Главная     Контакты     Карта сайта     О сайте  

ИСТОРИЯ

Хронология

Краткая история обители

Изучение истории монастыря

План-схема монастыря

Монастырский комплекс

Календарь
памятных дат

Почитание святителя
Николая Чудотворца

ПЕРСОНАЛИИ

Прп. Антоний Краснохолмский

Игумены монастыря

патриарх Иоасаф II

игумен Анатолий (Смирнов)


кн. Андрей Угличский

инокиня Марфа (Романова)

А.К. Жизневский

архиеп. Димитрий (Самбикин)

В.З. Исаков

ИСТОЧНИКИ

Источники

Монастырский летописец

Летописец

Перевод Летописца

Синодик

ЛИТЕРАТУРА

Список научных работ

Тверской патерик

Библиотека

ФОТО И ВИДЕО

Фотогалерея

Аудио- и
видеоматериалы

КОНТЕКСТ

Бежецкий Верх
в XV веке

Приходское духовенство Новгородской земли (XV - начало XVI вв.)

Повседневная жизнь русского средневекового монастыря

Монашество и монастыри в России XI-XX века: Исторические очерки

Церковь Зосимы и Савватия
в деревне Слобода


Красный Холм и его монастырь

в XVIII веке

по воспоминаниям неизвестного
(свящ. И.С. Белюстина)

по воспоминаниям М.П. Погодина

по воспоминаниям владыки Саввы (Тихомирова)

по воспоминаниям владыки Димитрия (Самбикина)

по воспоминаниям владыки Серафима (Чичагова)

по воспоминаниям А.Л. Мясникова


Аналогии

Ссылки

Уважаемые посетители нашего сайта! Обращаем Ваше внимание на то, что все тексты, представленные в "Библиотеке", выложены только для ознакомления, на что получено согласие их авторов, или же они взяты из открытых источников Интернета. Помните! что у каждого текста есть законный владелец!

Каталог "Библиотеки" сгруппирован в алфавитном порядке по авторам. Обращаем Ваше внимание также на то, что некоторые файлы pdf (из-за их большого размера) придется скачивать через дополнительные ссылки, а не напрямую с сайта.

В настоящее время раздел находится в состоянии заполнения.


Алексеева С.В. Антониев Николаевский Краснохолмский монастырь по воспоминаниям XIX в. // Тверская старина. 2010. Вып. 32. С. 12–13.

В этом выпуске журнала "Тверская старина" опубликована статья к.и.н. С.В. Алексеевой о Краснохолмском Николаевском Антониевом монастыре, которая по новому вводит в круг источников по истории монастыря несколько забытую на сегодняшний день статью неизвестного автора "Антониев Краснохолмский монастырь: "Из записок пешехода"" (Московские ведомости. М., 1852. С. 1208–1209).

Впервые эта статья неизвестного автора (предположительно — свящ.И.С. Белюстин) упоминалась в публикации М.Д. Кагана и Н.А. Охотиной (Каган М.Д., Охотина Н.А. «Летописец о зачатии Бежицкаго Верху Николаевского Антониева монастыря и о строении церквей Божиих и о дани вотчин в обитель сию великих князей и боляр и прочих благодетелей» // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3, Ч. 2. СПб., 1993), посвященной Летописцу Николаевского Антониева монастыря в связи с опубликованным в ней неизвестным автором текстом "Летописца". С.В. Алексеева обратила внимание на то, что неизвестный автор статьи поделился с читателями и своими впечатлениями о монастыре, в котором он побывал в 1852 году, и сообщением о написании "Летописца", текст которого публиковался впервые. Это наблюдение С.В. Алексеевой позволяет нам ввести статью «Антониев Краснохолмский монастырь: "Из записок пешехода"» в круг источников по истории монастыря.

 

 

 

Алексеева С.В. Незабытое прошлое: Краснохолмский Антониев Николаевский монастырь Тверской области // Русский инок. 2009. Сентябрь–Декабрь. С. 66–69.

 

 

 

 

 

 


Амвросий (Орнатский), архимандрит. История Российской иерархии, собранная Новгородской Семинарии Ректором и Богословия учителем, бывшим Антониева, а ныне Юрьева Новгородского монастыря архимандритом Амвросием. М.: Синодальная типография, 1812. Ч. IV. С. 807–815.

