Прп. Антоний в "Патерике" Димитрия (Самбикина)
Почитание прп. Антония
Наталья Тарасова
реподобный Антоний (1461–1481) — основатель и строитель Николаевского Антониева или, как говорили в XVI столетии, Дома Николы Чудотворца Онтонова монастыря.
В списке настоятелей монастыря, составленном Анатолием (Смирновым), священноинок старец Антоний, которого мы сегодня называем преподобным Антонием Краснохолмским, стоит под № 1[1] как основатель обители. Сведения о нем приведены на разных страницах «Исторического описания Николаевского Антониева монастыря…»[2] игумена Анатолия, местами с указанием источников[3]. Период настоятельства преподобного Антония описан отцом Анатолием в соответствии с монастырским «Летописцем», в достоверности и историчности которого он, по всей видимости, не сомневался.
Согласно монастырскому «Летописцу», преподобный Антоний пришел в пределы города Городецка Бежецкого Верха (ныне город Бежецк Тверской области) «из страны, называемой человеческими словами Белозерской», будучи «пустынножителем», «священноиноком» и «старцем»[4]. «Летописец» указывает точную дату его прихода — 1461 (6969) год. Проходя по местностям, принадлежавшим местным землевладельцам боярам Нелединским, старец занемог. Получив в скором времени по Божией милости чудесное исцеление от болезни, преподобный Антоний решил поставить келью и часовню, проводя свою дальнейшую жизнь в молитвенном уединении. В соотвествии с древней традицией, Антоний испросил небольшой участок земли у боярина Афанасия Васильевича Нелединского, выбрав живописное место при слиянии рек Неледины и Могочи, впадающей в реку Мологу, приток Волги, и «нача ту пустынножительствовати и богоподвижно подвизатися добрым и богоугодным житием»[5]. Скоро по окрестным селениям разнеслась молва о богоугодной жизни отшельника. К преподобному Антонию стали приходить за советами, молитвами, принося пожертвования, а некоторые испрашивали дозволение жить при его келье. «Летописец» сообщает, что начало монастырю было положено преподобным Антонием: «И нача той пустынножитель, именем Антоний, церковь во имя великаго святителя и Чудотворца Николая Мирликийскаго древяну созидати и, создав ее, святыми иконами благолепне той храм украси и божественными книгами довольно снабди и не по мнозем времени той храм забралом огради и нача собирати братию»[6]. Но в «Летописце» нет никаких указаний на датировку закладки деревянной церкви святителя Николая и образования общины, следовательно, и точная дата основания монастыря остается неизвестной. Можно лишь предположить, что это могло произойти в 1461 году или чуть позднее. Поэтому дата начала настоятельства преподобного Антония в основанном им монастыре весьма условна. Кроме того, из текста «Летописца» не следует, что преподобный Антоний в основанной им обители был игуменом, а лишь сообщается, что «той преждеупомянутый строитель, священноинок зовомый именем Антоний, по богоугодному житию, учинися того Богом спасаемого места наставник и строитель»[7]. Какие-либо дополнительные письменные источники, которые содержали бы сведения о настоятельстве преподобного Антония в монастыре, в настоящее время не выявлены.
Нигде в тексте «Летописца» Антоний не упоминается и как преподобный, отмечается только «богоподвижность» его жития[8].
Последним делом в земной жизни преподобного Антония, согласно «Летописцу», стала закладка каменного монастырского собора — Никольского храма — в 1481 году: «И по летех мимошедших <…> и тщательным трудоположением того преждеупомянутаго строителя, старца именем Антония, лета от сотворения мира 6989 года нача в том Антониеве монастыре созидатися церковь каменная во имя великаго архиерея и чудотворца Николая <…> И не по мнозе времени той преждеупомянутый отец, именем Антоний, по неизреченным праведным судьбам великаго Бога учинися прискорбен и не по мнозех днех прииде воля всемогущаго Бога и той отец, священноинок Антоний, преселился в вечный оный покой вечных ради и неизреченных благ восприятия и погребен бысть собранною им братиею честне в том Антонове монастыре»[9]. Дата кончины прнподобного Антония указана в «Летописце» более конкретно, поэтому ее можно принять за дату фактического прекращения настоятельства преподобного Антония в монастыре.
