Главная     Контакты     Карта сайта     О сайте  

ИСТОРИЯ

Хронология

Краткая история обители

Изучение истории монастыря

План-схема монастыря

Монастырский комплекс

Календарь
памятных дат

Почитание святителя
Николая Чудотворца

ПЕРСОНАЛИИ

Прп. Антоний Краснохолмский

Игумены монастыря

патриарх Иоасаф II

игумен Анатолий (Смирнов)


кн. Андрей Угличский

инокиня Марфа (Романова)

А.К. Жизневский

архиеп. Димитрий (Самбикин)

В.З. Исаков

ИСТОЧНИКИ

Источники

Монастырский летописец

Летописец

Перевод Летописца

Синодик

ЛИТЕРАТУРА

Список научных работ

Тверской патерик

Библиотека

ФОТО И ВИДЕО

Фотогалерея

Аудио- и
видеоматериалы

КОНТЕКСТ

Бежецкий Верх
в XV веке

Приходское духовенство Новгородской земли (XV - начало XVI вв.)

Повседневная жизнь русского средневекового монастыря

Монашество и монастыри в России XI-XX века: Исторические очерки

Церковь Зосимы и Савватия
в деревне Слобода


Красный Холм и его монастырь

в XVIII веке

по воспоминаниям неизвестного
(свящ. И.С. Белюстина)

по воспоминаниям М.П. Погодина

по воспоминаниям владыки Саввы (Тихомирова)

по воспоминаниям владыки Димитрия (Самбикина)

по воспоминаниям владыки Серафима (Чичагова)

по воспоминаниям А.Л. Мясникова


Аналогии

Ссылки

Наталья Тарасова

реподобный Антоний (1461–1481) — основатель и строитель Николаевского Антониева или, как говорили в XVI столетии, Дома Николы Чудотворца Антонова монастыря.

В списке настоятелей монастыря, составленном Анатолием (Смирновым), священноинок старец Антоний, которого мы сегодня называем преподобным Антонием Краснохолмским, стоит под № 1[1] как основатель обители. Сведения о нем приведены на разных страницах «Исторического описания Николаевского Антониева монастыря…»[2] игумена Анатолия, местами с указанием источников[3]. Период настоятельства преподобного Антония описан отцом Анатолием в соответствии с монастырским «Летописцем», в достоверности и историчности которого он, по всей видимости, не сомневался.

Согласно монастырскому «Летописцу», преподобный Антоний пришел в пределы города Городецка Бежецкого Верха (ныне город Бежецк Тверской области) «из страны, называемой человеческими словами Белозерской», будучи «пустынножителем», «священноиноком» и «старцем»[4]. «Летописец» указывает точную дату его прихода — 1461 (6969) год. Проходя по местностям, принадлежавшим местным землевладельцам боярам Нелединским, старец занемог. Получив в скором времени по Божией милости чудесное исцеление от болезни, преподобный Антоний решил поставить келью и часовню, проводя свою дальнейшую жизнь в молитвенном уединении. В соотвествии с древней традицией, Антоний испросил небольшой участок земли у боярина Афанасия Васильевича Нелединского, выбрав живописное место при слиянии рек Неледины и Могочи, впадающей в реку Мологу, приток Волги, и «нача ту пустынножительствовати и богоподвижно подвизатися добрым и богоугодным житием»[5]. Скоро по окрестным селениям разнеслась молва о богоугодной жизни отшельника. К преподобному Антонию стали приходить за советами, молитвами, принося пожертвования, а некоторые испрашивали дозволение жить при его келье. «Летописец» сообщает, что начало монастырю было положено преподобным Антонием: «И нача той пустынножитель, именем Антоний, церковь во имя великаго святителя и Чудотворца Николая Мирликийскаго древяну созидати и, создав ее, святыми иконами благолепне той храм украси и божественными книгами довольно снабди и не по мнозем времени той храм забралом огради и нача собирати братию»[6]. Но в «Летописце» нет никаких указаний на датировку закладки деревянной церкви святителя Николая и образования общины, следовательно, и точная дата основания монастыря остается неизвестной. Можно лишь предположить, что это могло произойти в 1461 году или чуть позднее. Поэтому дата начала настоятельства преподобного Антония в основанном им монастыре весьма условна. Кроме того, из текста «Летописца» не следует, что преподобный Антоний в основанной им обители был игуменом, а лишь сообщается, что «той преждеупомянутый строитель, священноинок зовомый именем Антоний, по богоугодному житию, учинися того Богом спасаемого места наставник и строитель»[7]. Какие-либо дополнительные письменные источники, которые содержали бы сведения о настоятельстве преподобного Антония в монастыре, в настоящее время не выявлены.