Издание содержит краткую историческую справку о монастыре, написанную на основе монастырского «Летописца» и некоторых документов из архива монастыря. Имеется изложение основания монастыря, описание его церквей и прочих монастырских построек, упоминаются пожалования в монастырь от различных лиц, в т.ч. перечисляются вклады некоторых из представителей рода Нелединских. Справка архимандрита Амвросия легла в основу последующих многочисленных публикаций энциклопедического характера об Антониевом монастыре.

 

 


Анатолий (Смирнов), игумен. Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря, Весьегонского уезда Тверской губернии. Тверь, 1883.

Анатолий (Смирнов) настоятельствовал в Краснохолмском Николаевском Антониевом монастыре в период с 1869 по 1899 год. Разобрал Древний архив Антониева монастыря, на основании которого и составил «Историческое описание...».

В своей книге игумен Анатолий впервые привел перечень настоятелей, начиная с основателя монастыря преподобного Антония, кратко охарактеризовал их деятельность, очертил географию монастырского землевладения, проанализировал состав библиотеки и архива обители, сделал отдельные замечания по поводу монастырского некрополя.

К сожалению, большая часть труда посвящена древней истории монастыря — XV–XVIII веков — игумен Анатолий практически ничего не сообщает о состоянии монастыря на период его настоятельства.

Именно игумен Анатолий (Смирнов) стал первым исследователем истории Николаевского Антониева монастыря. Его книга не только часть историографии монастырской истории, но и поздний источник по истории монастыря, поскольку содержит сведения, еще невыявленные по другим документам.

«Историческое описание...» игумена Анатолия до сих пор остается единственным обощающим изданием по истории обители.

Содержание: I. Начало монастыря и его основатель. II. Устроение обители в разные времена. III. Здания монастыря в настоящее время. IV. Священные предметы и утварь церковная. V. Настоятели. VI. Владения монастыря до 1764 года. VII. Нынешние владения монастыря. VIII. Библиотека. IX. Архив. X. Надгробные камни. XI. Краткие сведения о бывших приписных монастырях к Антониеву монастырю.

 

 


Бедросьян Борис. Публицистические статьи.

Статьи московского журналиста Бориса Бедросьяна о прошлом, настоящем и будущем Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря, о перспективах его восстановления.

Бедросьян Борис. По стране: ХРАМ // ПОСЕВ. № 8. 2004.       

Борис Бедросьян. Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь (доклад на чтениях по истории Красного Холма) // ПОСЕВ. № 9. 2009.       

Борис Бедросьян. Продолжение следует... // ПОСЕВ. № 1. 2010.       

Борис Бедросьян. Возвращение // ПОСЕВ. № 1. 2012.       

 

 


Булкин В.А., Салимов А.М. Архитектурно-археологическое исследование Никольского собора Антониева Краснохолмского монастыря // Реставрация и архитектурная археология. Новые материалы и исследования. М., 1995. Вып. 2. С. 37–49.

«...Ко времени начала архитектурно-археологического изучения памятника от постройки кон. XV в. сохранились лишь три стены основного объема и небольшие фрагменты северной и южной апсиды. Уцелевшие на всю высоту южная, западная и северная стены венчаются остатками закомар, сохранивших в ряде случаев до трети своей первоначальной высоты. Такое состояние здания — результат его частичной разборки в 1930-е гг., когда была уничтожена глава, сводчатая система, столбы и алтарная часть. Однако, принимая во внимание существующий графический материал, зафиксировавший Никольский собор как до разрушения, так и после, определимы типологические особенности храма. Это было крестово-купольное, четырехстолпное, трехапсидное сооружение, не имевшее подклета. Длина здания без апсид (по внешнему контуру) — 16,4 м, ширина — 162 м, высота до закомар — 9,6 м. Апсиды, примыкавшие с востока к четверику, равнялись по высоте почти 3/4 его объема. Венчал здание мощный цилиндрический барабан с узкими щелевидными проемами и большой луковичной главой. Собор сложен в смешанной технике кладки. Стены четверика выполнены из белого камня...

...Как отмечалось выше, датировка собора 1481 годом (начало строительства) была зафиксирована монастырской летописью, изданной по сохранившейся копии в конце прошлого века. У нас нет оснований ставить под сомнение предлагаемую дату, хотя ее соотнесение со стилистикой архитектурных форм выявляет определенное противоречие между привычными представлениями об особенностях каменных сооружений 80-х-90-х гг. и некоторыми формами краснохолмского собора...