Как мы уже оговаривали выше, монастырский «Летописец» является источником позднего происхождения. Он был составлен в самом монастыре одним из монастырских книжников в 1686–1687 годах, имеет неоднородную текстовую структуру, как повествовательную (условно состоит из трех частей, только две из которых связаны между собой темой сюжета об основании монастыря), так и стилистико-языковую. Если причины написания «Летописца» еще можно предположить[10], то источники, которые легли в его основу, установить практически не представляется возможным. Поскольку какие-либо дополнительные письменные источники, которые содержали бы упоминание об основании Николаевского Антониева монастыря, об устроении его преподобным Антонием и его настоятельстве в монастыре в указанный период не обнаружены еще исследователями, то ко всем фактам, описываемым в «Летописце», необходимо относиться с определенной долей критичности. Единственное, что удалось установить современной науке благодаря археологическим изысканиям, это факт существования монашеского поселения на месте Антониевой обители во второй половине XV века[11]. Наиболее ранний из выявленных на сегодняшний день письменных документов, упоминающих Николаевский Антониев монастырь и некогда находившийся в архиве монастыря, — «Выкупная запись Серко Федорова сына Олвсофиева и Семена Дмитриева сына Олвсофиева на «[пол]овину деревни Медведева у игумену у Енатия з братиею Онтонова монастыря» 1545/1546 годов»[12]. С высокой долей вероятности можно говорить, что этот документ свидетельствует о том, что монастырь носил имя своего основателя уже к началу XVI века.
Итак, в тексте монастырского «Летописца» нет сведений о почитании в монастыре преподобного Антония. В монастырском синодике, доступном для изучения, составленном (возобновленном?) в конце XVII века – в 1681 году – имя преподобного Антония приписано почерком начала XIX века на правом поле рядом с перечнем епископов Новгородских[13]. Приписка гласит: «Преподобный Антоний, основатель сея обители и погребенъ зде же 1487». Небезынтересно отметить, что дата 1487 год нигде более не встречается, поскольку, согласно «Летописцу», а нам известно две версии «Летописца», в которых нет фактологических разночтений, Антоний почил в 1481 году, и эта дата научным сообществом принята как основная. В приписке синодика цифра 7 частично попадает под обрез, но горизонтальная перекладина читается достаточно четко, не видно только стык между горизонтальной и косой перекладинами. Допустимо считать, что здесь мы имеем дело с обычной опиской.
Известные рукописные и печатные месяцесловы до конца XVIII века также не упоминают памяти преподобного Антония[14], кроме трех старообрядческих рукописных святцев второй четверти XVIII века, в которых память преподобного Антония Краснохолмского внесена между строк. Речь идет о святцах, принадлежавших Ф.П. Бабушкину. Эти святцы были подробно изучены петербургским исследователем А.А. Романовой, которая и обнаружила в них имя преподобного Антония Краснохолмского[15]. Датируя один из источников (наиболее ранний) XVIII веком, отмечая, что запись на полях была сделана самим Ф.П. Бабушкиным, вероятно, ближе к началу XIX века[16], А.А. Романова, однако, не обратила внимания, как именно упомянут преподобный Антоний в источниках. Между тем в святцах он упомянут как преподобный Антоний Краснохолмский. Это означает, что его имя в старообрядческие святцы не могло быть внесено ранее 1776 года, потому что стать Краснохолмским преподобный Антоний мог только после преобразования села Спаса на Холму, территориально с которым был связан Николаевский Антониев монастырь, в город с переименованием его в Красный Холм[17]. Таким образом, запись имени преподобного Антония в святцах Ф.П. Бабушкина появилась в период между 1776 годом и началом XIX века, но, в любом случае, не ранее 1776 года.
Преподобный Антоний Краснохолмский никогда не был официально канонизирован (такие данные не обнаружены), он и сегодня является местночтимым святым в Бежецкой епархии Тверской митрополии. Это означает, что на протяжении веков преподобный Антоний «почитался усопшим подвижником» и, скорее всего, только в основанном им монастыре[18]. Вот, что записал в своих путевых заметках М.П. Погодин, после посещения монастыря в 1841 году: «Монастырь называется Антониевским, но когда он построен, кто был этот основатель Антоний, где жил, когда скончался, и где погребен, неизвестно. Лишь только хранится в народе память об его добродетелях, и жители ходят служить по нем панихиды»[19].
