34. С. 582–583; №36. Неоф. ч. С. 656–660; №41. Оф. ч. С. 668–671, 673–674 и прочие номера.

[14] Да будет воля Твоя: Житие и труды священномученика Серафима (Чичагова). М., 2003. С. 25–26.

[15] Лат. “На многая лета, владыко”.

 

© Научно-просветительский сайт "Тверской Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь" (http://tver-antonievmon.bezhkray.ru), 2009–2022

© Историко-культурный и краеведческий сайт «Бежецкий край» (http://bezhkray.ru), 2014–2022

SmartTop.info