Главная     Контакты     Карта сайта     О сайте  

ИСТОРИЯ

Хронология

Краткая история обители

Изучение истории монастыря

Календарь
памятных дат

Почитание святителя
Николая Чудотворца

АРХИТЕКТУРА

План-схема монастыря

Монастырский комплекс

Храмы монастыря

ПЕРСОНАЛИИ

Прп. Антоний Краснохолмский

Игумены монастыря

патриарх Иоасаф II

игумен Анатолий (Смирнов)

управитель Макарий (Миронов)


кн. Андрей Угличский

инокиня Марфа (Романова)

А.К. Жизневский

архиеп. Димитрий (Самбикин)

В.З. Исаков

ИСТОЧНИКИ

Источники

Монастырский летописец

Летописец

Перевод Летописца

Синодик

ЛИТЕРАТУРА

Список научных работ

Тверской патерик

Библиотека

ФОТО И ВИДЕО

Фотогалерея

Аудио- и
видеоматериалы

КОНТЕКСТ

Бежецкий Верх
в XV веке

Приходское духовенство Новгородской земли (XV - начало XVI вв.)

Повседневная жизнь русского средневекового монастыря

Монашество и монастыри в России XI-XX века: Исторические очерки

Церковь Зосимы и Савватия
в деревне Слобода


Красный Холм и его монастырь

в XVIII веке

по воспоминаниям неизвестного
(свящ. И.С. Белюстина)

по воспоминаниям М.П. Погодина

по воспоминаниям владыки Саввы (Тихомирова)

по воспоминаниям владыки Димитрия (Самбикина)

по воспоминаниям владыки Серафима (Чичагова)

по воспоминаниям А.Л. Мясникова


Аналогии

Ссылки

СЛОБОДСКАЯ ЦЕРКОВЬ
ПРЕПОДОБНЫХ ЗОСИМЫ И САВВАТИЯ, СОЛОВЕЦКИХ ЧУДОТВОРЦЕВ.
[1]

Наталья Тарасова

Старинное слово «слобода», сохранившись в топонимах, фамилиях, различных названиях, в веках не изменило своего смысла — как и раньше оно означает «свободу». На карте России сёла и деревни с таким названием встречаются довольно часто. Одно из таких населенных мест — деревня Слобода Барбинского сельского поселения Краснохолмского района.[2]

В древние времена слово «слобода» означало территориально обособленную группу сородичей, живущих совместно и ведущих общую хозяйственную деятельность. Слободские поселения известны по источникам с X–XI веков. С усложнением социального и хозяйственно-экономического уклада изменился и статус таких поселений. Под «слободой» стало пониматься поселение или группа поселений, население которых освобождалась частично, т.е. имело льготы, или, что реже, полностью от государственных или вотчинных повинностей. Тогда такие земли называли обельными, ликвидированны как вид в 1649 году. Население слобод, как правило, занималось какой-то конкретной деятельностью, например, ремеслом. В XVIII веке слободы превратились в обычнее сёла или поселения городского типа, а к началу XX века это чаще всего большие сёла с церковью, торгом и волостным правлением.

История современной Краснохолмской Слободы тесно связана с историей «дома Николы чудотворца Онтонова монастыря».[3] Сейчас трудно сказать, существовало ли на этом месте поселение до образования монастыря или оно возникло позже. Но если верить монастырскому «Летописцу», то место при слиянии рек Могочи и Неледины в XV столетии было пустынным, чем и приглянулось преподобному Антонию.[4] Само поселение возникло позже и получило название «слобода», потому что социально и экономически находилось на особом положении относительно монастыря и других подмонастырских поселений: вероятно, слободские крестьяне трудились непосредственно в монастыре, например, на мельнице или в поварне.[5]

Деревня Слобода примечательна своим месторасположением, а красна — церковью.