Преподобный Антоний Краснохолмский упомянут в списках П.М. Строева по Краснохолмскому Николаевскому Антониеву монастырю как «святой Антоний»[20], но что послужило причиной для упоминания Антония как святого, неизвестно. До публикации игумена Анатолия (Смирнова) преподобный Антоний упоминался в следующих изданиях: в «Словаре историческом о святых…» Д.А. Эристова[21], «Русские святые, чтимые всей Церковью или местно…» архиепископа Филарета (Гумилевского)[22], «Краткие жизнеописания Русских святых…» архимандрита Игнатия (Малышева)[23], «Полный месяцеслов Востока» архимандрита Сергия (Спасского)[24], в «Русском календаре» А.С. Суворина за 1879 и 1882 годы[25]. Мы полагаем, что источником для всех этих изданий[26] послужила довольно пространная историческая справка о Николаевском Антониевом монастыре в «Истории Российской иерархии» архимандрита Амвросия (Орнатского)[27]. В свою очередь, источником для ее написания послужили монастырский «Летописец» и некоторые документы из архива монастыря[28].
В настоящее время преподобный Антоний Краснохолмский официально входит в собор Тверских святых. Память его совершается в день памяти преподобного Антония Великого, вероятно, по аналогии имен и подвига, 17 (30 по новому стилю) января и в соборе Тверских святых (память тверским святым совершается в первое воскресенье после праздника святых апостолов Петра и Павла, который приходится на 12 июля (29 июня по старому стилю)[29].
Место погребения преподобного Антония на территории монастыря до сих пор точно неизвестно. Игумен Анатолий (Смирнов) полагал, что над его предполагаемым захоронением в 1690 году была возведена церковь во имя Всех Святых[30]. В настоящее время принята эта точка зрения по вопросу о месте возможного погребения преподобного Антония Краснохолмского[31] . Мощей преподобного Антония при археологических изысканиях, проводившихся в монастыре в 90-х годах ХХ века экспедициями А.М. Салимова (ТФ ГАСК) и В.А. Булкина (СПбГУ), а также в ходе археологической экспедиции 2008 года, проводившейся под руководством А.М. Салимова, обнаружено не было[32].
Тропарь, гл. 4
Верою, благочестием и истиною, / Ангелом уподобился еси, преподобне Антоние. / Землю Краснохолмскую собою украсил еси,/ такожде положил еси основание святыя Николо-Антониевыя обители / и получив от Бога изобильну благодать, / сущия в болезнех исцеляти, / и скорбныя утешати, / и мы вемы яко предстоиши у Престола Царя Славы, / за ны духовно немощныя молишися, // во еже спастися нам.
Молитва
Угодниче Божий, преподобный отче Антоние! Поминай нас в благоприятных твоих молитвах пред Христом Богом, да сохранит Он нас от искушений, болезней и скорбей, да дарует нам смирение, любовь, рассуждение и кротость, и да сподобит Он нас, недостойных, Царствия Своего. Аминь.
ЕЩЕ О ПРЕПОДОБНОМ АНТОНИИ КРАСНОХОЛМСКОМ:
Первое упоминание о преподобном Антонии фиксируется в «Выписке из старых монастырских вкладных книг о выезде, чести и вкладах рода бояр Нелединских» 1686 года (см.: Грамоты Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. Тверь, 1904. С. 52–58).
На основе этой «Выписки» был составлен монастырский «Летописец», созданный 1686–1687 годах одним из монастырских книжников, в котором представлено более развернутое литературное повествование о преподобном (см: Летописец… // Жизневский А.К. Древний архив Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. М., 1879. С. 67–69 или Летописец… // Историческая библиотека Тверской епархии. Т.I. Тверь, 1879. С. 334–337).
Несколько особняком в этом ряду стоит монастырский синодик 1681 года, поскольку в него имя преподобного вписано в начале XIX века (см.: Синодик Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря 1681 года // ГАТО. Ф.1409. Оп.1. Д.166. Л.25).