Нигде в тексте «Летописца» Антоний не упоминается и как преподобный, отмечается только «богоподвижность» его жития[8].

Последним делом в земной жизни преподобного Антония, согласно «Летописцу», стала закладка каменного монастырского собора — Никольского храма — в 1481 году: «И по летех мимошедших <…> и тщательным трудоположением того преждеупомянутаго строителя, старца именем Антония, лета от сотворения мира 6989 года нача в том Антониеве монастыре созидатися церковь каменная во имя великаго архиерея и чудотворца Николая <…> И не по мнозе времени той преждеупомянутый отец, именем Антоний, по неизреченным праведным судьбам великаго Бога учинися прискорбен и не по мнозех днех прииде воля всемогущаго Бога и той отец, священноинок Антоний, преселился в вечный оный покой вечных ради и неизреченных благ восприятия и погребен бысть собранною им братиею честне в том Антонове монастыре»[9]. Дата кончины прнподобного Антония указана в «Летописце» более конкретно, поэтому ее можно принять за дату фактического прекращения настоятельства преподобного Антония в монастыре.

Как мы уже оговаривали выше, монастырский «Летописец» является источником позднего происхождения. Он был составлен в самом монастыре одним из монастырских книжников в 1686–1687 годах, имеет неоднородную текстовую структуру, как повествовательную (условно состоит из трех частей, только две из которых связаны между собой темой сюжета об основании монастыря), так и стилистико-языковую. Если причины написания «Летописца» еще можно предположить[10], то источники, которые легли в его основу, установить практически не представляется возможным. Поскольку какие-либо дополнительные письменные источники, которые содержали бы упоминание об основании Николаевского Антониева монастыря, об устроении его преподобным Антонием и его настоятельстве в монастыре в указанный период не обнаружены еще исследователями, то ко всем фактам, описываемым в «Летописце», необходимо относиться с определенной долей критичности. Единственное, что удалось установить современной науке благодаря археологическим изысканиям, это факт существования монашеского поселения на месте Антониевой обители во второй половине XV века[11]. Наиболее ранний из выявленных на сегодняшний день письменных документов, упоминающих Николаевский Антониев монастырь и некогда находившийся в архиве монастыря, — «Выкупная запись Серко Федорова сына Олвсофиева и Семена Дмитриева сына Олвсофиева на «[пол]овину деревни Медведева у игумену у Енатия з братиею Онтонова монастыря» 1545/1546 годов»[12]. С высокой долей вероятности можно говорить, что этот документ свидетельствует о том, что монастырь носил имя своего основателя уже к началу XVI века.

Итак, в тексте монастырского «Летописца» нет сведений о почитании в монастыре преподобного Антония. В монастырском синодике, доступном для изучения, составленном (возобновленном?) в конце XVII века – в 1681 году – имя преподобного Антония приписано почерком начала XIX века на правом поле рядом с перечнем епископов Новгородских[13]. Приписка гласит: «Преподобный Антоний, основатель сея обители и погребенъ зде же 1487». Небезынтересно отметить, что дата 1487 год нигде более не встречается, поскольку, согласно «Летописцу», а нам известно две версии «Летописца», в которых нет фактологических разночтений, Антоний почил в 1481 году, и эта дата научным сообществом принята как основная. В приписке синодика цифра 7 частично попадает под обрез, но горизонтальная перекладина читается достаточно четко, не видно только стык между горизонтальной и косой перекладинами. Допустимо считать, что здесь мы имеем дело с обычной опиской.