...К таким постройкам русских мастеров, испытывающих итальянское влияние, относится, по нашему мнению, и краснохолмский собор. В его архитектуре наметился тот путь переработки итальянских новшеств, который станет обычным для русских мастеров в XVI в., например, для ростовских строителей круга Григория Борисова. В краснохолмском храме, как и в постройках ростовских зодчих XVI в., итальянизмы присутствуют в редуцированном виде, утратив непосредственно итальянскую стилистическую окраску, а использованные новые формы представляют собой почти стандартный набор, известный по практике работ русских мастеров в XVI в...»

 

 


Горская Н.А. Товарность зернового земледелия в хозяйствах монастырских вотчин центра Русского государства к исходу XVI — началу XVII в. // Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы за 1962 г. Минск, 1964. С. 133–134, 138.

В данной статье затрагиваются вопросы, связанные с товарооборотом зерна и хлеба, производимого монастырскими хозяйствами в течение ряда лет, на примере Николаевского Антониева монастыря.

 

 

 


Грамоты Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря / Подг. к печати: священник В. Некрасов, А. Мирожин, А. Петропавловский и преподаватель семинарии М. Рубцов. Издание Тверского епархиального историко-археологического комитета. Тверь: Типография губернского правления, 1904. 118 с. Алф. указ.: с. 107–117.

Издание, подготовленное и осуществленное краснохолмским игуменом Павлом, содержит тексты царских и архиерейских грамот, выданных монастырю в XVI–XVIII веках, с комментариями публикаторов. Процесс подготовки грамот к изданию отражен в журналах ТУАК. Отдельные грамоты из этого сборника публиковались и в других изданиях.

 

 

 


Гречухин В.А. Лики Четвертого Рима. Ярославль, 2004. С. 72–76.

Несколько страниц в своей книге старейший краевед Верхневолжья и член-корреспондент Петровской Академии Наук и Искусств (г. Мышкин) Владимир Александрович Гречухин отводит описанию своих впечатлений от Николаевского Антониева монастыря.

«...Встреча оказывается внезапной, и оторопело следя за невероятной стати силуэтом, в величественной горести отстраненно-вышне плывущим во времени и пространстве у тебя на виду, запоздало восклицаешь: "Он! Вот же он! Собор Антониева монастыря!" И просишь водителя остановиться, повернуть машину, съехать с шоссе. А дальше — остановиться вовсе. Приблизиться надо неспешно. <...> Потому что громадный, размашисто ставленый на берегах Нелединки и Могочи Антониев монастырь — это видение, это прощание, это призрак самого себя. И к его горестно-величественному собору еще не идешь, а лишь близишься, сперва взглядом, а потом и шагами правя от постройки к постройке, от красоты к красоте, от горя к горю. И Никак не избавишься (да и нужно ли избавляться?) от странно сильного чувства полной неродности, полной внутренней инакости этого незащищенного разрушенного и онемелого величия рядом стоящему нынешнему городку Красному Холму...»

 

 


Гусева С.В., Тарасова Н.П. Архимандрит Анатолий (Смирнов) — настоятель Краснохолмского Николаевского Антониева и Троицкого Калязина монастырей — церковный деятель XIX в. // Преподобный Макарий Калязинский — святой заступник земли Русской / Сборник докладов Первых Макарьевских Калязинских чтений. Калязин–Тверь, 2014. С. 90–100.

Статья посвящена краснохолмскому игумену Анатолию (Смирнову), чья биография долгое время оставалась в безвестности. Авторы восполняют своей публикацией этот пробел. Реконструкция биографии основана на разных архивных источниках и печатных материалах XIX — начала XX веков.

 

 

 

Гусева С.В., Тарасова Н.П., Тарасов А.Е. Краснохолмский Антониев во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь // Православная энциклопедия. Т. 38: Коринф — святая мученица Крискентия. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2015. С. 443–448.

Статья энциклопедического характера, широко и всесторонне освящающая историю Николаевского Антониева монастыря; содержит обширные ссылки на архивы и литературу.

