Главная     Контакты     Карта сайта     О сайте  

ИСТОРИЯ

Хронология

Краткая история обители

Изучение истории монастыря

Календарь
памятных дат

Почитание святителя
Николая Чудотворца

АРХИТЕКТУРА

План-схема монастыря

Монастырский комплекс

Храмы монастыря

ПЕРСОНАЛИИ

Прп. Антоний Краснохолмский

Игумены монастыря

патриарх Иоасаф II

игумен Анатолий (Смирнов)

управитель Макарий (Миронов)


кн. Андрей Угличский

инокиня Марфа (Романова)

А.К. Жизневский

архиеп. Димитрий (Самбикин)

В.З. Исаков

ИСТОЧНИКИ

Источники

Монастырский летописец

Летописец

Перевод Летописца

Синодик

ЛИТЕРАТУРА

Список научных работ

Тверской патерик

Библиотека

ФОТО И ВИДЕО

Фотогалерея

Аудио- и
видеоматериалы

КОНТЕКСТ

Бежецкий Верх
в XV веке

Приходское духовенство Новгородской земли (XV - начало XVI вв.)

Повседневная жизнь русского средневекового монастыря

Монашество и монастыри в России XI-XX века: Исторические очерки

Церковь Зосимы и Савватия
в деревне Слобода


Красный Холм и его монастырь

в XVIII веке

по воспоминаниям неизвестного
(свящ. И.С. Белюстина)

по воспоминаниям М.П. Погодина

по воспоминаниям владыки Саввы (Тихомирова)

по воспоминаниям владыки Димитрия (Самбикина)

по воспоминаниям владыки Серафима (Чичагова)

по воспоминаниям А.Л. Мясникова


Аналогии

Ссылки

Наталья Тарасова

КРАСНЫЙ ХОЛМ И ЕГО МОНАСТЫРЬ
по воспоминаниям владыки Саввы (Тихомирова)

Владыко Савва, в миру Иван Михайлович, родился 15 (27) марта 1819 года в семье пономаря Палехской Крестовоздвиженской церкви Вязниковского уезда Владимирской губернии. В 1827 году он был определен в Шуйское духовное училище, где получил фамилию своего двоюродного брата — Тихомиров. В 1840 году с отличием окончил Владимирскую духовную семинарию и определен на должность учителя Муромского училища с предоставлением священнического места при муромском Богородицком соборе. 1 (14) октября 1848 года пострижен в иеромонахи. В 1850 году окончил Московскую духовную академию со степенью магистра богословия и был назначен ризничим Московской Синодальной (Патриаршей) ризницы и библиотеки. В 1855 году за усердную 4-х летнюю службу на новом поприще был возведен в сан архимандрита и тогда же был издан его главный труд «Указатель для обозрения Московской Патриаршей (ныне Синодальной) ризницы и библиотеки». Впоследствии труд этот неоднократно пополнялся и переиздавался. Он доставил своему автору широкую известность в церковно-археологической науке, а высокие лестные отзывы и благодарности за книгу архимандрит Савва получал до конца своих дней. В 1859 году данное издание было удостоено Демидовской премии, присуждавшейся до 1866 года ученым за выдающийся вклад в развитие наук. Тогда же в 1859 году архимандрит Савва был назначен ректором Московской духовной семинарии и принят в члены Московской духовной консистории. В 1860 году избран членом-корреспондентом Императорского Русского археологического общества. Ответственная и добросовестная деятельность архимандрита Саввы на поприще служения Церкви и обществу была отмечена орденом Святой Анны 2-й степени. В 1861 году он назначается ректором Московской духовной академии и настоятелем Высоко-Петровского монастыря, оставаясь при этом членом консистории. В 1862 году хиротонисан во епископа Можайского, второго викария Московской епархии, получив в дар от московского митрополита серебряную панагию и полное архиерейское облачение. В 1864 году избран в действительные члены Московского археологического общества. В 1865 году награжден орденом Святого Владимира 3-й степени. В 1866 году владыка Савва назначается на кафедру в Полоцко-Витебскую епархию. Позднее, в 1874 году, переводится в Харьковско-Ахтырскую епархию. А 23 апреля (6 мая) 1879 года назначается епископом Тверским и Кашинским. Прибытие преосвященнейшего Саввы в Тверь широко освящалось в «Тверских епархиальных ведомостях» (ТЕВ. Неоф. ч. 1879. №12, с. 273–276; №13, с. 304–312). «Непрестанная забота о благоукрашении храмов Божиих, о благоустройстве духовно-учебных заведений, попечение о внутреннем благоустроении иноческой жизни, частые периодические посещения епархии во всех ее уголках, — отмечает Галина Гуличкина в предисловии к современному изданию «Архиепископ Савва (Тихомиров). Хроника моей жизни», — вот предмет постоянной деятельности владыки Саввы на Тверской кафедре» (Ук. соч. М., 2016. С. 13). На новом назначении владыка Савва остался верен своей любви к книгам и древним рукописям. Посещая монастыри и храмы Тверской епархии, преосвященный обращает внимание на церковно-монастырские библиотеки и архивы. И уже с декабрьским 24 номером «ТЕВ» за 1879 год выходит первый том приложения «Историческая библиотека Тверской епархии» с отдельной нумерацией листов, в котором предполагалось печатать старинные рукописные памятники церквей и монастырей Тверской епархии. Издание «ИБТЕ» было открыто публикацией описных книг Старицкого Успенского монастыря (ТЕВ. №№24 за 1879 и 1880 гг.), продолжено «Сказанием» о Выдропусской иконе Богоматери и изданием описей и монастырского «Летописца» Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря (ТЕВ. 1880. №24). Неустанные епархиальные и научные труды владыки Саввы не остались незамеченными. В 1880 году он возведен в сан архиепископа, а в 1883 году пожалован орденом Святого Александра Невского, получив к нему 1887 году бриллиантовые знаки. В мае 1882 года Владыка в очередной свой объезд епархии посетил Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь, находившийся с 1803 года в составе Весьегонского уезда. В 1893 году архиепископом Саввой в Тверской типографии Губернского правления публикуется «Сборник писем духовных лиц XVIII в. к преосвященному Арсению (Верещагину), архиепископу Ростовско-Ярославскому, бывшему епископу Тверскому и Кашинскому». В 1894 году Владыка за свои многолетние просветительские труды (издано около 10 крупных научных публикаций) удостаивается степени доктора церковной истории. В августе 1895 года архиепископ Савва освящал Благовещенский собор Бежецкого Благовещенского женского монастыря в сослужении отца Иоанна Сергиева (Кронштадтского) и краснохолмского архимандрита Анатолия (Смирнова). В 1896 году он удостаивается высокой награды — бриллиантового креста для ношения на клобуке. 13 (26) октября 1896 года земные труды Владыки окончились. При бесчисленном стечении народа он был погребен в Спасо-Преображенском кафедральном соборе. Захоронение его не сохранилось, поскольку в 1935 году собор был взорван.