Известные рукописные и печатные месяцесловы до конца XVIII века также не упоминают памяти преподобного Антония[14], кроме трех старообрядческих рукописных святцев второй четверти XVIII века, в которых память преподобного Антония Краснохолмского внесена между строк. Речь идет о святцах, принадлежавших Ф.П. Бабушкину. Эти святцы были подробно изучены петербургским исследователем А.А. Романовой, которая и обнаружила в них имя преподобного Антония Краснохолмского[15]. Датируя один из источников (наиболее ранний) XVIII веком, отмечая, что запись на полях была сделана самим Ф.П. Бабушкиным, вероятно, ближе к началу XIX века[16], А.А. Романова, однако, не обратила внимания, как именно упомянут преподобный Антоний в источниках. Между тем в святцах он упомянут как преподобный Антоний Краснохолмский. Это означает, что его имя в старообрядческие святцы не могло быть внесено ранее 1776 года, потому что стать Краснохолмским преподобный Антоний мог только после преобразования села Спаса на Холму, территориально с которым был связан Николаевский Антониев монастырь, в город с переименованием его в Красный Холм[17]. Таким образом, запись имени преподобного Антония в святцах Ф.П. Бабушкина появилась в период между 1776 годом и началом XIX века, но, в любом случае, не ранее 1776 года.

Преподобный Антоний Краснохолмский никогда не был официально канонизирован (такие данные не обнаружены), он и сегодня является местночтимым святым в Бежецкой епархии Тверской митрополии. Это означает, что на протяжении веков преподобный Антоний «почитался усопшим подвижником» и, скорее всего, только в основанном им монастыре[18]. Вот, что записал в своих путевых заметках М.П. Погодин, после посещения монастыря в 1841 году: «Монастырь называется Антониевским, но когда он построен, кто был этот основатель Антоний, где жил, когда скончался, и где погребен, неизвестно. Лишь только хранится в народе память об его добродетелях, и жители ходят служить по нем панихиды»[19].

Преподобный Антоний Краснохолмский упомянут в списках П.М. Строева по Краснохолмскому Николаевскому Антониеву монастырю как «святой Антоний»[20], но что послужило причиной для упоминания Антония как святого, неизвестно. До публикации игумена Анатолия (Смирнова) преподобный Антоний упоминался в следующих изданиях: в «Словаре историческом о святых…» Д.А. Эристова[21], «Русские святые, чтимые всей Церковью или местно…» архиепископа Филарета (Гумилевского)[22], «Краткие жизнеописания Русских святых…» архимандрита Игнатия (Малышева)[23], «Полный месяцеслов Востока» архимандрита Сергия (Спасского)[24], в «Русском календаре» А.С. Суворина за 1879 и 1882 годы[25]. Мы полагаем, что источником для всех этих изданий[26] послужила довольно пространная историческая справка о Николаевском Антониевом монастыре в «Истории Российской иерархии» архимандрита Амвросия (Орнатского)[27]. В свою очередь, источником для ее написания послужили монастырский «Летописец» и некоторые документы из архива монастыря[28].

В настоящее время преподобный Антоний Краснохолмский официально входит в собор Тверских святых. Память его совершается в день памяти преподобного Антония Великого, вероятно, по аналогии имен и подвига, 17 (30 по новому стилю) января и в соборе Тверских святых (память тверским святым совершается в первое воскресенье после праздника святых апостолов Петра и Павла, который приходится на 12 июля (29 июня по старому стилю)[29].

Место погребения преподобного Антония на территории монастыря до сих пор точно неизвестно. Игумен Анатолий (Смирнов) полагал, что над его предполагаемым захоронением в 1690 году была возведена церковь во имя Всех Святых[30]. В настоящее время принята эта точка зрения по вопросу о месте возможного погребения преподобного Антония Краснохолмского[31] . Мощей преподобного Антония при археологических изысканиях, проводившихся в монастыре в 90-х годах ХХ века экспедициями А.М. Салимова (ТФ ГАСК) и В.А. Булкина (СПбГУ), а также в ходе археологической экспедиции 2008 года, проводившейся под руководством А.М. Салимова, обнаружено не было[32].

 

ЕЩЕ О ПРЕПОДОБНОМ АНТОНИИ КРАСНОХОЛМСКОМ:

Первое упоминание о преподобном Антонии фиксируется в «Выписке из старых монастырских вкладных книг о выезде, чести и вкладах рода бояр Нелединских» 1686 года (см.: Грамоты Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. Тверь, 1904. С. 52–58).

На основе этой «Выписки» был составлен монастырский «Летописец», созданный 1686–1687 годах одним из монастырских книжников, в котором представлено более развернутое литературное повествование о преподобном (см: Летописец… // Жизневский А.К. Древний архив Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. М., 1879. С. 67–69 или Летописец… // Историческая библиотека Тверской епархии. Т.I. Тверь, 1879. С. 334–337).

