Главная     Контакты     Карта сайта     О сайте  

ИСТОРИЯ

Хронология

Краткая история обители

Изучение истории монастыря

Календарь
памятных дат

Почитание святителя
Николая Чудотворца

АРХИТЕКТУРА

План-схема монастыря

Монастырский комплекс

Храмы монастыря

ПЕРСОНАЛИИ

Прп. Антоний Краснохолмский

Игумены монастыря

патриарх Иоасаф II

игумен Анатолий (Смирнов)

управитель Макарий (Миронов)


кн. Андрей Угличский

инокиня Марфа (Романова)

А.К. Жизневский

архиеп. Димитрий (Самбикин)

В.З. Исаков

ИСТОЧНИКИ

Источники

Монастырский летописец

Летописец

Перевод Летописца

Синодик

ЛИТЕРАТУРА

Список научных работ

Тверской патерик

Библиотека

ФОТО И ВИДЕО

Фотогалерея

Аудио- и
видеоматериалы

КОНТЕКСТ

Бежецкий Верх
в XV веке

Приходское духовенство Новгородской земли (XV - начало XVI вв.)

Повседневная жизнь русского средневекового монастыря

Монашество и монастыри в России XI-XX века: Исторические очерки

Церковь Зосимы и Савватия
в деревне Слобода


Красный Холм и его монастырь

в XVIII веке

по воспоминаниям неизвестного
(свящ. И.С. Белюстина)

по воспоминаниям М.П. Погодина

по воспоминаниям владыки Саввы (Тихомирова)

по воспоминаниям владыки Димитрия (Самбикина)

по воспоминаниям владыки Серафима (Чичагова)

по воспоминаниям А.Л. Мясникова


Аналогии

Ссылки

Наталья Тарасова

ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК МАКАРИЙ (МИРОНОВ)

«А для вас, благоговеющие пред именем Моим,
взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его…».
(Мал.4:2.).

 

Тропарь, глас 1-й
Верный ученик Христа даже до смерти быв, преподобномучениче Макарие приснопамятне, подвиги бо поста и кровию мучений землю Русскую освятил еси. Темже и мы, чада твоя, любовию вопием ти: слава Давшему ти крепость, слава Венчавшему тя, слава Прославльшему тя с новомученики Российскими.

Преподобномученик Макарий, в крещении Михаил Федорович Миронов, родился между 1878 и 1882 годами (1882 год в настоящий момент считается в Бежецкой епархии официальным годом рождения святого [1]) в деревне Филино Егорьевской волости Дорогобужского уезда Смоленской губернии. Происходил из крестьянской семьи.

Филино располагалось по правую сторону Большого Бельского почтового тракта, на противоположной стороне лежало село Михайловское, известное с рубежа XVII–XVIII веков (ныне исчезло, а существующая дереревня Ново-Михайловское возникла в начале XX века в 2 км к юго-западу от прежнего села). Скорее всего, Филино состояло в приходе церкви села Михайловского. По данным МБУК «Дорогобужский историко-краеведческий музей», Михайловское — частновладельческое село М.А. Храповицкого, стольника и ротмистра полка смоленской шляхты (скон. ок. 1710 г.). Его потомки в 1765 году возвели в селе деревянную Ильинскую церковь. А в 1822 году новая хозяйка имения А.В. Киндякова выстроила каменный храм в честь иконы Казанской Божьей Матери (утрачен). Принадлежало ли Филино Храповицким и Киндяковым, неизвестно, но в 1860 году деревня числится во владениях княгини А.П. Голицыной, жены князя В.А. Оболенского, являвшегося прямым потомком С.Е. Нелединского, сын которого в 1699 году стал Мелецким, и возводившего свой род к И.В. Нелединскому — брату Афанасия Нелединского. Вероятно, предки препожобномученика Макария были крепостными.

В «послужном списке» отца Макария отмечено, что он получил домашнее образование, но не исключено, что ему довелось окончить 3-классную сельскую школу. Первая школа в Михайловском появилась около 1864 года. В середине – второй половине XIX века в Дорогобужском уезде по инициативе крестьян открываются так называемые «школы грамотности», где их дети обучались счету, чтению и письму. В 1889 году была устроена официальная земская школа. В самой же Егорьевской волости к 1889 году имелось 3 школы, услугами которых пользовалось 4 селения, причем учились преимущественно мальчики. В Филино во второй половине XIX века насчитывалось от 12 до 29 дворов, в которых проживало от 100 до 200 человек.