***

В мае 1882 года преосвященный Савва отправился в свое очередное путешествие по Тверской епархии с целью «обозрения» ее духовного наследия и достопримечательностей. За несколько дней он осмотрел церкви, монастыри и училища Вышневолоцкого, Бежецкого и Весьегонского уездов. Всюду Владыка служил литургии и всенощные, общался с монашествующими, священнослужителями и мирянами. Впоследствии свои впечатления от поездки он занес в свои автобиографические записки, изданные уже после его смерти в журнале Московской духовной академии «Богословский Вестник».

Автобиографические записки преосвященного Саввы — многотомный литературный труд (1876–1894 гг.), который охватывает историю жизни автора с 1819 по 1896 годы и в котором нашли отражение собственные впечатления и воспоминания, характеристики, данные разным людям, событиям и явлениям, а также выдержки из писем многочисленных корреспондентов и ответы на них. В своих автобиографических записках Владыка открывается как человек ясного ума, трезвого, но добродушного отношения к жизни, сильного, но милостивого и спокойного характера, смиренного и кроткого нрава, но с принципами и убеждениями. Уникальность его личности сформировали утраты, лишения, трудности, непрестанная работа, непреложная вера в Божий промысл о человеке и дружба с удивительными людьми. Преосвященный был открыт для общения, о чем свидетельствует его многочисленная корреспонденция, проявлял живой интерес к людям и их нуждам, обстоятельствам их жизни. В кратких и довольно сдержанных заметках о своих путешествиях по Тверской епархии Владыка предстает рачительным хозяином, все замечающим, всему уделяющим внимание, показывая себя в то же время хорошо осведомленным. Даже в этих скупых записях видна извечная любовь архиепископа Саввы к древностям и старине, уважение к людям, которые заботятся о сохранении исторического наследия и духовных традиций, являющих собой пример христианского благочестия.

Впечатления владыки Саввы от посещения Николаевского Антониева монастыря и города Красный Холм, где он пробыл два дня — с 13 по 15 мая (по ст. ст.), мы приводим без сокращений и изменений, с опущением букв, вышедших из употребления, по изданию: Хроника моей жизни. Автобиографические записки Высокопреосвященного Саввы, Архиепископа Тверского и Кашинского († 13 Октября 1896 г.). В 9 тт. Т. 6. (1879–1883 гг.). Сергиев Посад, 1906. (Оттиски из №№ «Богословского Вестника» за 1904, 1905 и 1906 гг.). С. 626–628.

«…13-го ч[исла] я отправился в монастырской карете в заштатный город Красный Холм.

В 6 часу приехал я в Николаевский Антониев Краснохолмский монастырь, и здесь остановился на ночлег.