Несколько особняком в этом ряду стоит монастырский синодик 1681 года, поскольку в него имя преподобного вписано в начале XIX века (см.: Синодик Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря 1681 года // ГАТО. Ф.1409. Оп.1. Д.166. Л.25).

    Публикации, упоминающие преподобного Антония Краснохолмского:

  1. Записки Петра Воинова середины XVIII века // Попов Н.А. Исторические заметки о Бежецком Верхе XVII–XVIII веков. М., 1882. С. 22.
  2. Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь // Амвросий (Орнатский), архимандрит. История Российской иерархии, собранная Новгородской семинарии ректором и богословия учителем, бывшим Антониева, а ныне Юрьева Новгородского монастыря архимандритом Амвросием. М., 1812. Ч.IV: Д–К. С. 807–815.
  3. Эристов Д.А. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви. СПб., 1836. С. 37.
  4. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Русские святые, чтимые всею церковию или местно: Опыт описания жизни их. В 3 кн. Кн.1: Январь, Февраль, Март, Апрель. Чернигов, Чернигов, 1861; СПб., 1882. С. 76–77.
  5. Исторический словарь о святых, прославленных в Российской церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. СПб., 1862. С. 30.
  6. Игнатий (Малышев), архимандрит. Краткое жизнеописание русских святых: век X–XVIII. В 2 кн. Кн.2. СПб., 1875. С. 119.
  7. Сергий (Спасский), архимандрит Полный месяцеслов Востока. В 2 тт. Т.II. Ч.1. М., 1876. С. 16.
  8. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви. СПб., 1877. С. 458.
  9. Русский календарь на 1879 г. / Под ред. А.С. Суворина. СПб., 1879. С. 2.
  10. Барсуков Н.П. Источники русской агиографии. СПб., 1882. С. 45.
  11. Анатолий (Смирнов) игумен. Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря Весьегонского уезда Тверской губернии Тверь, 1883. С. 3–5, 33.
  12. Святые, местночтимые в Тверской епархии: Преподобный Антоний Краснохолмский (память 17 января) // Тверские епархиальные ведомости / Под ред. протоиерея В.Ф. Владиславлева. 1886. №8. Неоф. ч. С. 225–232.
  13. Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь или сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси (до XVIII в.) обще- и местночтимых. СПб., 1891.
  14. Барсуков Н.П. Жизнь и труды М.П. Погодина. В 22 т. Т.6. СПб., 1892. С. 215–216.
  15. Житие и чудеса святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского и слава его в России / Сост. Ф. Гусев, А. Вознесенский. — Репринтное воспроизведение синодального издания 1899 года. — Житие и чудеса святителя Николая Чудотворца. М., 2005. С. 324–325.
  16. Русский биографический словарь. В 25 т. / Под ред. А.А. Половцова. Т.2: Алексинский — Бестужев-Рюмин. СПб., 1900. С. 211.
  17. Тверской патерик. Краткие сведения о тверских местночтимых святых / Сост. архиепископ Димитрий (Самбикин). — Репринтное издание 1907 года. — Тверской патерик. Краткие сведения о тверских местночтимых святых. Тверь, 1991. С. 55–57.
  18. Первое празднование Собора Тверских святых // Журнал Московской Патриархии. М., 1979. №11. С. 15–20.
  19. Виктор (Олейник), архимандрит. Подвижник Тверской земли преподобный Антоний Краснохолмский // Журнал Московской Патриархии. 1984. №2. С. 9–10.
  20. Романенко Е.В. Антоний Краснохолмский // Православная энциклопедии. Т.2: Алексей, человек Божий — Анфим Анхиальский. М., 2001. С. 669.
  21. Русские святые и подвижники Православия. Историческая энциклопедия / Сост., отв. ред. О.А. Платонов. М., 2010. С. 105.
  22. Гадалова Г.С. «Летописец о зачатии Бежецкого верха Николаевского Антониева монастыря…» как исторический источник о преподобном Антонии Краснохолмском // Обитель преподобного Антония / Бежецкий край: историко-краеведческий альманах. Бежецк, 2014. №10. С. 30–51.
  23. Святой преподобный Антоний Краснохолмский // Сельская новь. 2016. №3. С. 2.
  24. Романова А.А. Источники русской агиографии: святцы поморского наставника Ф.П. Бабушкина // Genesis: исторические исследования. 2016. №5. С. 174–180. DOI: 10.7256/2409-868X.2016.5.19968
  25. Силуан (Конев), иеромонах. Преподобный Антоний Краснохолмский // Бежецкий Верх. 2017. №1(100). Январь. С. 2.
  26. Небесные покровители Тверской земли (Новый Тверской Патерик) / Сост.: прот. А. Душенков, Ю. Пименов. Тверь, 2017. С. 53–55.
  27. Тарасова Н.П. Загадки древнего монастыря // Верхневолжье Православное. 2017. №8 (188). Сентябрь. С. 10.
  28. Тарасова Н.П., Сорокин В.Н. Свет миру: Настоятели Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. 1461–1920 гг. (Материалы к биографиям). Бежецк–Тверь, 2017. С. 42–53.
  29. Прп. Антоний // «Тверская митрополия. Век XXI». 2018. Вып.IV. С. 63–64.
  30. Тарасова Н.П. Небесный покровитель земель Бежецкого Верха. В память о прп. Антонии Краснохолмском (1481). 30 января // Сельская новь. 2019. №3. С. 7.