Публикации, упоминающие преподобного Антония Краснохолмского:
- Записки Петра Воинова середины XVIII века // Попов Н.А. Исторические заметки о Бежецком Верхе XVII–XVIII веков. М., 1882. С. 22.
- Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь // Амвросий (Орнатский), архимандрит. История Российской иерархии, собранная Новгородской семинарии ректором и богословия учителем, бывшим Антониева, а ныне Юрьева Новгородского монастыря архимандритом Амвросием. М., 1812. Ч.IV: Д–К. С. 807–815.
- Эристов Д.А. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви. СПб., 1836. С. 37.
- Филарет (Гумилевский), архиепископ. Русские святые, чтимые всею церковию или местно: Опыт описания жизни их. В 3 кн. Кн.1: Январь, Февраль, Март, Апрель. Чернигов, Чернигов, 1861; СПб., 1882. С. 76–77.
- Исторический словарь о святых, прославленных в Российской церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. СПб., 1862. С. 30.
- Игнатий (Малышев), архимандрит. Краткое жизнеописание русских святых: век X–XVIII. В 2 кн. Кн.2. СПб., 1875. С. 119.
- Сергий (Спасский), архимандрит Полный месяцеслов Востока. В 2 тт. Т.II. Ч.1. М., 1876. С. 16.
- Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви. СПб., 1877. С. 458.
- Русский календарь на 1879 г. / Под ред. А.С. Суворина. СПб., 1879. С. 2.
- Барсуков Н.П. Источники русской агиографии. СПб., 1882. С. 45.
- Анатолий (Смирнов) игумен. Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря Весьегонского уезда Тверской губернии Тверь, 1883. С. 3–5, 33.
- Святые, местночтимые в Тверской епархии: Преподобный Антоний Краснохолмский (память 17 января) // Тверские епархиальные ведомости / Под ред. протоиерея В.Ф. Владиславлева. 1886. №8. Неоф. ч. С. 225–232.
- Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь или сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси (до XVIII в.) обще- и местночтимых. СПб., 1891.
- Барсуков Н.П. Жизнь и труды М.П. Погодина. В 22 т. Т.6. СПб., 1892. С. 215–216.
- Житие и чудеса святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского и слава его в России / Сост. Ф. Гусев, А. Вознесенский. — Репринтное воспроизведение синодального издания 1899 года. — Житие и чудеса святителя Николая Чудотворца. М., 2005. С. 324–325.
- Русский биографический словарь. В 25 т. / Под ред. А.А. Половцова. Т.2: Алексинский — Бестужев-Рюмин. СПб., 1900. С. 211.
- Тверской патерик. Краткие сведения о тверских местночтимых святых / Сост. архиепископ Димитрий (Самбикин). — Репринтное издание 1907 года. — Тверской патерик. Краткие сведения о тверских местночтимых святых. Тверь, 1991. С. 55–57.
- Первое празднование Собора Тверских святых // Журнал Московской Патриархии. М., 1979. №11. С. 15–20.
- Виктор (Олейник), архимандрит. Подвижник Тверской земли преподобный Антоний Краснохолмский // Журнал Московской Патриархии. 1984. №2. С. 9–10.
- Романенко Е.В. Антоний Краснохолмский // Православная энциклопедии. Т.2: Алексей, человек Божий — Анфим Анхиальский. М., 2001. С. 669.
- Русские святые и подвижники Православия. Историческая энциклопедия / Сост., отв. ред. О.А. Платонов. М., 2010. С. 105.
- Гадалова Г.С. «Летописец о зачатии Бежецкого верха Николаевского Антониева монастыря…» как исторический источник о преподобном Антонии Краснохолмском // Обитель преподобного Антония / Бежецкий край: историко-краеведческий альманах. Бежецк, 2014. №10. С. 30–51.
- Святой преподобный Антоний Краснохолмский // Сельская новь. 2016. №3. С. 2.
- Романова А.А. Источники русской агиографии: святцы поморского наставника Ф.П. Бабушкина // Genesis: исторические исследования. 2016. №5. С. 174–180. DOI: 10.7256/2409-868X.2016.5.19968
- Силуан (Конев), иеромонах. Преподобный Антоний Краснохолмский // Бежецкий Верх. 2017. №1(100). Январь. С. 2.
