Главная     Контакты     Карта сайта     О сайте  

ИСТОРИЯ

Хронология

Краткая история обители

Изучение истории монастыря

Календарь
памятных дат

Почитание святителя
Николая Чудотворца

АРХИТЕКТУРА

План-схема монастыря

Монастырский комплекс

Храмы монастыря

ПЕРСОНАЛИИ

Прп. Антоний Краснохолмский

Игумены монастыря

патриарх Иоасаф II

игумен Анатолий (Смирнов)

управитель Макарий (Миронов)


кн. Андрей Угличский

инокиня Марфа (Романова)

А.К. Жизневский

архиеп. Димитрий (Самбикин)

В.З. Исаков

ИСТОЧНИКИ

Источники

Монастырский летописец

Летописец

Перевод Летописца

Синодик

ЛИТЕРАТУРА

Список научных работ

Тверской патерик

Библиотека

ФОТО И ВИДЕО

Фотогалерея

Аудио- и
видеоматериалы

КОНТЕКСТ

Бежецкий Верх
в XV веке

Приходское духовенство Новгородской земли (XV - начало XVI вв.)

Повседневная жизнь русского средневекового монастыря

Монашество и монастыри в России XI-XX века: Исторические очерки

Церковь Зосимы и Савватия
в деревне Слобода


Красный Холм и его монастырь

в XVIII веке

по воспоминаниям неизвестного
(свящ. И.С. Белюстина)

по воспоминаниям М.П. Погодина

по воспоминаниям владыки Саввы (Тихомирова)

по воспоминаниям владыки Димитрия (Самбикина)

по воспоминаниям владыки Серафима (Чичагова)

по воспоминаниям А.Л. Мясникова


Аналогии

Ссылки

Прп. Антоний - современные данные

Прп. Антоний в публикациях

 

Из "Тверского Патерика" 1908 года [1]

реп[одобный][2] Антоний Краснохолмский, основатель Николаевско-Антониева монастыря, находящегося в 4 верстах от заштатного города Красного Холма Весьегон[ского] уезда Тверской епархии, в старинных Святцах причислен к лику святых "неканонизированных" (см. Барсуков И. стр. 45. Архим. Леонид 120 стр., Архим. Сергий II т. стр. 17. П. Савваитов и др.). И хотя Антоний не канонизирован, но имя его внесено в полный Христианский Месяцеслов, напечатанный с благословения Св. Синода, под 17 числом января (Киев, 1875). Жизнь этого преподобного неизвестна; где родился, кто были его родители, где пострижен в монашество и как проводил свое житие, все это остается неизвестным. Антоний в 1461 г. уже в сане иеромонаха прибыл из Белозерской стороны на пустынный берег р. Мологи и здесь (при слиянии рек Неледицы и Могочи, впадающей в Мологу, приток Волги) владелец этой местности Краснохолмский боярин Афанасий Васильевич Нелединский-Мелецкий ласково принял благочестивого старца, который вскоре в его доме заболел. Не имея средств и больной Антоний испросил у доброго помещика участок земли, на котором устроил деревянную часовню и при ней келью. Скоро по окрестным селениям разнеслась молва о богоугодной жизни отшельника, стали к нему приходить за советами, молитвами, а некоторые испросили дозволение и жить при его кельи. Почитатели пр. Антония доставляли средства не только к пропитанию его с братией, но и для постройки храма. Однажды ночью пр. Антоний увидел необыкновенный свет; объятый ужасом от сего, он пошел на то место, где видел чудное зрелище, нашел здесь икону святителя Николая и решился начатый (деревянный) храм построить в честь его. Благосклонное внимание А.В. Нелединского-Мелецкого и его щедрые пожертвования внушили пр[еподобному] старцу вместо деревянного построить (по образцу Успенского Московского собора) каменный храм и открыть при нем монастырь. Вскоре было положено основание ныне существующему каменному во имя святителя Николая монастырскому собору. К сожалению, преп. Антоний вскоре (в 1482 г.) скончался. Остался неизвестен день кончины пр. Антония, а потому почитание его памяти было положено совершать 17 января, вероятно, по тезоимениству его с пр. Антонием Великим (Египетским).

В настоящее время в Краснохолмском монастыре не ведают, где погребено тело основателя их обители; по мнению одних, он был погребен у жертвенника начатого им постройкою Никольского собора, а другие полагают могилу пр. Антония в малом приделе, пристроенном к юго-западной стороне Николаевского храма, посвященном Всем Святым. Думают, что посвящение Всем Святым этого придела (в коем под спудом почивает пр. Антоний) сделано было с целью, что и его имя, как святого, будет прославляться с ними. От времени пр. Антония сохранилась только чудесно обретенная им и местно чтимая икона св. Николая Чудотворца. В обители ныне 5 храмов (древних). К этой обители питал особенное уважение патриарх Никон и делал в нее вклады (на кадиле есть надпись, свидетельствующая о том, что оно подано было им в Краснохолмский монастырь).