 


Опубликовано: Тарасова Н.П., Сорокин В.Н. Свет миру: Настоятели Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. 1461–1920 гг. (Материалы к биографиям). Тверь, 2017. С. 42–47.

Фото: 1) Современная икона преподобного Антония Краснохолмского — святыня возрождающегося монастыря; 2) Икона преподобного Антония Краснохолмского начала ХХ века из петербургского храма святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова (Леушинское подворье). Хранитель иконы — отец Геннадий Беловолов. Изображение иконы и рассказ о ее ней опубликованы в историко-краеведческом альманахе «Бежецкий край» (2014. №10. С. 128–134); 3) Преподобный Антоний Краснохолмский, фрагмент иконы «Собор Тверских святых», предположительно, второй половины XIX — начала XX века из нижнего ряда иконостаса (справа) Бежецкого кафедрального собора Спаса Нерукотворного образа.

Примечания:

[1] Анатолий (Смирнов), игумен. Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря Весьегонского уезда Тверской губернии Тверь, 1883. С. 33.

[2] Там же. С. 3–5, 18, 20, 21, 22, 33, 82.

[3] Там же. С. 3–4, 20, 33.

[4] Летописец о зачатии Бежецкаго верху Николаевскаго Антониева монастыря и о строении церквей Божиих и о дании вотчин в обитель сию (от) великих князей и боляр и прочих благодетелей // Жизневский А.К. Древний архив Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. М., 1879. С. 67–69.

[5] Там же. С. 68.

[6] Там же.

[7] Там же.

[8] Там же. С. 68–69.

[9] Там же.

[10] Подробнее о «Летописце» см.: Тарасова Н.П. «Летописец о зачатии Бежецкого верху Николаевского Антониева монастыря» как исторический источник // Проблемы исторического регионоведения: Сборник научных статей / Отв. ред. проф. Ю.В. Кривошеев. Вып.3. СПб., 2012. С. 179–189; Тарасов А.Е., Тарасова Н.П. «Летописец о зачатии Бежецкого Верху Николаевского Антониева монастыря»: время и обстоятельства создания. [Электронный ресурс] // Исторические исследования: электронный журнал Исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. М., 2016. №5. С. 223–245. Режим доступа: http://www.historystudies.msu.ru/ojs2/index.php/ISIS/article/view/96/251 (дата доступа: 08.12.2016).

[11] Булкин В.А., Салимов А.М. Памятник каменного зодчества конца XV века // Тверской археологический сборник. Тверь, 1994. Вып.1. С. 249; Булкин В.А., Салимов А.М. Никольский собор Антониева Краснохолмского монастыря. Материалы исследований. М., 2001. С. 21–23, 24, 25, 27, 35.

[12] РГАДА. Ф.1455. Оп.4. Д.35. (Документ найден московским исследователем А.Е. Тарасовым).

[13] Синодик Краснохолмского монастыря 1681 года // ГАТО. Ф.1409. Оп.1. Д.166. Л.25.

[14] Гадалова Г.С. «Летописец о зачатии Бежецкого верха Николаевского Антониева монастыря…» как исторический источник о преподобном Антонии Краснохолмском // Бежецкий край: историко-краеведческий альманах. Бежецк, 2014. №10. С. 35.