Фактическая история слободской церкви Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, прослеживается с 1675 года. Тогда при игумене Сергии какая-то старая монастырская церковь была перенесена и поставлена в монастыре на святых воротах, к ней вновь были «приделаны три круглые алтаря и паперть забрана в косяк…».[6] Престолы в обновленной церкви освятили в те же пределы, что и в церкви, стоявшей на этом месте до нее: центральный — в честь Вознесения Господня, боковые — в честь Алексия, человека Божия, и Димитрия Солунского. В новую церковь для главного престола думный дворянин Семен Иванович Заборовский «дал двери царския, сень и столпцы резные, по полименту золочены, резь белорусская сквозная, а золочены сусальным золотом и серебром нагладко». Освящение престолов состоялись в мае 1678 и в июне 1679 годов. Трехпрестольная церковь стояла над святыми воротами до 1690 года, когда архимандрит Иосиф получил от новгородского митрополита Корнилия дозволение перенести ее на остров возле монастыря и построить из нее новую во имя святых преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев. Где находился монастырский остров, сказать трудно, за несколько веков местность сильно изменилась. Видимо, было где-то место, в котором река Могоча разливалась, оставляя небольшой участок незатопленным, образуя островок (например, такой островок существовал когда-то возле новгородского Антониево-Дымского монастыря).[7] Перенос церкви был осуществлен стараниями монастырских старцев — келаря Лаврентия Соловьянина[8] и Ионы Ахматова. Келарь Лаврентий ранее подвязался в Соловецком монастыре, потому и получил прозвание Соловьянин. Возможно, идея поставить церковь во имя Соловецких чудотворцев (в 1687 году в монастыре широко отмечался день их памяти) принадлежала ему. Как бы там ни было, а остров тот получил название Соловецкий. В 1694 году на острове была поставлена деревянная церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи. Архитектурный ансамбль довершала колокольня.

В 1756 году Зосимовская церковь XVII века сгорела и была возобновлена тогда же из дерева в точности такая, какая была, и поставлена на прежнем месте. В 1758 году архиепископом новгородским Димитрием (Сеченовым) (1757–1762; затем митрополит до 1767) дано было разрешение на ее освящение, для чего игумену Виссариону были отправлены грамота и антиминс. Возобновленная церковь святых Зосимы и Савватия простояла на Соловецком острове до 1764 года. Соловецкие церкви ветшали от многочисленных подтоплений при разливе реки.

В 1758 году церковь Иоанна Предтечи перенесли в монастырь и поставили в камне на западных святых вратах. В 1764 году никольский архимандрит Марк получил разрешение от владыки Димитрия перенести церковь святых Зосимы и Савватия на более высокое место, близ монастырской Слободы, где к тому времени имелся приход. Неизвестно, сохранилась ли грамота владыки Димитрия о переносе церкви Зосимы и Савватия, ее упоминает игумен Анатолий (Смирнов) в своей книге о монастыре, интересна же она тем, что указывает на наличие в монастырской (!) слободе прихода (!), созданного по благословению того же архиепископа, вероятно в конце 50-х — начале 60-х годов XVIII века.

В «Дозорной книге церковных приходов» Бежецкого Верху 1570-х годов монастырская слободка не упоминается.[9] Даже если она и существовала, то вполне могла иметь иное название, а приписана была к монастырскому «погосту на Холму», в приходе которого была 51 монастырская деревня.[10] Как отмечает бежецкий краевед В.Н. Сорокин, к 1564 году вотчина монастыря насчитывала 150 деревень, которые располагались в радиусе 20 км от него.[11] По «Переписи» Бежецкого Верха Данилы Свечина и Федора Второва первой трети XVII столетия в Антоновском стану, где территориально располагался монастырь и его вотчины, было 3 погоста, село, 3 сельца, 39 деревень, 176 пустошей. В стане имелось 7 храмов, включая монастырские, и 10 дворов церковного притчу.[12] Описания монастырской слободы в источнике нет.[13] Первое документальное свидетельство о существовании оной нам встретилось в «Переписной книге Бежецкого Верха» 1677–1678 годов Д.Г. Тютчева,[14] но думается, возникла она раньше, в 30-40-е годы XVII столетия с восстановлением Антониева монастыря после разорения Смутного времени. Еще раз Слобода упоминается в «Переписной книге Бежецкого уезда» 1709 года князя Григория Волконского.[15] Надеемся, что дальнейшее изучение документов архива Антониева монастыря, переписных и межевых книг XVII–XVIII веков, клировых ведомостей XVIII–XIX веков позволит восстановить историю подмонастырской Слободы и ее прихода. Но вернемся к истории слободской церкви.

