Главная     Контакты     Карта сайта     О сайте  

ИСТОРИЯ

Хронология

Краткая история обители

Изучение истории монастыря

План-схема монастыря

Монастырский комплекс

Календарь
памятных дат

Почитание святителя
Николая Чудотворца

ПЕРСОНАЛИИ

Прп. Антоний Краснохолмский

Игумены монастыря

патриарх Иоасаф II

игумен Анатолий (Смирнов)

управитель Макарий (Миронов)


кн. Андрей Угличский

инокиня Марфа (Романова)

А.К. Жизневский

архиеп. Димитрий (Самбикин)

В.З. Исаков

ИСТОЧНИКИ

Источники

Монастырский летописец

Летописец

Перевод Летописца

Синодик

ЛИТЕРАТУРА

Список научных работ

Тверской патерик

Библиотека

ФОТО И ВИДЕО

Фотогалерея

Аудио- и
видеоматериалы

КОНТЕКСТ

Бежецкий Верх
в XV веке

Приходское духовенство Новгородской земли (XV - начало XVI вв.)

Повседневная жизнь русского средневекового монастыря

Монашество и монастыри в России XI-XX века: Исторические очерки

Церковь Зосимы и Савватия
в деревне Слобода


Красный Холм и его монастырь

в XVIII веке

по воспоминаниям неизвестного
(свящ. И.С. Белюстина)

по воспоминаниям М.П. Погодина

по воспоминаниям владыки Саввы (Тихомирова)

по воспоминаниям владыки Димитрия (Самбикина)

по воспоминаниям владыки Серафима (Чичагова)

по воспоминаниям А.Л. Мясникова


Аналогии

Ссылки

Наталья Тарасова

ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК МАКАРИЙ (МИРОНОВ)

К 560-летию Николаевского Антониева монастыря

«А для вас, благоговеющие пред именем Моим,
взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его…».
(Мал.4:2.).

7 февраля Русская Православная Церковь праздновала Собор новомучеников и исповедников Российских. В списке новомучеников и исповедников Бежецкой епархии по Красному Холму упомянуто только два имени — священномученика Александра Ивановича Талызина и мученика Сергия Матвеевича Бородавкина [1]. Но сегодня, в год 560-летнего юбилея Краснохолмской Николаевской Антониевой обители, мы можем назвать имя еще одного небесного покровителя и монастыря и Красного Холма — преподобномученика Макария (Миронова).

Впервые упоминание имени прпмч. Макария (Миронова) в связи с Краснохолмской обителью встречается в публикациях 2016 г. — в книге «Помнят стены монастыря» А. Н. Головкина (без конкретных ссылок на источники) и в статье «Православной энциклопедии», посвященной святому, игумена Дамаскина (Орловского) [2]. И хотя по документам прослеживается ряд незначительных, но вполне объяснимых нестыковок фактов (напр., в «Послужном списке монашествующей братии Краснохолмского Антониева монастыря» за 1918 и 1920 гг. записаны разные даты одних и тех же событий; в «Послужном списке» приводится мирское имя Михаил, а в карточке базы данных ПСТГУ по новомученикам стоит многоточие, что позволяет предполагать имя Макар), нам еще предстоит многое изучить, согласовать, уточнить в вышедших за последние годы публикациях, но мы не можем не вспомнить сегодня этого святого.