[15] Данные сведения были представлены в докладе А.А. Романовой «Тверские святые в работах (святцах) книжника-старообрядца Ф.П. Бабушкина (1764–1842)», сделанном на Круглом столе, посвященном изучению истории Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря (17 июля 2014 года, краеведческий музей города Красный Холм).

[16] Романова А.А. «Бабушкинские святцы» // Памяти Василия Григорьевича Дружинина (1869–1836): Материалы научных чтений 10 августа 2010 г. / Отв. ред. И.М. Беляева. СПб., 2010. С. 115–120.

[17] Города Тверской области: Историко-архитектурные очерки (XI — начало XX века). СПб., 2000. Вып.1. С. 219; Беляков В.С. Уездный город Красный Холм // Край Краснохолмский. Исследования краеведов: Сборник статей. Тверь, 2009. С. 7.

[18] Святые, местночтимые в Тверской епархии: Преподобный Антоний Краснохолмский (память 17 января) // Тверские епархиальные ведомости / Под ред. протоиерея В.Ф. Владиславлева. 1886. №8. Неоф. ч. С. 225–232.

[19] Цит. по: Барсуков Н.П. Жизнь и труды М.П. Погодина. В 22 т. Т.6. СПб., 1892. С. 215–216.

[20] Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви. СПб., 1877. С. 458.

[21] Эристов Д.А. Словарь исторический о святых, прославленных в российской церкви. СПб., 1836. С. 37.

[22] Филарет (Гумилевский), архиепископ. Русские святые, чтимые всей церковью или местно: Опыт описания жизни их. В 3 кн. Кн.1: Январь, Февраль, Март, Апрель. СПб., 1882. С. 76–77.

[23] Игнатий (Малышев), архимандрит. Краткие жизнеописания русских святых. В 2 кн. Кн.2. СПб., 1875. С. 119.

[24] Сергий (Спасский), архимандрит. Полный месяцеслов Востока. В 2 т. Т.2. Ч.1. М., 1876. С. 16.

[25] Русский календарь на 1879 год / Под ред. А.С. Суворина. СПб., 1879. С. 2; Русский календарь на 1882 год / Под ред. А.С. Суворина. СПб., 1882. С. 4.

[26] Во всяком случае, именно «История российской иерархии» использовалась в качестве источника информации для изданий П.М. Строева, Д.А. Эристова, Филарета (Гумилевского). — См.: Строев П.М. Списки иерархов… С. X; Эристов Д.А. Словарь исторический о святых… С. 37; Филарет (Гумилевский), архиепископ. Русские святые, чтимые всею церковью или местно… С. 77, сн.95.

[27] Амвросий (Орнатский), архимандрит. История российской иерархии, собранная Новгородской семинарии ректором и богословия учителем, бывшим Антониева, а ныне Юрьева Новгородского монастыря архимандритом Амвросием. М., 1812. Ч.IV: Д–К. С. 807–815; Историческая библиотека Тверской епархии. Тверь, 1879. Т.I. С. 330.

[28] Тарасова Н.П. «Летописец о зачатии Бежецкого верху Николаевского Антониева монастыря» как исторический источник. С. 180.

[29] Романенко Е.В. Антоний Краснохолмский // Православная энциклопедии. Т.2: Алексий, человек Божий — Анфим Анхиальский. М., 2001. С. 669; Гадалова Г.С. Благоверная великая княгиня Ксения Тверская. Тверь, 2011. С. 139–140.

[30] Анатолий (Смирнов), игумен. Историческое описание… С. 33.

[31] Булкин В.А., Салимов А.М. Никольский собор Антониева Краснохолмского монастыря. С. 35.

[32] Булкин В.А., Салимов А.М. Никольский собор Антониева Краснохолмского монастыря. Материалы исследований. М., 2001; Салимов А.М. Отчет об археологических исследованиях в западном притворе Никольского собора Антониева Краснохолмского монастыря в Тверской области в 2008 году. Тверь, 2008. (Рукопись). С. 3–59.

 

© Научно-просветительский сайт "Тверской Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь" (http://tver-antonievmon.bezhkray.ru), 2009–2021

© Историко-культурный и краеведческий сайт «Бежецкий край» (http://bezhkray.ru), 2014–2021

SmartTop.info