Перенос монастырской церкви святых Зосимы и Савватия близ монастырской Слободы состоялся в 1773 году.[16] Обитель снабдила ее всей необходимой церковной утварью. Однако уже в 1796 году и эта церковь, будучи деревянной, сгорела полностью по недосмотру от случайного падения свечи. Уцелевшую утварь, антиминс и Евангелие перенесли в Антониев монастырь. Тогда усилиями слободского прихода было положено начало новому храму в камне, который возводился в период с 1797 по 1799 годы. В этом храме было решено устроить два престола: главный освятили во имя Покрова Богородицы в 1816 году (летний), а правый придел с трапезной (зимний) — в 1797 году во имя святых Зосимы и Савватия. По первому освящению новая церковь и сохранила свое историческое название. В 1860-е годы в храме проводились какие-то работы, затем он вновь был освящен.

В середине 1913 года притч Зосимовской церкви был отнесен к 1-му разряду наибеднейших сел Тверской губернии, нуждающихся в назначении жалованья от казны.[17] Это означало, что жалованье на двухчленный комплект назначено было в 400 рублей, но притч по факту его не получал. В 1915 году в его приходе насчитывалось 343 двора (около 2,5 тысяч человек) и две земские школы. Настоятельствовал отец Сергей Васильевич Разумовский (36-37 лет). В 1915 году прихожанин Зосимовской церкви Алексей Георгиевич Катаев пожертвовал в церковь образ «Воскресения Христова»[18] стоимостью в 240 рублей за что был поощрен грамотой, подписанной высокопреосвященным Серафимом (Чичаговым), архиепископом Тверским и Кашинским (1914–1917).[19] Несколько лет назад местные жители также преподнесли в дар храму сохранившуюся старинную одноименную икону.[20]

В 30-х годы ХХ столетия церковь святых Зосимы и Савватия была закрыта, использовалась длительное время не по назначению. В 1942 году была возвращена верующим, но в последующие годы пришла в упадок. В настоящее время восстанавливается усилиями настоятеля Краснохолмского Свято-Николаевского архиерейского подворья отца Силуана (Конева), который регулярно совершает в храме Богослужения.[21]

 


Опубликовано: Тарасова Н.П. Слободская церковь преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев // Сельская новь. 2019. №41. С. 7.

Фото: 1) Церковь святых преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев. Фото Н.П. Тарасовой, июль 2014 года. 2) Портрет архиепископа Димитрия (Сеченова), изображение взято из открытых истоников сети Интернет. 3) Роспись свода в алтаре храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких деревни Слобода, изображение взято с официального сайта монастыря.

Примечания:

[1] Первичная публикация в сокращенном виде в краснохолмской районной газете «Сельская новь»: Тарасова Н.П. Слободская церковь преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев // Сельская новь. 2017. № 42. С. 7.

[2] Барбинское сельское поселение // Википедия: Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. Последнее изменение статьи: 15.06.19. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Барбинское_сельское_поселение (дата обращения:24.07.2019).

[3] Самоназвание Николаевского Антониева монастыря до середины XVII столетия. — См.: Тарасов А.Е., Тарасова Н.П. «Летописец о зачатии Бежецкого Верху Николаевского Антониева монастыря»: время и обстоятельства создания // «Повесть временных лет»: к 900-летию создания. Сборник научных статей по материалам международной научной конференции (13–14 декабря 2013 г.) / Под ред.: Ю. В. Кривошеева, Н. В. Штыкова. СПб., 2018. С. 228–233.

[4] Летописец о зачатии Бежецкаго верху Николаевскаго Антониева монастыря и о строении церквей Божиих и о дании вотчин в обитель сию (от) великих князей и боляр и прочих благодетелей // Жизневский А.К. Древний архив Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. М., 1879. С. 67–68.