 

 

 

 

Гусева С.В., Сорокин В.Н. Письмо архимандрита Анатолия А.К. Жизневскому // Преподобный Макарий Калязинский — святой заступник земли Русской: сборник докладов Вторых Макарьевских Калязинских чтений (14 июня 2014 года) / Сост. Я.В. Леонтьев, Я.В. Сонина. Калязин–Тверь, 2016. С. 202–204.

В публикации приводится фотография и текст письма (публикация архивного источника), найденного в ГАТО бежецким краеведом В.Н. Сорокиным, а также кратко — биография игумена Анатолия (Смирнова), подготовленная С.В. Гусевой по материалам ранее вышедшей в «Первых Макарьевских Калязинских чтениях» публикации, написанной совместно с Н.П. Тарасовой.

 

 


Жизневский А.К. Путевая записка о Краснохолмском монастыре // Древности: Труды московского археологического общества / Под ред. В.Е. Румянцева. М.: Синодальная типография, 1874. Т. 4. Отд. 2. С. 84–86.

Небольшая по объему записка, в которой описываются некоторые древности Николаевского Антониева монастыря: соборный храм и его фрески, некоторые предметы из ризницы, монастырский «Летописец».

 

 

Жизневский А.К. Древний архив Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. М., 1879; Древний архив Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря // Древности. Труды московского археологического общества / Под ред. В.Е. Румянцева. Т. VIII. М.: Синодальная типография, 1880. С. 1–95. (Репринтное воспроизведение текста 1879 г.).

Книга А.К. Жизневского представляет собой перечень и описание с выдержками из всех древних рукописей монастыря XVI–XVIII веков, которые были обнаружены в монастырском архиве игуменом Анатолием (Смирновым). В книге перечисляются приходо-расходные книги по годам, царские и архиерейские грамоты, описывается монастырский синодик 1685 года и приводится текст монастырского «Летописца». Благодаря работе А.К. Жизневского, мы имеем весьма конкретное представление о том, что представлял собой древний монастырский архив в конце XIX века и какие утраты и особенности имел на момент изучения и публикации. Через год этот труд выдающегося исследователя Тверской земли был напечатан в московском журнале «Древности».

 

 


Историческая библиотека Тверской епархии: [Извлеч. из Тверских епархиальных ведомостей]. Т. 1. Тверь: Типография губернского правления, 1879. С. 326–400.

Издание содержит в себе публикацию старинных документов архива Николаевского Антониева монастыря: монастырские описи XVI века и «Летописец» 1686–1687 годов. Публикацию предваряет небольшая статья с пояснениями к публикуемым материалам.

 

 

 

 


Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь. Рекомендательный аннотированный указатель литературы / Сост. Н.П. Тарасова, С.Г. Воронин, Т.Д. Телятникова. Изд. 2, испр. и доп. Красный Холм–Санкт-Петербург: Краснохолмская центральная библиотека, ООО «Издательство “Лема”», 2017. 68 с., 10 ил.

Данное издание включает сведения о разнообразных публикациях по истории Николаевского Антониева монастыря, изданных в Российской империи, СССР и России на русском языке в период с 1800 по 2017 годы. Публикации сопровождены краткой аннотацией. Внутри указателя принято хронологическое расположение материалов. Указатель состоит из разделов: архивные материалы, научные и научно-популярные публикации, электронные публикации и ресурсы.

 

 

 

Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь: Сборник научных статей // Тверской край. События. Люди. Судьбы: краеведческий альманах / Под ред. В.В. Козырева. Тверь, 2019. Вып. 4. 58 с., ил.

Сборник содержит ряд научных и научно-публицистических статей, разносторонне освящающих вопросы истории Николаевского Антониева монастыря. Большинство статей были представлены как доклады на Круглом столе, посвященном изучению истории Краснохолмского монастыря, проходившем 17 июля 2014 года в краеведческом музее города Красный Холм.

Содержание:
Гусева С.В. Мы пытаемся понять нашу культуру. (Вступительное слово).
Сурков А.Н. История рода архимандрита Анатолия (Смирнова) (Исследовательская статья).
Гусева С.В. Царские врата из Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря XVI века. (Исследовательская статья).
Богуславская И.Я. Забытый памятник древнерусского искусства — Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь. (Научный доклад 1961–1962 гг., публикуется впервые).
Матасова Т.А. Новые штрихи к портрету Аристотеля Фиорованти: о строительстве Никольского собора Антониева Краснохолмского монастыря (Исследовательская статья).
Романова А.А. Памяти тверских святых в святцах Ф.П. Бабушкина. (Исследовательская статья).