Монастырь этот, находящийся от заштатнаго города Краснаго Холма в 3 1/2 верстах, основан в 1461 г. преп. Антонием, пришедшим из Белозерских монастырей, на земле, принадлежавшей боярину Афанасию Васильевичу Нелединскому-Мелецкому (под сноской ссылка на «Историческое описание…» Анатолия (Смирнова) — Н.Т.).

В монастыре четыре церкви — все каменныя.

1) Соборная церковь во имя свят. Николая, вся из белаго камня, сооружена в 1482 г. основателем монастыря, преп. Антонием; при ней, с южной стороны, пристроена в 1690 г. небольшая церковь во имя Всех Святых.

2) Теплая церковь двухпрестольная в честь Покрова Пресв. Богородицы и Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня, построена в 1592 году.

3) Церковь, построенная в 1691 г. в честь Вознесения Господня. В этой церкви сохранились очень древния царския врата, перенесенныя сюда в 1693 г. из соборнаго храма и первоначально устроенныя иждивением игумена Варфоломея, впоследствии архимандрита Новгородскаго Юрьева монастыря (1558–1564 г.).

4) Церковь в память Усекновения главы Иоанна Предтечи, постр. в 1764 г.

Существующая в монастыре колокольня сооружена в 1668 г.

Монастырь не беден материальными средствами, но очень скуден монашествующею братиею. При моем посещении монастыря братии было, кроме настоятеля, 3 иepoмонaxa, один иеродиакон и 5 послушников; но и из этого малаго количества два иepoмонaxa удалены были мною из монастыря за неблагоповедение и перемещены в другие монастыри под особый надзор настоятелей.

Настоятель монастыря игумен (с 1887 г. архимандрит) Анатолий — из окончивших курс Семинарии; при честном и трезвом поведении, он отличается особенною любознательностию. Им составлено, на основании хранящихся в монастыре документов и напечатано в 1883 г. Историческое описание ввереннаго ему монастыря.

Выслушав 13-го числа вечером всенощную в монастырском соборе, я на другой день, 14 ч[исла], отправился, с игуменом, в Красный Холм, для совершения литургии.

Красный Холм до 1776 г. был экономическим селом, а в этом году был переименован в уездный город Тверскаго Наместничества; затем в 1796 г. оставлен за штатом. Название Красный Холм производят от красивой возвышенной местности.

В городе две церкви, обе называются соборами; Преображенская двухпрестольная церковь построена в 1713 г. и Троицкая с тремя престолами сооружена в 1836 г. В причте состоят протоиерей и два священника, диакон и три псаломщика.

Литургия совершена была мною в Троицком Соборе, как более просторном и благолепном. При входе в церковь, настоятель собора, протоиерей Феодор Орлов (под сноской запись «† в заштате в 1890 г.» — Н.Т.), встретил меня речью. Так как служения архиерейскаго здесь не было давно, то к литургии собрались не только городские жители, но многие и из окрестных селений. Во время службы на левом клиросе пели довольно стройно городские певчие, между коими были и ученики духовнаго училища.

После литургии, напившись чаю в доме протоиерея, я посетил духовное училище и произвел краткое испытание учеников. Особенное внимание обратил на себя Смотритель училища Димитрий Скорюпин — семидесятилетний старец, из студентов семинарии, опытный педагог и высоконравственный христианин. Я зашел к нему в квартиру, состоящую из одной большой комнаты, разделенной на две половины ширмами. Жизнь ведет Скорюпин совершенно трезвую и весьма простую; от того и сохранил себя в цветущем виде до преклонной старости.

На другой день, 15-гo ч[исла], около 7-ми часов утра, оставил монастырь и направился к г. Весьегонску…».

 


Опубликовано: Тарасова Н.П. Светильник (200 лет со дня рождения архиепископа Тверского и Кашинского Саввы (Тихомирова) // Верхневолжье Православное. 2019. № 4 (208). Май. С. 7. (в сокращении), полная версия на официальном сайте газеты: "Тверские епархиальные ведомости"; Тарасова Н.П. Из воспоминаний преосвященного Саввы (Тихомирова): Город Красный Холм и его монастырь // Сельская новь. 2019. № 14 (19 апреля). С. 7 (в незначительном сокращении).

Фото: 1. Владыка Савва (Тихомиров) // Нива: Иллюстрированный журнал литературы и современной жизни. СПб., 1896. №48. С. 1195; 2. Владыка Савва (Тихомиров) // Хроника моей жизни. Автобиографические записки Высокопреосвященного Саввы, Архиепископа Тверского и Кашинского († Окт. 1896 г.). В 9 тт. Т. 1 (1819–1850). Сергиев Посад: 2-я типография А.И. Снегиревой, 1898.

 

© Научно-просветительский сайт "Тверской Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь" (http://tver-antonievmon.bezhkray.ru), 2009–2022

© Историко-культурный и краеведческий сайт «Бежецкий край» (http://bezhkray.ru), 2014–2022

SmartTop.info