Как жил и чем занимался Михаил после получения первичного образования, неизвестно, скорее всего, до 20 лет зарабатывал на жизнь крестьянским трудом (в начале ХХ века в округе имелись мельница, сыроваренный завод, маслобойня, кузница), а затем отбывал рекрутскую повинность. В 1874 году был установлен один-единственый возраст для службы в армии: призывались мужчины в возрасте от 20 до 30 лет на срок службы в пехоте на 6 лет, во флоте — на 7 лет. В 1888 году общий срок службы в сухопутных войсках для поступающих «по жеребью» устанавливается в 18 лет, из которых 5 лет действительной службы и 13 лет в запасе.

Не создав семьи, избрав путь монашеского служения, Михаил покинул родные края и оправился в Москву. В 1909 году 27-летний Михаил числится послушником Московского Богоявленского монастыря. Здесь его заметил епископ Кишиневский и Хотинский Серафим (Чичагов), прибывший в Москву как один из руководителей Всероссийского съезда монархистов. 8 октября 1909 году Михаила зачислили указным послушником Кишинёвского архиерейского дома, а 9 декабря в Крестовой церкви постригли в монашество с именем Макарий. 13 декабря рукоположили в иподиакона, 26 декабря — в иеродиакона. С этого времени отец Макарий постоянно сопровождал владыку Серафима в поездках по епархии и сослужил ему во время богослужений.

Когда весной 1914 года архиепископа Серафима перевели на Тверскую кафедру, иеродиакон Макарий переехал с ним в Тверь. По личному прошению 28 марта 1914 года отца Макария зачислили в число братии Тверского архиерейского дома и 25 апреля рукоположили в иеромонаха.

В мае-июне 1914 года владыка Серафим предпринял объезд своей новой епархии. Прибыв 16 июня в Красный Холм, владыка посетил Николаевский Антониев монастырь и Зосимовский приход. Не исключено, что и в этой поездке его сопровождал отец Макарий. Во всяком случае, 21 июля архиепископ Серафим, оставшийся недоволен общим положением дел в обители, зачислил его в число немногочисленной братии Антониева монастыря. 11 апреля 1918 года резолюцией преосвященнейшего Серафима отец Макарий был назначен на должность монастырского казначея. 13 апреля архиепископ поделил монастыри Тверской епархии на 2 благочиннических округа: Антониев монастырь вошел в первый округ под управление благочинного — настоятеля Тверского Жёлтикова монастыря архим. Петра (Зверева). Резолюцией Серафима (Александрова), епископа Старицкого и викария Тверской епархии, временно управлявшего епархией после изгнания владыки Серафима (Чичагова), 20 сентября того же года по случаю ареста настоятеля Антониева монастыря Иоанна (Гречникова) иеромонаха Макария назначили управляющим. 26 ноября наградили набедренником.

За время своего пребывания в числе братии Антониева монастыря отец Макарий в отпусках не бывал, под следствием и судом вплоть до революционных событий и вовсе не состоял.

В 1922 году над монахами Николаевской Антониевой обители состоялся судебный процесс, на котором они были объявлены классовыми врагами, обвинены в контрреволюционной деятельности. В ходе кампании по изъятию церковных ценностей иеромонах Макарий, фактически являвшийся настоятелем монастыря, был арестован и приговорен к 9 месяцам лишения свободы. Вскоре, в 1923 году, за якобы «сокрытие церковных ценностей на дому» последовал вторичный арест. Но ввиду того, что монастырские ценности уже были описаны и изъяты, через 3 месяца его освободили. Отец Макарий вернулся в разоренный, но еще действующий Антониев монастырь, был возведен в сан архимандрита. В 1929 году настоятель Макарий был снова арестован и приговорен к 8 годам высылки в какой-то северный край. В 1935 году он был досрочно освобожден по болезни. Вернуться в родную обитель он уже не мог: в 1930 году Никольский Антониев монастырь окончательно закрыли и его строения начали разбирать на кирпичи. Потому с 1936 году архимандрит Макарий служил в церкви в честь Воздвижения Честного Креста Господня села Завидово Кесовогорского района Калининской области, поскольку проживал рядом в деревне Завидовская Горка.

21 декабря 1937 года архимандрит Макарий был арестован и заключен в кашинскую тюрьму. Он обвинялся в том, что «сгруппировал вокруг себя церковников, устраивал в доме нелегальные сборища верующих, проводил контрреволюционную агитацию, распространял провокационные слухи о насилии, беззаконии и арестах». В предъявленных ему обвинениях виновным себя не признал. 30 декабря Тройка при УНКВД по Калининской области приговорила архим. Макария к расстрелу по обвинению в «антисоветской деятельности». Мученическую кончину архимандрит Макарий принял 5 января 1938 года, погребен в безвестной могиле.

16 марта 1989 г. был реабилитирован Тверской областной прокуратурой по 1937 г. репрессий. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских ХХ века по представительству Тверской епархии Юбилейным Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 г. Память иеромонаха Макария отмечается 23 декабря/5 января и в Соборе новомучеников и исповедников Российских (переходящий) [2].