 

 


Крылов Л.И., священник. Г. Красный Холм и его соборы: К 200-летнему (1713–1913) юбилею Преображенского собора: Исторический очерк. Тверь, 1913.

 

 

 

 

 

 

 


Обитель преподобного Антония // Бежецкий край: историко-краеведческий альманах / Под ред. Е.И. Ступкина. Бежецк, 2014. № 10. 136 с.

Сборник содержит ряд научных и научно-публицистических статей, разносторонне освящающих вопросы истории Николаевского Антониева монастыря.

Содержание:
Смирнов Г.К. Красный Холм. (Исследовательская статья).
Исаков В.З. Летописец об основании Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря (Комментарии к тексту монастырского «Летописца», повторная публикация).
Гадалова Г.С. «Летописец о зачатии Бежецкого верха Николаевского Антониева монастыря…» как исторический источник о преподобном Антонии Краснохолмском. (Исследовательская статья, публикуется впервые).
Булкин В.А., Салимов А.М. Архитектурно-археологическое исследование Никольского собора Антониева Краснохолмского монастыря. (Исследовательская статья, повторная публикация).
Выголов В.П. Никольский собор Антониева Краснохолмского монастыря (последняя четверть XV в.) (Исследовательская статья, повторная публикация).
Тарасова Н.П. Бежецкий монах на Патриаршем престоле. (Исследовательская статья, публикуется впервые).
Шестакова А.А. Стенопись Никольского собора Антониева Краснохолмского монастыря — погибающий памятник монументальной живописи конца XVII века. (Исследовательская статья, публикуется впервые).
Беловолов Г.В., протоиерей. Возвращение преподобного Антония. (Публицистическая статья).

 

 


Салимов А.М., Булкин В.А. Трапезная Антониева Краснохолмского монастыря // Архитектурное наследство М., 2006. Вып. 46. С. 71–85.

Статья посвящена вопросу всестороннего исследования трапезной церкви Николаевского Антониева монастыря, которая до этого ранее подробно не изучалась. Статья содержит (в оригинале) зарисовки, планы, фотографии.

 

 

 

 


Святые, местночтимые в Тверской епархии: Преподобный Антоний Краснохолмский (память 17 января) // Тверские епархиальные ведомости / Под ред. протоиерея В.Ф. Владиславлева. 1886. № 8. Неофициальная часть. С. 225–232.

Статья, посвященная преподобному Антонию Краснохолмскому; более напоминает по своему содержанию размышление на тему святости, слово, обращенное к пастве (проповедь). Не содержит в себе элементов научной публикации.

 

 

 

 


Тарасов А.Е., Тарасова Н.П. «Летописец о зачатии Бежецкого Верху Николаевского Антониева монастыря»: время и обстоятельства создания. [Электронный ресурс] // Исторические исследования: электронный журнал Исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. М., 2016. № 5. С. 223–245. Читать on-line...

Тарасов А.Е., Тарасова Н.П. «Летописец о зачатии Бежецкого Верху Николаевского Антониева монастыря»: время и обстоятельства создания // "Повесть временных лет": к 900-летию создания. Сборник научных статей по материалам международной научной конференции (13–14 декабря 2013 г.) / Под ред.: Ю.В. Кривошеева, Н.В. Штыкова. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2018. С. 226–251 (дублирующая статья).

Статья посвящена изучению примечательного исторического источника — «Летописца» Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря (Тверская область). Анализируются особенности наименования монастыря в самом «Летописце» в сравнении с наименованиями в источниках разного времени. Показано, что использованные автором «Летописца» формы названия указывают на позднее, не ранее последней трети XVII века, происхождение памятника книжности. Также исследуются обстоятельства борьбы дворян Нелединских, которые в XVII веке являлись основными покровителями и вкладчиками Антониевой обители, за признание происхождения своего рода от польского выходца Станислава Мелецкого и роль в этом деле монастыря. Выдвигается предположение, что «Летописец» был написан в самом монастыре по заданию монастырской администрации в первой половине 1687 года в критический для дворян Нелединских момент борьбы. Автором «Летописца» мог стать составитель одного из монастырских синодиков 1680-х годов.

