Главная     Контакты     Карта сайта     О сайте  

ИСТОРИЯ

Хронология

Краткая история обители

Изучение истории монастыря

План-схема монастыря

Монастырский комплекс

Календарь
памятных дат

Почитание святителя
Николая Чудотворца

ПЕРСОНАЛИИ

Прп. Антоний Краснохолмский

Игумены монастыря

патриарх Иоасаф II

игумен Анатолий (Смирнов)


кн. Андрей Угличский

инокиня Марфа (Романова)

А.К. Жизневский

архиеп. Димитрий (Самбикин)

В.З. Исаков

ИСТОЧНИКИ

Источники

Монастырский летописец

Летописец

Перевод Летописца

Синодик

ЛИТЕРАТУРА

Список научных работ

Тверской патерик

Библиотека

ФОТО И ВИДЕО

Фотогалерея

Аудио- и
видеоматериалы

КОНТЕКСТ

Бежецкий Верх
в XV веке

Приходское духовенство Новгородской земли (XV - начало XVI вв.)

Повседневная жизнь русского средневекового монастыря

Монашество и монастыри в России XI-XX века: Исторические очерки

Церковь Зосимы и Савватия
в деревне Слобода


Красный Холм и его монастырь

в XVIII веке

по воспоминаниям неизвестного
(свящ. И.С. Белюстина)

по воспоминаниям М.П. Погодина

по воспоминаниям владыки Саввы (Тихомирова)

по воспоминаниям владыки Димитрия (Самбикина)

по воспоминаниям владыки Серафима (Чичагова)

по воспоминаниям А.Л. Мясникова


Аналогии

Ссылки

НАСТОЯТЕЛИ НИКОЛАЕВСКОГО АНТОНИЕВА МОНАСТЫРЯ

Наталья Тарасова

Имена первых настоятелей Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря упоминаются в монастырском «Летописце», источнике конца XVII века. Основу и содержание «Летописца» составляет история основания монастыря и его последующего устроения. Судя по приводимым в источнике крайним датам — 1461 и 1593 годы — он охватывает весьма большой период истории Николаевского Антониева монастыря, но при этом не содержит в себе обширного и подробного рассказа как по истории обители, так и о его игуменах. В «Летописце» сообщаются некоторые биографические сведения об основателе монастыря — священноиноке старце Антонии, которые тесно вплетены в контекст монастырской истории: из источника мы узнаем о годе его прихода в Бежецкий Верх, кем он был к этому времени, при каких обстоятельствах остался здесь и основал монастырь, как проводил свою жизнь. И хотя сведения «Летописца» крайне скупы, об Антонии «Летописец» сообщает значительно больше, чем о его приемниках, выбиравшихся из числа братии монастыря. В тексте «Летописца» упомянуты имена 8 настоятелей: старца Антония, как основателя и строителя монастыря; Германа, как продолжателя дела Антония по созиданию монастыря и первого игумена, выбранного монашеской братиею и утвержденного новгородским архиепископом; Паисия, при котором была построена одна из монастырских церквей; Иоасафа и Константина, о которых практически ничего не говорится в источнике; еще двух Паисииев, о которых ничего не сообщается; и Вонифатия, согласно автору «Летописца», славившегося своей богоугодной жизнью. При этом в «Летописце» не приводится дат настоятельств, не перечисляются имена игуменов в четкой последовательности, из которой следовало бы, что они управляли обителью друг за другом (за исключением Антония и Германа), неравномерно уделяется внимание их деятельности. Подробнее всего автор «Летописца» говорит об Антонии и его приемнике Германе, а остальные шесть игуменов упоминаются вскользь.

Есть в «Летописце» и весьма многозначительная фраза: «И по нем (после Германа — Н.Т.) в том Антонове монастыре быша иные игумены и святую обитель добре пасяху и благодарение всесильному, в Троице славимому Богу и Пречистей Его Матери и угоднику их, великому Чудотворцу, непретанно воздаваху, и святыми их молитвами то святое место распространяшеся…». Мы полагаем, что за этой фразой скрывается указание на то, что автор «Летописца» не счел необходимым перечислять всех игуменов монастыря поочередно, а назвал лишь тех, кто был, по его мнению, наиболее достоин этого.