В настоящее время Бежецкой епархией продолжается сбор сведения о прпмч. Макарии. Все, кто чем-либо может помочь в сборе сведений, приобщайтесь и отправляйте информацию на имя секретаря Бежецкой епархии - протоиерея Ярослава Игоревича Шведова (iaroslav@list.ru).

 


Опубликовано: Тарасова Н. П. Ко дню памяти преподобномученика Макария (Миронова). 85 лет со дня мученической кончины // Сельская новь. 2022. № 49 (13151). С. 7.
См. также: Тарасова Н. П. Преподобномученик Макарий (Миронов). К 560-летию Николаевского Антониева монастыря // Сельская новь. 2021. № 14 (13067). С. 7.

Фото:

  1. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.
  2. Фрагмент «Плана Генерального Межевания Дорогобужского уезда Смоленской губернии 1780 г.» Масштаб межевой карты - 2 версты в дюйме 1:84000. План из открытых источников Сети.
  3. Богоявленский собор Московского Богоявленского монастыря. 1693–1696 гг. Фотография 1883 г. Фото из открытых источников Сети.
  4. Вид на Тверской Архиерейский дом и Консисторию. Фото из открытых источников Сети.
  5. Крестовоздвиженская церковь в селе Завидове Кашинского уезда Тверской Епархии с сайта "Православные храмы Тверской земли"

Примечания:

[1] Например, в «Послужном списке» за 1918 год указан возраст отца Макария 36 лет, а за 1920 — 42, что соответствует 1878 году рождения.

[2] В связи с различием практик, принятых в Русской Зарубежной Церкви и в Церкви в России относительно времени празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, Архиерейский Собор 2013 г. определил установить празднование Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской: 25 января (7 февраля по н. ст.), в случае совпадения этого числа с воскресным днем; в предшествующий этой дате воскресный день, если 25 января приходится на дни от понедельника до среды; в последующий этой дате воскресный день, если 25 января приходится на дни от четверга до субботы.

Литература:

  1. Послужной список монашествующей братии Краснохолмского Антониева монастыря за 1918 год // ГАТО. Ф. 186. Оп. I. Д. 4618. Л. 2 об.
  2. Послужной список монашествующей братии Краснохолмского Антониева монастыря за 1920 год // ГАТО. Ф. 186. Оп. I. Д. 4620. Л. 1 об.
  3. Извлечение из описания помещичих имений в 100 душ и выше. Смоленская губерния // Сведения о помещичьих имениях. Т. 4. С. 34.
  4. Сборник статистических сведенияний по Смоленской губернии. Т. 5: Дорогобужский уезд. Смоленск, 1889. С. 24–36, 62, 68.
  5. Список населенных мест Смоленской губернии. Смоленск, 1904. С. 182–183.
  6. Административно-территориальное усттройство Смоленской области. М., 1981. С. 47, 368.
  7. Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собора РПЦ о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12–16 августа 2000 г. // Официальный сайт Московской Патриархии. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/423849.html
  8. Книга памяти жертв политических репрессий Калининской области. Мартиролог 1937–1938. Т. 1. Тверь, 2000. С. 292.
  9. <Брагин В. И. Так погибали Бежецкие церкви… СПб., 2008. С. 491.
  10. Православный календарь «Святые земли Смоленской» / Сост.: М.С. Хохлова. Смоленск—М., 2015. С. 15.
  11. Головкин А. Н. Помнят стены монастыря. Тверь, 2016. С. 203.
  12. Дамаскин (Орловский), игумен. Макарий (Миронов) // Православная энциклопедия. Т. 42. М., 2016. С. 474–475.
  13. Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь. Рекомендательный аннотированный указатель литературыры. Красный Холм–СПб., 2017. С. 25.
  14. Тарасова Н. П., Сорокин В. Н. Свет миру: Настоятели Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря 1461–1920 гг. Тверь, 2017. С. 135–136.
  15. Тарасова Н. П. Тверские Владыки в Красном Холме. Архипастырский визит арх. Серафима (Чичагова) // Сельская новь. 2019. № 24. С. 7.
  16. Кого и на сколько призывали в армию Российской Империи // 11 Экю: Историко-популярный канал. 2019. URL: https://dzen.ru/media/11ecu/kogo-i-na-skolko-prizyvali-v-armiiu-rossiiskoi-imperii-5d065661e648700de761cc66
  17. Дамаскин (Орловский), архим. Новомученики и исповедники Бежецкой епархии. Изд. 2. Бежецк, 2022. С. 63–64.

 

© Научно-просветительский сайт "Тверской Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь" (http://tver-antonievmon.bezhkray.ru), 2009–2023

© Историко-культурный и краеведческий сайт «Бежецкий край» (http://bezhkray.ru), 2014–2023

SmartTop.info