    

 

Тарасов А.Е., Тарасова Н.П. Неизвестные списки «Летописца о зачатии Бежецкого Верху Николаевского Антониева монастыря» // «Времён связующая нить» (историко-краеведческий альманах «Бежецкий край»): Сборник докладов и выступлений на научно-практической конференции, посвящённой 880-летию первого упоминания Бежецка в исторических источниках (29 апреля 2017 г.). Бежецк, 2017. № 16 . С. 21–35.

В статье речь идет об исторической находке: обнаружении двух рукописных списков XIX века примечательного памятника русской книжности позднего Средневековья — «Летописца о зачатии Бежецкого Верху Николаевского Антониева монастыря», составленного в конце XVII века. До последнего времени «Летописец» был известен только по публикациям, подготовленным в 1870-е годы. Его оригинал не сохранился, утрачены и копии XVIII века, которые легли в основу публикаций XIX столетия. Обнаружение в Государственном архиве Тверской области двух неизвестных ранее списков «Летописца» открывает новые возможности в изучении этого интересного памятника.

 

 


Тарасова Н.П. «Летописец о зачатии Бежецкого верху Николаевского Антониева монастыря» как исторический источник // Проблемы исторического регионоведения: Сборник научных статей / Отв. ред. проф. Ю.В. Кривошеев. СПб., 2012. Вып. 3. С. 179–189.

Статья посвящена монастырскому «Летописцу» как историческому источнику по истории Николаевского Антониева монастыря. В статье также рассматриваются вопросы о времени и причинах написания «Летописца», уделяется внимание вопросу о структуре и жанровых особенностях литературного памятника.

 

 

 

Тарасова Н.П. Свет миру: Отцы-настоятели Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря // Сельская новь. 2016. № 30. С. 2.       

Тарасова Н.П. Неизвестные списки «Летописца о зачатии Бежецкого Верху Николаевского Антониева монастыря...» // Сельская новь. 2017. № 31. С. 2.       

Тарасова Н.П. Загадки древнего монастыря // Верхневолжье Православное. 2017. № 8 (188). Сентябрь. С. 10.       

 

Тарасова Н.П. Игумен Анатолий (Смирнов) и его «Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря...» // Сельская новь. 2017. № 39. С. 7.       

Тарасова Н.П. Слободская церковь преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев // Сельская новь. 2017. № 42. С. 7.       

Тарасова Н.П. О начале начал Николаевского Антониева монастыря: Монастырский летописец // Сельская новь. 2018. № 8. С. 10.       

Тарасова Н.П. Жизнь как крестоношение: "Великая государыня" Марфа Ивановна (Романова) // Сельская новь. 2018. № 24. С. 3.       

Тарасова Н.П. Село Спас на Холму // Сельская новь. 2018. № 28. С. 2.       

Тарасова Н.П. Небесный покровитель земель Бежецкого Верха. В память о прп. Антонии Краснохолмском (1481). 30 января // Сельская новь. 2019. № 3. С. 7.       

Тарасова Н.П. Чадолюбивый пастырь. Память святителя Николая Чудотворца на Краснохолмской земле // Сельская новь. 2019. № 5. С. 7.       

Тарасова Н.П. Вся жизнь — служение. 190 лет со дня рождения игумена Анатолия (Смирнова) // Сельская новь. 2019. № 6. С. 7.       

Тарасова Н.П. Из воспоминаний преосвященного Саввы (Тихомирова): Город Красный Холм и его монастырь // Сельская новь. 2019. № 14. С. 7.       

Тарасова Н.П. Тверские Владыки в Красном Холме. Архипастырский визит архиепископа Серафима (Чичагова) // Сельская новь. 2019. № 24. С. 7.       

Тарасова Н.П. Хранитель времени // Сельская новь. 2019. № 29. С. 7.      

Тарасова Н.П. Слободская церковь преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев  // Сельская новь. 2019. № 41. С. 7.      

 

Тарасова Н.П. Тверское наследие в собрании ЦМиАР: село Мартыново и его святыня // Сельская новь. 2020. № 4 (13009). С. 7.      

Тарасова Н.П. Николаевский Антониев монастырь по воспоминаниям неизвестного: «И понял я это дивное спокойствие, эту невозмутимую тишину…». К 560-летию монастыря // Сельская новь. 2020. № 12 (13017). С. 6.      