Преподобномученик Макарий, в миру Михаил [3] (по другим данным — Макар [4]) Федорович [5] Миронов, родился 3 июля [6] 1878 г. [7] в деревне Филино Егорьевской волости Дорогобужского уезда Смоленской губернии [8]. О семье и ранних годах его жизни нам пока ничего неизвестно. Клировых ведомостей, в которых, как правило, содержится подобного рода информация, по Смоленской области сохранилось крайне мало, а за интересующий нас год их и вовсе нет. Возможно, «Клировые ведомости церквей Дорогобужского уезда за 1880 год» [9] смогут в дальнейшем приоткрыть эту тайну, а пока «Послужной список монашествующей братии Краснохолмского Антониева монастыря» сообщает нам, что происходил он из крестьян [10]. Сам отец Макарий в своем «Послужном списке» указал, что получил домашнее образование, но игумен Дамаскин (Орловский) приводит сведения, что он окончил 3-классную сельскую школу [11]. Действительно, в ближайшем к Филино селе с церковью — в Ново-Михайловском (Михайловском) — во вт. пол. XIX ст. имелась школа [12]. Известно, что в брак Михаил не вступал, избрав путь монашеского служения. 8 октября (здесь и далее по ст.ст.) 1909 г. был зачислен послушником Кишиневского Архиерейского дома и 9 декабря пострижен в монашество в Крестовой церкви с именем Макарий. Выбор имени, по всей видимости, соответствовал первой букве имени мирского, такое имянаречение для монашествующих уходит корнями в начало XV ст. [13]. 13 декабря того же года новоиспеченный инок был рукоположен в иподиакона, а 26 декабря — в иеродиакона. 28 марта 1914 г. по личному прошению зачислен в число братии Тверского Архиерейского дома. 25 апреля 1917 г. рукоположен в иеромонаха, 21 июля зачислен в число братии Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. 11 апреля 1917 г. [14] резолюцией преосвященнейшего Серафима, архиепископа Старицкого, назначен исполняющим должность монастырского казначея, 14 декабря утвержден в этой должности. И его же резолюцией 20 сентября 1918 г. по случаю ареста настоятеля монастыря Иоанна (Гречникова) назначен управляющим Николаевского Антониева монастыря. 26 ноября 1919 г. награжден набедренником. В отпусках не бывал, под следствием и судом вплоть до революционных событий не состоял.

В 1922 году над оставшимися в обители монахами состоялся судебный процесс, на котором они были объявлены классовыми врагами и обвинены в контрреволюционной деятельности [15]. В тот же год иеромонах Макарий был арестован во время кампании по изъятию церковных ценностей и приговорен к 9 месяцам лишения свободы [16]. Вторично был арестован в 1923 г. за «сокрытие церковных ценностей на дому». Но ввиду того, что эти ценности были уже описаны, он их не скрывал, через 3 месяца его освободили. В 1929 г. отец Макарий был снова арестован и приговорен к 8 годам высылки в Северный край. В 1935 г. он был освобожден досрочно по болезни. Вернуться в родную обитель он уже не мог: в 1930 г. Никольский Антониев монастырь окончательно закрыли и начали разбирать его строения [17]. Потому с 1936 г. отец Макарий стал служить в церкви в честь Воздвижения Честного Креста Господня села Завидово Кесовогорского района Калининской области, поскольку проживал рядом в деревне Завидовская Горка. 21 декабря (по н. ст.) 1937 г. иеромонах Макарий был арестован и заключен в тюрьму в г. Кашине. Обвинялся в том, что «сгруппировал вокруг себя церковников, устраивал в доме нелегальные сборища верующих, проводил контрреволюционную агитацию, распространял провокационные слухи о насилии, беззаконии и арестах». В предъявленных ему обвинениях виновным себя не признал и 30 декабря тройкой при УНКВД по Калининской области по обвинению в «антисоветской деятельности» был приговорен к расстрелу. Мученическую кончину иеромонах Макарий принял 5 января 1938 г., погребен в безвестной могиле.

16 марта 1989 г. был реабилитирован Тверской областной прокуратурой по 1937 году репрессий [18]. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских ХХ века по представительству Тверской епархии Юбилейным Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 г. [19]. Память иеромонаха Макария отмечается 5 января (23 декабря по ст. ст.) и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (переходящий) [20].

В настоящее время Бежецкой епархией все материалы о прпмч. Макарии (Миронове) переданы в Фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви» архим. Дамаскину (Орловскому) для всестороннего изучения и написания официального жития святого.

 

P.S. Тема неоднозначная и сложная, несмотря на ряд официальных данных. В настоящее время идет сбор сведений и уточнение информации. Все, кто чем-либо может помочь в сборе сведений, приобщайтесь и отправляйте информацию на имя секретаря Бежецкой епархии - протоиерея Ярослава Игоревича Шведова (iaroslav@list.ru).