- Небесные покровители Тверской земли (Новый Тверской Патерик) / Сост.: прот. А. Душенков, Ю. Пименов. Тверь, 2017. С. 53–55.
- Тарасова Н.П. Загадки древнего монастыря // Верхневолжье Православное. 2017. №8 (188). Сентябрь. С. 10.
- Тарасова Н.П., Сорокин В.Н. Свет миру: Настоятели Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. 1461–1920 гг. (Материалы к биографиям). Бежецк–Тверь, 2017. С. 42–53.
- Прп. Антоний // «Тверская митрополия. Век XXI». 2018. Вып.IV. С. 63–64.
- Тарасова Н.П. Небесный покровитель земель Бежецкого Верха. В память о прп. Антонии Краснохолмском (1481). 30 января // Сельская новь. 2019. №3. С. 7.
- Гадалова Г.С. Небесные заступники Верхневолжья: история почитания святых и подвижников благочестия. Тверь, 2021.
Прп. Антоний в "Патерике" Димитрия (Самбикина)
Почитание прп. Антония
Опубликовано: Тарасова Н.П., Сорокин В.Н. Свет миру: Настоятели Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. 1461–1920 гг. (Материалы к биографиям). Тверь, 2017. С. 42–47.
Фото: 1) Современная икона преподобного Антония Краснохолмского — святыня возрождающегося монастыря; 2) Икона преподобного Антония Краснохолмского начала ХХ века из петербургского храма святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова (Леушинское подворье). Хранитель иконы — отец Геннадий Беловолов. Изображение иконы и рассказ о ее ней опубликованы в историко-краеведческом альманахе «Бежецкий край» (2014. №10. С. 128–134); 3) Преподобный Антоний Краснохолмский, фрагмент иконы «Собор Тверских святых», предположительно, второй половины XIX — начала XX века из нижнего ряда иконостаса (справа) Бежецкого кафедрального собора Спаса Нерукотворного образа.
Примечания:
[1] Анатолий (Смирнов), игумен. Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря Весьегонского уезда Тверской губернии Тверь, 1883. С. 33.
[2] Там же. С. 3–5, 18, 20, 21, 22, 33, 82.
[3] Там же. С. 3–4, 20, 33.
[4] Летописец о зачатии Бежецкаго верху Николаевскаго Антониева монастыря и о строении церквей Божиих и о дании вотчин в обитель сию (от) великих князей и боляр и прочих благодетелей // Жизневский А.К. Древний архив Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. М., 1879. С. 67–69.
[5] Там же. С. 68.
[6] Там же.
[7] Там же.
[8] Там же. С. 68–69.
[9] Там же.
[10] Подробнее о «Летописце» см.: Тарасова Н.П. «Летописец о зачатии Бежецкого верху Николаевского Антониева монастыря» как исторический источник // Проблемы исторического регионоведения: Сборник научных статей / Отв. ред. проф. Ю.В. Кривошеев. Вып.3. СПб., 2012. С. 179–189; Тарасов А.Е., Тарасова Н.П. «Летописец о зачатии Бежецкого Верху Николаевского Антониева монастыря»: время и обстоятельства создания. [Электронный ресурс] // Исторические исследования: электронный журнал Исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. М., 2016. №5. С. 223–245. Режим доступа: http://www.historystudies.msu.ru/ojs2/index.php/ISIS/article/view/96/251 (дата доступа: 08.12.2016).
[11] Булкин В.А., Салимов А.М. Памятник каменного зодчества конца XV века // Тверской археологический сборник. Тверь, 1994. Вып.1. С. 249; Булкин В.А., Салимов А.М. Никольский собор Антониева Краснохолмского монастыря. Материалы исследований. М., 2001. С. 21–23, 24, 25, 27, 35.
[12] РГАДА. Ф.1455. Оп.4. Д.35. (Документ найден московским исследователем А.Е. Тарасовым).
[13] Синодик Краснохолмского монастыря 1681 года // ГАТО. Ф.1409. Оп.1. Д.166. Л.25.