Тарасова Н.П. «Верстах в трех за городом увидели на дороге большой монастырь...»: Николаевский Антониев монастырь в воспоминаниях М.П. Погодина. К 560-летию монастыря // Сельская новь. 2020. № 19 (13024). С. 7.       

Тарасова Н.П. Почитание свт. Николая Чудотворца в Краснохолмском Николаевском Антониевом монастыре // Сельская новь. 2020. № 26 (13031). С. 7. (Начало).      

Тарасова Н.П. Почитание свт. Николая Чудотворца в Краснохолмском Николаевском Антониевом монастыре // Сельская новь. 2020. № 27 (13032). С. 7. (Окончание).      

Тарасова Н.П. Небесный покровитель земель Бежецкого Верха: В память о прп. Антонии Краснохолмском (†1481). 30 января // Сельская новь. № 29 (13034). 2020. С. 3.      

Тарасова Н.П. История в фотографиях. К 560-летию Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря // Сельская новь. 2020. № 33 (13038). С. 7.      

Тарасова Н.П. Благословенная судьба архимандрита Рафаила (Трухина). К 120-летию со дня кончины // Сельская новь. 2020. № 38 (13043). С. 7.      

Тарасова Н.П. Краснохолмский монастырь и город Красный Холм. Из воспоминаний преосвященного Саввы (Тихомирова) // Бежецкий Верх. 2021. № 1 (Январь). С. 3.      

 

 

Тарасова Н.П. Николаевский Антониев монастырь: поздние списки монастырского летописца (Тезисы доклада) // Материалы межрайонной конференции «Земли моей минувшая судьба», посвященной 500-летию со дня первого упоминания села Спас на Холму, ставшего впоследствии городом Красный Холм / Историко-краеведческий альманах «Бежецкий край» (Малая книжная серия). Бежецк–Красный Холм, 2018. С. 48–51.

Доклад (тезисы) посвящен истории создания недавно выявленных поздних списков монастырского «Летописца». Кратко рассматриваются вопросы соотношения друг с другом всех известных списков «Летописца». Доклад подводит итог статье "Неизвестные списки «Летописца о зачатии Бежецкого Верху Николаевского Антониева монастыря»" и предваряет публикацию двух развернутых статей на эту тему.

 

 

 

Тарасова Н.П. «Летописец о зачатии Бежецкого Верху Николаевского Антониева монастыря» в рукописных и печатных списках (копиях) XVIII–XIX веков // Труды и переводы. СПб.: Издательство Санкт-Петербургской Духовной Академии, 2019. С. 39–53. DOI: 10.24411/2587-7607-2019-10004

Статья посвящена изучению списков «Летописца» Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря (Тверская область), примечательного литературного памятника 1687 года, созданных в XVIII–XIX веках в самом монастыре. Приводятся результаты сравнительного анализа четырех известных текстов копий — двух рукописных и двух печатных. Показано, как списки соотносятся друг с другом и с единственным известным источником XVII века, «Выпиской» из монастырских книг, который содержит в себе те же сведения, что и «Летописец». Выдвигается предположение, что наиболее известная копия «Летописца», изданная тверским ученым А.К. Жизневским в 1879 году, имеет в своей основе неизвестный текст списка XVIII века. Также выдвигается предположение, что два монастырских рукописных списка XIX века имеют в своей основе ранее неизвестный монастырский список игумена Иллариона (Максимовича), сделанный в последней трети XVIII века, а тверским священником В.П. Успенским опубликована в 1879/80 году монастырская копия архимандрита Марка 1764 года.

 

 

 

Тарасова Н.П. Почитание святителя Николая Чудотворца в Краснохолмском Николаевском Антониевом монастыре // Начало: журнал Института богословия и философии. СПб, 2019. № 36. С. 187–198.

Вопрос о почитании святителя Николая Чудотворца в Краснохолмском Николаевском Антониевом монастыре еще ни разу не становился предметом специального исследования. В статье рассматривается проблема фиксации почитания святого Николая в ранних монастырских документах XVI–XVII веков. Предварительное изучение этого вопроса показало, что ранние монастырские описи и приходо-расходные книги не позволяют получить четкого представления о почитании святителя Николая в монастыре. Автором сделан вывод о необходимости более углубленного изучения вопроса и расширения спектра источниковедческого материала за счет привлечения поздних монастырских документов XVIII–XX веков. Культурологическая статья для широкого круга читателей.