Тем не менее, в дополнение к «Летописцу» игумен Анатолий (Смирнов) по монастырскому архиву восстановил еще 10 имен настоятелей, которые управляли монастырем на протяжении XVI века. В 50-е годы XX века ленинградский ученый А.Г. Маньков определил игумена Григория, в настоящее время московский исследователь А.Е. Тарасов установил имя еще одно игумена — Игнатия. Таким образом, мы знаем, что в период с 1461 по 1593 год монастырем управляло 19 игуменов и 1 управитель. Из них 8 упомянуты в «Летописце»: Антоний, Герман, Паисий I, Иоасаф I, Паисий под 1548 годом (предположительно, Паисий II) Паисий после 1593 года (предположительно, Паисий III), Вонифатий, Константин. Имена 10 игуменов, упомянутых в «Летописце» под фразой «в том Антонове монастыре быша иные игумены и святую обитель добре пасяху», восстановлены отцом Анатолием по документам монастырского архива: Макарий, Арсений, Варфоломей, Иннокентий, Иона I, Александр, Феодосий, Иоаким, келарь Гурий и казначей (имя неизвестно), Феодосий. При этом 3 игумена — Паисий II, Паисий III и Константин — упомянуты и в «Летописце», и в документах монастырского архива. 1 игумен — Григорий — упоминается в документах монастырского архива. 1 игумен — Александр — упомянут и в документах монастырского архива и в независимом внешнем источнике. 1 игумен — Игнатий — упомянут в документе, который был некогда в монастырском архиве, но сейчас не является его частью (хранится в РГАДА).

Многие из первых игуменов монастыря нашли покой у стен Никольского собора, хотя археологами в 90-х годах ХХ века было обнаружено только 9 древних погребений.

В XVI–XVII веках настоятелями Николаевского Антониева монастыря становились как монахи из числа братии (10 игуменов, вероятнее всего, были из числа братии монастыря, хотя отец Анатолий называет 5, 35 игуменов — это те, сведения о которых ему установить не удалось), так и начинавшие свой духовный путь в Тверских (Иоасаф II),и Новгородских монастырях (Варсонофий, Иосиф (1690–1701)).

В XVIII — первой трети XX века назначение и смещение с должности настоятеля становится делом обыденным. В этот период из Тверских монастырей в Николаевский Антониев было переведено 15 настоятелей (Макарий (Молчанов), Сосипатр, управитель Викентий, Макарий (Новоникитский), Нектарий (Верещагин), Серафим II (Муравьев), Иоасаф (1816–1829), Серафим III, Павел (Алимпиев), Виктор (Лебедев), Иннокентий (Одинцов), Антоний (Диевский), Виктор (Гумилевский), Анатолий (Смирнов), Иоанн (Гречников)); из Новгородских 9 (Тарасий, Серафим I, Лаврентий (1725–1726), Венедикт (Коптев), управитель Евдоким, Митрофан, Игнатий (Кременецкий), Иосиф (1751–1756), Мелетий). Начинает расширяться география переводов в Антониев монастырь — Петербург (Илларион (Максимович), Сергий (Клоков)), Можайск (Анатолий (Связев)), Тула (Марк (1761–1767)), Белёв (Агапит (Скворцов)), Калуга (Феофан (Некрасов)), Полоцк (Паисий (1843–1853)), Вологда (Феоктист (Громцов)), Каргополь (Иосиф (Арбузов)), Устюг (Петр (Владимирский)), Томск (Амфилохий (Свешников)).

К настоящему моменту мы можем назвать имена 90 монашествующих, которые управляли Николаевским Антониевым монастырем в период с 1461 по 1920 год. Из них 1 основатель и строитель, 81 настоятель (4 управляли повторно, 3 — под вопросом; 30 архимандритов), 8 управителей.