[5] Данное предположение опирается на описание «чинов» лиц, составлявших эту слободку. — См.: Переписная книга Бежецкого Верха 1676–1682 гг. // Летопись занятий Археографической комиссии. 1878–1881 гг. Вып. 8. Отд. 2: Переписные книги, 1676–1682. Бежецкий Верх. СПб., 1888. С. 183, прим.1, 183–184, 191–192; Переписная книга Бежецкого уезда 1709 г. переписи князя Григория Волконского // Сорокин В.Н. Писцовые и переписные книги Бежецкого уезда XVII — начала XVIII вв. Бежецк, Тверь, 2016. С. 96–98.

[6] Здесь и далее см.: Анатолий (Смирнов), игумен. Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря, Весьегонского уезда Тверской губернии. Тверь, 1883. С. 11–13.

[7] Пономарев Д.А., священник. Житие преподобного Антония Дымского как достоверный исторический источник. СПб., 2014. С. 40.

[8] Тарасова Н.П., Сорокин В.Н. Свет миру: Настоятели Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. 1461–1920 (Материалы к биографиям). Бежецк–Тверь, 2017. С. 83–85.

[9] Дозорная книга церковных приходов Новгородской кафедры в Бежецком Верхе дозора Долмата Тишнева // Писцовые книги Новгородской земли. Т. 3: Писцовые книги Бежецкой пятины XVI века / Сост. К. В. Баранов. М., 2001. Прил. 3. С. 198–200.

[10] Там же. С. 198.

[11] Сорокин В.Н. Писцовые и переписные книги Бежецкого уезда… С. VII.

[12] Выпись з Бежецких книг писма меры Данила Петровича Свечина да подячего Федора Второва 135-го и 136-го и 137-го. Копия // Сорокин В.Н. Писцовые и переписные книги Бежецкого уезда… С. 30.

[13] Там же. С. 1–35.

[14] Переписная книга Бежецкого Верха 1676–1682 гг. // Летопись занятий Археографической комиссии… С. 183, прим.1, 183–184, 191–192.

[15] Переписная книга Бежецкого уезда 1709 г. переписи князя Григория Волконского // Сорокин В.Н. Писцовые и переписные книги Бежецкого уезда... С. 96–98.

[16] Здесь и далее: Нарский А.Р. Из истории церкви Зосимы и Савватия в д. Слобода // Край Краснохолмский. Исследования краеведов: Сборник статей. Тверь, 2009. С. 47–48; Добровольский И.И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 146–147; Справочная книга по Тверской епархии на 1915 год. Тверь, 1914. С. 103; Православные храмы Тверской земли: сайт. [Электронный ресурс]. 2006–2016. Режим доступа: http://hram-tver.ru/index.php/khramy-tverskoj-oblasti/krasnokholmskij-rajon/964-sloboda-zosimy-i-savvatiya-tserkov (дата обращения: 24.07.2019).

[17] Список наибеднейших сел Тверской губернии, нуждающихся в назначении жалованья от казны, составленный на основании списков, представленных окружными благочинными съездами // Тверские епархиальные ведомости. 1913. № 27–28. Прил. С. 3.

[18] Местонахождение святыни неизвестно.

[19] Тверские епархиальные ведомости. 1915. № 45. Оф. ч. С. 736.

[20] Об этом нам сообщил отец Силуан (Конев), настоятель Свято-Николаевского архиерейского подворья, организованного на территории бывшего Николаевского Антониева монастыря.

[21] Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь. Официальный сайт Краснохолмского Свято-Николаевского архиерейского подворья. [Электронный ресурс]. 2014–2019. Режим доступа: http://www.antoniev-mon.ru/ (дата обращения: 24.07.2019).

 

© Научно-просветительский сайт "Тверской Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь" (http://tver-antonievmon.bezhkray.ru), 2009–2022

© Историко-культурный и краеведческий сайт «Бежецкий край» (http://bezhkray.ru), 2014–2022

SmartTop.info