 

 

 

Тарасова Н.П. К вопросу о почитании святителя Николая Чудотворца в Краснохолмском Николаевском Антониевом монастыре в XVI–XVII веках // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. Научный журнал. СПб.: Издательство СПбДА, 2019. № 1 (11). С. 161–178. DOI: 10.24411/2618-9674-2019-10013

Тема почитания святителя Николая Чудотворца в Краснохолмском Николаевском Антониевом монастыре еще ни разу не становилась предметом специального исследования. В статье рассматривается проблема фиксации почитания святителя Николая в ранних монастырских документах XVI–XVII веков. Предварительное изучение этого вопроса показало, что ранние монастырские описи и приходо-расходные книги не позволяют получить четкого представления о почитании святителя Николая в монастыре. Автором сделан вывод о необходимости более углубленного изучения вопроса и расширения спектра источниковедческого материала за счет привлечения поздних монастырских документов XVIII–XX веков. Также автором сделан вывод о позднем происхождении предания о явлении в монастыре иконы Николая Чудотворца, что было связано с возрождением монастыря во второй половине XVII столетия. Это означает, что посвящение монастыря святому Николаю могло иметь иные причины. Источниковедческая статья представляет интерес для студентов гуманитарных специальностей, специалистов в области истории, источниковедения, искусствоведения, культурологии и религиоведения.

 

 

 

Тарасова Н.П., Сорокин В.Н. Свет миру: Настоятели Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. 1461–1920 гг. (Материалы к биографиям). Бежецк–Тверь: Тверской государственный университет, 2017. 250 с., 33 ил.

Книга, написанная на основе архивных документов и печатных изданий XIX–XX веков, представляет собой сборник материалов к биографиям игуменов Николаевского Антониева монастыря. В первой части сборника, написанной петербургским историком Натальей Петровной Тарасовой, реконструируется список настоятелей Антониевой обители (многие имена упоминаются впервые); впервые публикуются архивные материалы об игуменах Анатолии (Смирнове), Рафаиле (Трухине) и Иоанне (Гречникове); воспроизводятся данные из биографий настоятелей по ранее неизвестным или малоизвестным печатным источникам (например, об игуменах Амфилохии (Свешникове) и Викторе (Лебедеве)); уделено значительное внимание биографии игумена Анатолия (Смирнова) и его «Историческому описанию Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря Весьегонского уезда Тверской губернии». Вторая часть сборника содержит в себе переиздание книги игумена Анатолия на современном русском языке, с сохраненной авторской стилистикой, и монастырского «Летописца» в редакции А.К. Жизневского. Издание второй части сборника подготовлено бежецким краеведом Владимиром Николаевичем Сорокиным. В книге приводится обширный список использованной литературы и иллюстрации.

 

 

 

Тарасова Н.П., Тарасов А.Е. Источники по истории Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря // Вестник церковной истории / Под ред. И.Н. Шаминой. 2016. № 1/2 (41/42). С. 197–219.

Статья посвящена обзору корпуса источников, связанных с Николаевским Антониевым монастырем. Основное внимание в статье уделено письменным источникам, также рассматриваются фото- и кинодокументы, картографический материал. Статья дает представление о характере известных источников по истории монастыря и определяет основные направления возможных исследований прошлого обители для исследователей.

 

 


Тверской патерик. Краткие сведения о тверских местно-чтимых святых / Сост. архиеп. Димитрий (Самбикин). Казань, 1907.

В издании приводятся сведения о статусе преподобного Антония Краснохолмского в Соборе Тверских святых; делаются указания на опубликованные месяцесловы, в которых встречается имя преподобного; приводятся сведения из его биографии в соответствии с монастырским «Летописцем»; сообщается об обретении преподобным иконы святителя Николая; кратко упоминаются иконописные изображения преподобного Антония.

 

 

 


 

Публикации по истории Николаевского Антониева монастыря
на сайте Постмодернистской религиозно-философской библиотеки,
на сайте Краснохолмской центральной межпоселенческой библиотеки,
на сайте Тверской областной библиотеки имени А.М. Горького:

           

 

© Научно-просветительский сайт "Тверской Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь" (http://tver-antonievmon.bezhkray.ru), 2009–2021

© Историко-культурный и краеведческий сайт «Бежецкий край» (http://bezhkray.ru), 2014–2021

SmartTop.info