 

XV век

    Строители

  1. Преподобный Антоний (1461–1481) — основатель монастыря
  2. Герман (1480-е – 1490-е) — строитель, первый игумен
  3. XVI век

    Игумены

  4. Паисий I (1490-е – 1520-е)
  5. Макарий
  6. Арсений
  7. Игнатий (1545–1546)
  8. Иоасаф I (1546–1548) — Троицкий игумен (1555–1560), предположительно, епископ Вологодский и Пермский (1560–1570)
  9. Паисий II (1548 – 50-е гг. XVI в.; 1560–1564)
  10. Варфоломей (прежде 1558) — архимандрит Новгородского Юрьева монастыря (1558–1564)
  11. Иннокентий (прежде 1560)
  12. Григорий (1564–1565)
  13. Иона I (1565–1572)
  14. Паисий III (с 1572 года)
  15. Вонифатий (1570-е годы) — старец-подвижник
  16. Александр (1574–1581; 1583–1585)
  17. Феодосий (1582, возможно, он же повторно в 1591)
  18. Иоаким (1585–1587)
  19. Константин (1587–1591, 1593)
  20. Феодосий (1591)
  21. Гурий, келарь, и казначей (имя неизвестно) [управители] (1591)
  22. Ксенофонт (1598)
  23. XVII век

  24. Иосиф I (1602–1606)
  25. Кирилл (1607–1613)
  26. Иона II (1614–1627) — с его настоятельством связано начало возрождения монастыря после польско-литовского разорения
  27. Варсонофий (1627–1629)
  28. Дионисий (1631–1635) — схимник
  29. Иона III (1635–1639) — духовник «великой государыни» инокини Марфы Ивановны Романовой
  30. Сильвестр (1640–1641)
  31. Никандр (1642–1646)
  32. Нифонт (1646–1647)
  33. Иона IV (1647)
  34. Иоасаф II (1647–1654) — 8-й патриарх Московский и всея Руси (1667–1672)
  35. Никон (1655–1657)
  36. Боголеп (1658–1662)
  37. Авраамий (1663–1670)
  38. Иоасаф III (1671–1675)
  39. Сергий (1675–1680) — предположительно, архиепископ Тверской
  40. Лаврентий (по прозванию Соловьянин) старец, келарь — временно управлял монастырем в 1680 году, с его именем связано появление пустыньки на Соловецком острове, ставшей впоследствии основой для появления Зосимовского прихода и строительства Зосимо-Савватиевской церкви в подмонастырской слободе
  41. Варлаам (1680–1682)
  42. Филарет (1682–1683)
  43. Паисий IV (1683–1687) — при нем в 1686–1687 годах был составлен «Летописец о зачатии Бежецкаго верху Николаевскаго Антониева монастыря и о строении церквей Божиих и о дании вотчин в обитель сию (от) великих князей и боляр и прочих благодетелей»
  44. Харлампий (1687–1690)
  45. Архимандриты, игумены

