Владыко Савва, в миру Иван Михайлович, родился 15 (27) марта 1819 года в семье пономаря Палехской Крестовоздвиженской церкви Вязниковского уезда Владимирской губернии. В 1827 году он был определен в Шуйское духовное училище, где получил фамилию своего двоюродного брата — Тихомиров. В 1840 году с отличием окончил Владимирскую духовную семинарию и определен на должность учителя Муромского училища с предоставлением священнического места при муромском Богородицком соборе. 1 (14) октября 1848 года пострижен в иеромонахи. В 1850 году окончил Московскую духовную академию со степенью магистра богословия и был назначен ризничим Московской Синодальной (Патриаршей) ризницы и библиотеки. В 1855 году за усердную 4-х летнюю службу на новом поприще был возведен в сан архимандрита и тогда же был издан его главный труд «Указатель для обозрения Московской Патриаршей (ныне Синодальной) ризницы и библиотеки». Впоследствии труд этот неоднократно пополнялся и переиздавался. Он доставил своему автору широкую известность в церковно-археологической науке, а высокие лестные отзывы и благодарности за книгу архимандрит Савва получал до конца своих дней. В 1859 году данное издание было удостоено Демидовской премии, присуждавшейся до 1866 года ученым за выдающийся вклад в развитие наук. Тогда же в 1859 году архимандрит Савва был назначен ректором Московской духовной семинарии и принят в члены Московской духовной консистории. В 1860 году избран членом-корреспондентом Императорского Русского археологического общества. Ответственная и добросовестная деятельность архимандрита Саввы на поприще служения Церкви и обществу была отмечена орденом Святой Анны 2-й степени. В 1861 году он назначается ректором Московской духовной академии и настоятелем Высоко-Петровского монастыря, оставаясь при этом членом консистории. В 1862 году хиротонисан во епископа Можайского, второго викария Московской епархии, получив в дар от московского митрополита серебряную панагию и полное архиерейское облачение. В 1864 году избран в действительные члены Московского археологического общества. В 1865 году награжден орденом Святого Владимира 3-й степени. В 1866 году владыка Савва назначается на кафедру в Полоцко-Витебскую епархию. Позднее, в 1874 году, переводится в Харьковско-Ахтырскую епархию. А 23 апреля (6 мая) 1879 года назначается епископом Тверским и Кашинским. Прибытие преосвященнейшего Саввы в Тверь широко освящалось в «Тверских епархиальных ведомостях» (ТЕВ. Неоф. ч. 1879. №12, с. 273–276; №13, с. 304–312). «Непрестанная забота о благоукрашении храмов Божиих, о благоустройстве духовно-учебных заведений, попечение о внутреннем благоустроении иноческой жизни, частые периодические посещения епархии во всех ее уголках, — отмечает Галина Гуличкина в предисловии к современному изданию «Архиепископ Савва (Тихомиров). Хроника моей жизни», — вот предмет постоянной деятельности владыки Саввы на Тверской кафедре» (Ук. соч. М., 2016. С. 13). На новом назначении владыка Савва остался верен своей любви к книгам и древним рукописям. Посещая монастыри и храмы Тверской епархии, преосвященный обращает внимание на церковно-монастырские библиотеки и архивы. И уже с декабрьским 24 номером «ТЕВ» за 1879 год выходит первый том приложения «Историческая библиотека Тверской епархии» с отдельной нумерацией листов, в котором предполагалось печатать старинные рукописные памятники церквей и монастырей Тверской епархии. Издание «ИБТЕ» было открыто публикацией описных книг Старицкого Успенского монастыря (ТЕВ. №№24 за 1879 и 1880 гг.), продолжено «Сказанием» о Выдропусской иконе Богоматери и изданием описей и монастырского «Летописца» Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря (ТЕВ. 1880. №24). Неустанные епархиальные и научные труды владыки Саввы не остались незамеченными. В 1880 году он возведен в сан архиепископа, а в 1883 году пожалован орденом Святого Александра Невского, получив к нему 1887 году бриллиантовые знаки. В мае 1882 года Владыка в очередной свой объезд епархии посетил Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь, находившийся с 1803 года в составе Весьегонского уезда. В 1893 году архиепископом Саввой в Тверской типографии Губернского правления публикуется «Сборник писем духовных лиц XVIII в. к преосвященному Арсению (Верещагину), архиепископу Ростовско-Ярославскому, бывшему епископу Тверскому и Кашинскому». В 1894 году Владыка за свои многолетние просветительские труды (издано около 10 крупных научных публикаций) удостаивается степени доктора церковной истории. В августе 1895 года архиепископ Савва освящал Благовещенский собор Бежецкого Благовещенского женского монастыря в сослужении отца Иоанна Сергиева (Кронштадтского) и краснохолмского архимандрита Анатолия (Смирнова). В 1896 году он удостаивается высокой награды — бриллиантового креста для ношения на клобуке. 13 (26) октября 1896 года земные труды Владыки окончились. При бесчисленном стечении народа он был погребен в Спасо-Преображенском кафедральном соборе. Захоронение его не сохранилось, поскольку в 1935 году собор был взорван.
***
В мае 1882 года преосвященный Савва отправился в свое очередное путешествие по Тверской епархии с целью «обозрения» ее духовного наследия и достопримечательностей. За несколько дней он осмотрел церкви, монастыри и училища Вышневолоцкого, Бежецкого и Весьегонского уездов. Всюду Владыка служил литургии и всенощные, общался с монашествующими, священнослужителями и мирянами. Впоследствии свои впечатления от поездки он занес в свои автобиографические записки, изданные уже после его смерти в журнале Московской духовной академии «Богословский Вестник».