[14] Гадалова Г.С. «Летописец о зачатии Бежецкого верха Николаевского Антониева монастыря…» как исторический источник о преподобном Антонии Краснохолмском // Бежецкий край: историко-краеведческий альманах. Бежецк, 2014. №10. С. 35.
[15] Данные сведения были представлены в докладе А.А. Романовой «Тверские святые в работах (святцах) книжника-старообрядца Ф.П. Бабушкина (1764–1842)», сделанном на Круглом столе, посвященном изучению истории Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря (17 июля 2014 года, краеведческий музей города Красный Холм).
[16] Романова А.А. «Бабушкинские святцы» // Памяти Василия Григорьевича Дружинина (1869–1836): Материалы научных чтений 10 августа 2010 г. / Отв. ред. И.М. Беляева. СПб., 2010. С. 115–120.
[17] Города Тверской области: Историко-архитектурные очерки (XI — начало XX века). СПб., 2000. Вып.1. С. 219; Беляков В.С. Уездный город Красный Холм // Край Краснохолмский. Исследования краеведов: Сборник статей. Тверь, 2009. С. 7.
[18] Святые, местночтимые в Тверской епархии: Преподобный Антоний Краснохолмский (память 17 января) // Тверские епархиальные ведомости / Под ред. протоиерея В.Ф. Владиславлева. 1886. №8. Неоф. ч. С. 225–232.
[19] Цит. по: Барсуков Н.П. Жизнь и труды М.П. Погодина. В 22 т. Т.6. СПб., 1892. С. 215–216.
[20] Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви. СПб., 1877. С. 458.
[21] Эристов Д.А. Словарь исторический о святых, прославленных в российской церкви. СПб., 1836. С. 37.
[22] Филарет (Гумилевский), архиепископ. Русские святые, чтимые всей церковью или местно: Опыт описания жизни их. В 3 кн. Кн.1: Январь, Февраль, Март, Апрель. СПб., 1882. С. 76–77.
[23] Игнатий (Малышев), архимандрит. Краткие жизнеописания русских святых. В 2 кн. Кн.2. СПб., 1875. С. 119.
[24] Сергий (Спасский), архимандрит. Полный месяцеслов Востока. В 2 т. Т.2. Ч.1. М., 1876. С. 16.
[25] Русский календарь на 1879 год / Под ред. А.С. Суворина. СПб., 1879. С. 2; Русский календарь на 1882 год / Под ред. А.С. Суворина. СПб., 1882. С. 4.
[26] Во всяком случае, именно «История российской иерархии» использовалась в качестве источника информации для изданий П.М. Строева, Д.А. Эристова, Филарета (Гумилевского). — См.: Строев П.М. Списки иерархов… С. X; Эристов Д.А. Словарь исторический о святых… С. 37; Филарет (Гумилевский), архиепископ. Русские святые, чтимые всею церковью или местно… С. 77, сн.95.
[27] Амвросий (Орнатский), архимандрит. История российской иерархии, собранная Новгородской семинарии ректором и богословия учителем, бывшим Антониева, а ныне Юрьева Новгородского монастыря архимандритом Амвросием. М., 1812. Ч.IV: Д–К. С. 807–815; Историческая библиотека Тверской епархии. Тверь, 1879. Т.I. С. 330.
[28] Тарасова Н.П. «Летописец о зачатии Бежецкого верху Николаевского Антониева монастыря» как исторический источник. С. 180.
[29] Романенко Е.В. Антоний Краснохолмский // Православная энциклопедии. Т.2: Алексий, человек Божий — Анфим Анхиальский. М., 2001. С. 669; Гадалова Г.С. Благоверная великая княгиня Ксения Тверская. Тверь, 2011. С. 139–140.
[30] Анатолий (Смирнов), игумен. Историческое описание… С. 33.
[31] Булкин В.А., Салимов А.М. Никольский собор Антониева Краснохолмского монастыря. С. 35.
[32] Булкин В.А., Салимов А.М. Никольский собор Антониева Краснохолмского монастыря. Материалы исследований. М., 2001; Салимов А.М. Отчет об археологических исследованиях в западном притворе Никольского собора Антониева Краснохолмского монастыря в Тверской области в 2008 году. Тверь, 2008. (Рукопись). С. 3–59.
|