  46. Иосиф (1690 – 1701) — первый архимандрит
  47. XVIII век

  48. Адриан (1702–1703)
  49. Иосиф, архимандрит (1703–1714) — возможно, он же под № 43.
  50. Тарасий, священноархимандрит (1714–1715)
  51. Иоанникий (1716)
  52. Серафим I, архимандрит (1717–1724)
  53. Лаврентий, [управитель], наместник, игумен (1725–1726)
  54. Макарий (Молчанов), архимандрит (1727–1737)
  55. Венедикт (Коптев), архимандрит (1738–1739)
  56. Евдоким, [управитель] (после 1739 – 1741)
  57. Иосиф (Арбузов), архимандрит (1741–1742)
  58. Сосипатр, архимандрит (1742–1743)
  59. Митрофан, архимандрит (1743–1747)
  60. Игнатий (Кременецкий), архимандрит (1748–1751)
  61. Иосиф, игумен (1751–1756)
  62. Виссарион, архимандрит (1756–1759)
  63. Феофилакт (Соцкий), [управитель] (1759)
  64. Варсонофий, архимандрит (1760–1761, 1767–1774)
  65. Викентий, [управитель] (1761)
  66. Марк, архимандрит (1761–1767) — при нем монастырь был включен в число штатных монастырей второго класса, сделана копия с монастырского «Летописца»
  67. Илларион (Максимович), архимандрит (1774–1791) — при нем сделана копия с монастырского «Летописца»
  68. Макарий (Новоникитский) (1791)
  69. Сергий (Клоков), архимандрит (1791–1795) — известен своим переводом с греческого «Слов» Григория, епископа Неокесарийского
  70. Мелетий (1795–1799)
  71. XIX век

  72. Феофан (Некрасов), архимандрит (1800–1801)
  73. Нектарий (Верещагин), архимандрит (1801–1804, 1808–1809)
  74. Агапит (Скворцов) (1804–1806)
  75. Анатолий (Связев), архимандрит (1806–1808)
  76. Феоктист (Громцов), архимандрит (1809–1811)
  77. Серафим II (Муравьев), архимандрит (1812–1816)
  78. Иоасаф, архимандрит (1816–1829)
  79. Петр (Владимирский), архимандрит (1829–1832)
  80. Серафим III, архимандрит (1833–1836) — при нем в 1836 году Николаевский Антониев монастырь был перемещен из второго класса в третий
  81. Павел (Алимпиев), архимандрит (1836)
  82. Виктор (Лебедев) (1837–1839)
  83. Амфилохий (Свешников), архимандрит (1839–1843)
  84. Иоасаф [управитель] (1845)
  85. Паисий (1843–1853)
  86. Иннокентий (Одинцов), архимандрит (1853–1861)
  87. Антоний (Диевский), архимандрит (1861–1864)
  88. Виктор (Гумилевский) (1864–1869)
  89. Анатолий (Смирнов), игумен, архимандрит (1869–1899) — первый историограф монастыря, составивший "Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря Весьегонского уезда Тверской губернии" (Тверь, 1883), единственный, после преподобного Антония, управлявший монастырем непрерывно на протяжении 30 лет
  90. Рафаил (Трухин), архимандрит (1899 – 1901) — бывший начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (90-е годы XIX века)
  91. XX век

  92. Павел, строитель, игумен (1902–1907) — публикатор ряда документов (грамот) монастырского архива
  93. Афанасий, архимандрит (1908–1909)
  94. Филарет (Денисов), архимандрит (1909–1914)
  95. Иоанн (Гречников), игумен (1914–1920) — последний настоятель монастыря, дальнейшая судьба которого после 1918 года неизвестна
  96. Макарий (Миронов), иеромонах, казначей — после ареста настоятеля Иоанна (Гречникова) к нему временно и официально перешло управление монастырем; предположительно, преподобномученик (память 23 декабря и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
  97. XXI век

  98. Силуан (Конев), иеромонах
  99.  


    Опубликовано: Тарасова Н.П., Сорокин В.Н. Свет миру: Настоятели Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. 1461–1920 гг. (Материалы к биографиям). Тверь, 2017. 250 с.

    Фото: обложка книги Тарасова Н.П., Сорокин В.Н. Свет миру: Настоятели Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. 1461–1920 гг. (Материалы к биографиям). Тверь, 2017.

    См. также: Тарасов А.Е. Был ли епископ Иоасаф Вологодский игуменом Краснохолмского Антониева монастыря? // Древняя Русь. 2019. №1(75). С. 115–119.

     

© Научно-просветительский сайт "Тверской Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь" (http://tver-antonievmon.bezhkray.ru), 2009–2021

© Историко-культурный и краеведческий сайт «Бежецкий край» (http://bezhkray.ru), 2014–2021

SmartTop.info