Автобиографические записки преосвященного Саввы — многотомный литературный труд (1876–1894 гг.), который охватывает историю жизни автора с 1819 по 1896 годы и в котором нашли отражение собственные впечатления и воспоминания, характеристики, данные разным людям, событиям и явлениям, а также выдержки из писем многочисленных корреспондентов и ответы на них. В своих автобиографических записках Владыка открывается как человек ясного ума, трезвого, но добродушного отношения к жизни, сильного, но милостивого и спокойного характера, смиренного и кроткого нрава, но с принципами и убеждениями. Уникальность его личности сформировали утраты, лишения, трудности, непрестанная работа, непреложная вера в Божий промысл о человеке и дружба с удивительными людьми. Преосвященный был открыт для общения, о чем свидетельствует его многочисленная корреспонденция, проявлял живой интерес к людям и их нуждам, обстоятельствам их жизни. В кратких и довольно сдержанных заметках о своих путешествиях по Тверской епархии Владыка предстает рачительным хозяином, все замечающим, всему уделяющим внимание, показывая себя в то же время хорошо осведомленным. Даже в этих скупых записях видна извечная любовь архиепископа Саввы к древностям и старине, уважение к людям, которые заботятся о сохранении исторического наследия и духовных традиций, являющих собой пример христианского благочестия.
Впечатления владыки Саввы от посещения Николаевского Антониева монастыря и города Красный Холм, где он пробыл два дня — с 13 по 15 мая (по ст. ст.), мы приводим без сокращений и изменений, с опущением букв, вышедших из употребления, по изданию: Хроника моей жизни. Автобиографические записки Высокопреосвященного Саввы, Архиепископа Тверского и Кашинского († 13 Октября 1896 г.). В 9 тт. Т. 6. (1879–1883 гг.). Сергиев Посад, 1906. (Оттиски из №№ «Богословского Вестника» за 1904, 1905 и 1906 гг.). С. 626–628.
«…13-го ч[исла] я отправился в монастырской карете в заштатный город Красный Холм.
В 6 часу приехал я в Николаевский Антониев Краснохолмский монастырь, и здесь остановился на ночлег.
Монастырь этот, находящийся от заштатнаго города Краснаго Холма в 3 1/2 верстах, основан в 1461 г. преп. Антонием, пришедшим из Белозерских монастырей, на земле, принадлежавшей боярину Афанасию Васильевичу Нелединскому-Мелецкому (под сноской ссылка на «Историческое описание…» Анатолия (Смирнова) — Н.Т.).
В монастыре четыре церкви — все каменныя.
1) Соборная церковь во имя свят. Николая, вся из белаго камня, сооружена в 1482 г. основателем монастыря, преп. Антонием; при ней, с южной стороны, пристроена в 1690 г. небольшая церковь во имя Всех Святых.
2) Теплая церковь двухпрестольная в честь Покрова Пресв. Богородицы и Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня, построена в 1592 году.
3) Церковь, построенная в 1691 г. в честь Вознесения Господня. В этой церкви сохранились очень древния царския врата, перенесенныя сюда в 1693 г. из соборнаго храма и первоначально устроенныя иждивением игумена Варфоломея, впоследствии архимандрита Новгородскаго Юрьева монастыря (1558–1564 г.).
4) Церковь в память Усекновения главы Иоанна Предтечи, постр. в 1764 г.
Существующая в монастыре колокольня сооружена в 1668 г.
Монастырь не беден материальными средствами, но очень скуден монашествующею братиею. При моем посещении монастыря братии было, кроме настоятеля, 3 иepoмонaxa, один иеродиакон и 5 послушников; но и из этого малаго количества два иepoмонaxa удалены были мною из монастыря за неблагоповедение и перемещены в другие монастыри под особый надзор настоятелей.
Настоятель монастыря игумен (с 1887 г. архимандрит) Анатолий — из окончивших курс Семинарии; при честном и трезвом поведении, он отличается особенною любознательностию. Им составлено, на основании хранящихся в монастыре документов и напечатано в 1883 г. Историческое описание ввереннаго ему монастыря.
Выслушав 13-го числа вечером всенощную в монастырском соборе, я на другой день, 14 ч[исла], отправился, с игуменом, в Красный Холм, для совершения литургии.
Красный Холм до 1776 г. был экономическим селом, а в этом году был переименован в уездный город Тверскаго Наместничества; затем в 1796 г. оставлен за штатом. Название Красный Холм производят от красивой возвышенной местности.
В городе две церкви, обе называются соборами; Преображенская двухпрестольная церковь построена в 1713 г. и Троицкая с тремя престолами сооружена в 1836 г. В причте состоят протоиерей и два священника, диакон и три псаломщика.
Литургия совершена была мною в Троицком Соборе, как более просторном и благолепном. При входе в церковь, настоятель собора, протоиерей Феодор Орлов (под сноской запись «† в заштате в 1890 г.» — Н.Т.), встретил меня речью. Так как служения архиерейскаго здесь не было давно, то к литургии собрались не только городские жители, но многие и из окрестных селений. Во время службы на левом клиросе пели довольно стройно городские певчие, между коими были и ученики духовнаго училища.
После литургии, напившись чаю в доме протоиерея, я посетил духовное училище и произвел краткое испытание учеников. Особенное внимание обратил на себя Смотритель училища Димитрий Скорюпин — семидесятилетний старец, из студентов семинарии, опытный педагог и высоконравственный христианин. Я зашел к нему в квартиру, состоящую из одной большой комнаты, разделенной на две половины ширмами. Жизнь ведет Скорюпин совершенно трезвую и весьма простую; от того и сохранил себя в цветущем виде до преклонной старости.
На другой день, 15-гo ч[исла], около 7-ми часов утра, оставил монастырь и направился к г. Весьегонску…».