 


Опубликовано: Тарасова Н. П. Преподобномученик Макарий (Миронов). К 560-летию Николаевского Антониева монастыря // Сельская новь. 2021. № 14 (13067). С. 7.

Фото: Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Примечания:

[1] Дамаскин (Орловский), иг. Новомученики и исповедники Бежецкой епархии. Бежецк, 2014. С. 61.

[2] Головкин А. Н. Помнят стены монастыря. Тверь, 2016. С. 203; Дамаскин (Орловский), иг. Макарий (Миронов) // Православная энциклопедия. Т. 42. М., 2016. С. 474–475.

[3] Послужной список монашествующей братии Краснохолмского Антониева монастыря за 1918 год // ГАТО. Ф. 186. Оп. I. Д. 4618. Л. 2 об.; Послужной список монашествующей братии Краснохолмского Антониева монастыря за 1920 год // ГАТО. Ф. 186. Оп. I. Д. 4620. Л. 1 об.

[4] Дамаскин (Орловский), иг. Макарий (Миронов).

[5] ПСТГУ: http://martyrs.pstbi.ru/bin/db.exe/no_dbpath/docum/cnt/ans/newmr/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6XbuAc8eUs8Wd60WAeC0ifOuW60wi9Wsj67GZd8vUfe8ctmY*

[6] Дамаскин (Орловский), иг. Макарий (Миронов).

[7] ГАТО. Ф. 186. Оп. I. Д. 4620. Л. 1 об.

[8] ГАТО. Ф. 186. Оп. I. Д. 4618. Л. 2 об.; ГАТО. Ф. 186. Оп. I. Д. 4620. Л. 1 об.; Дамаскин (Орловский), иг. Макарий (Миронов); Сборник статистических сведений по Смоленской губернии в 6 т. Т. 5: Дорогобужский уезд. Смоленск, 1889. С. 62, 68; Административно-территориальное устройство Смоленской области. С. 47.

[9] ГАСО. Ф. 48. Оп. 2. № 968.

[10] Здесь и далее см.: Тарасова Н. П., Сорокин В. Н. Свет миру: Настоятели Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. 1461–1920 гг. (Материалы к биографиям). Тверь, 2017. С. 135–136.

[11] Дамаскин (Орловский), иг. Макарий (Миронов).

[12] https://web.archive.org/web/20151006084307/http://www.dorogobug.ru/index.php/articles/199-derevnya-i-selo-dorogobuzh-rayon#Ново-Михайловское

[13] Мельник А. Г. Конец XIV — начало XV века в истории Руси — время новаций // Сообщения Ростовского музея. Ростов, 2020. Вып. 25. С. 9.

[14] В «Послужных списках» путаница с датами.

[15] Брагин В. И. Так погибали Бежецкие церкви: Книга-покаяние. СПб., 2008. С. 491.

[16] Здесь и далее см.: Дамаскин (Орловский), иг. Макарий (Миронов).

[17] Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь. Рекомендательный аннотированный указатель литературы. Изд. 2. Красный Холм–Санкт-Петербург, 2017. С. 25.

[18] Книга памяти жертв политических репрессий Калининской области. Мартиролог 1937–1938. Т. 1. Тверь, 2000. С. 292; Головкин А. Н. Помнят стены монастыря. С. 203.

[19] Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собора Русской Православной Церкви о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12–16 августа 2000 г. // Русская Православная Церковь: Официальный сайт Московского патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/423849.html

[20] В связи с различием практик, принятых в Русской Зарубежной Церкви и в Церкви в России относительно времени празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, Архиерейский Собор 2013 г. определил установить празднование Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской: 25 января (7 февраля по н. ст.), в случае совпадения этого числа с воскресным днем; в предшествующий этой дате воскресный день, если 25 января приходится на дни от понедельника до среды; в последующий этой дате воскресный день, если 25 января приходится на дни от четверга до субботы.

 

© Научно-просветительский сайт "Тверской Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь" (http://tver-antonievmon.bezhkray.ru), 2009–2021

© Историко-культурный и краеведческий сайт «Бежецкий край» (http://bezhkray.ru), 2014–2021

SmartTop.info