Не сохранилось в Краснохолмском монастыре и изображение пр. Антония. В “Соборе Св. Тверских” он изображен старцем с седою круглою бородою, — в монашеском одеянии и схиме; в правой руке держит пятикупольный храм; а левая приподнята вверх. — Есть его изображения (но недавно написанные) в иконостасе училищной церкви в Бежецком духовном училище и в Апостольской церкви Тверского архиерейского дома; в последнем храме — пр. Антоний изображен только по груди (один бюст его). (Архиеп. Димитрий, Месяцеслов русских святых. Январь, 136-137 стр.). Описание Антониева Краснохолмского монастыря составлено в 1883 году.[3]

 

Наталья Тарасова

О факте позднего почитания преподобного Антония как святого свидетельствует и то, что все известные его иконописные изображения довольно поздние. Предположительно, самое раннее из них — фресковое изображение преподобного Антония в медальоне на своде храма Иоанна Богослова в Бежецке — относится к 60-м годам XIX века. Скажем несколько слов об известных изображениях.[4]

№1. Фреска «Прп. Антоний Краснохолмский». Фресковое изображение середины XIX века в медальоне недействующего храма Иоанна Богослова города Бежецка. Поясное изображение преподобного Антония в молитвенном предстоянии. (Фото автора 2014 года).

Церковь Иоанна Богослова[5] города Бежецка стоит на возвышенности, занимая место на территории древнего Бежецкого Кремля. Согласно преданию, первая церковь на этом месте, с древности называемом "Богословской Горой", была основана в 1530-40-е годы удельным бежецким князем Дмитрием Юрьевичем Красным. В начале XVII века на этом месте возвышался деревянный храм Иоанна Богослова с пределом Николая Чудотворца. А с 1689 по 1705 год был выстроен каменный храм. В 1830-м году губернским архитектором И.Ф. Львовым был разработан вариант нового каменного храма, который, однако, не был утвержден в Санкт-Петербурге. В июне 1837 года приступили к разборке храма XVIII века, строительный материал которого был использован для постройки новой Иоанно-Богословской церкви. Строительство существующего Иоанно-Богословского храма велось с 1837 по 1841 годы. Работы были прерваны в 1844 году из-за дефектов в кладке стен, но позже возобновились. Освящён храм только в 1868 году: нижняя церковь — во имя апостола Иоанна Богослова, верхняя — в честь иконы Казанской Богоматери. В 1905-1906 годах с запада пристроили паперть. Двухэтажный храм был завершен луковичной главой на массивном цилиндрическом барабане. В плане храм имел вид греческого креста с короткими рукавами, связанными с подкупольным пространством широкими цилиндрическими арками. В таком великолепном торжественном виде церковь Иоанна Богослова простояла до 1932 года. В дальнешем были уничтожены барабан и глава, почти полностью утрачены отделка интерьера, росписи внутри и на фасадах. Внутри устроен третий этаж.

Церковь Иоанна Богослова — один из первых в провинции примеров храма в русско-византийском стиле, близкий к архитектурным образцам К.А. Тона. На главном фронтоне была размещена фреска на евангельский сюжет. Иконографические же росписи внутри храма, ввыполненные в 1854-1855 годах (нижняя церковь) и 1866-1867 годах (верхняя церковь), сочетали в себе сюжеты и лица общерусской истории и Тверского патерика, что подчеркивало единство Русского государства. На стенах храма была представлена многофигурная композиция, иллюстрирующая легенду о князе Дмитрии Красном. В медальоны были вписаны: бежецкий князь Дмитрий Юрьевич Красный, владимирский князь Георгий Всеволодович, погибший в 1238 году в битве с татарами на реке Сити (земли Бежецкого Верха) и новгородский князь Александр Невский; Анна Кашинская и новгородский святитель Евфимий; Александр Свирский, Мстислав Новгородский и Антоний Краснохолмский. В издании Г.К. Смирнова эти росписи "провинциального академического направления" относены к началу ХХ века (живопись поновлялась? возобновлялась?), но это не означает, что росписи не восходят к более раннеему образцу  — середины XIX века.

В начале ХХ века церковь апостола Иоанна Богослова в пространственном отношении представляла собой единый архитектурный ансамбль со стоявшей по близости каменной Троицкой церковью (1760-е — 1930-е гг.), с которой она составляла один приход, и зданием церковно-приходской школы (1911-1913 гг.)

В первой трети ХХ века настоятелем церкви был священник И.Н. Постников — известный бежецкий краевед. Когда советские власти города потребовали прекращение служб в церкви, отец Иоанн произвел обряд закрытия храма (1932 г.). После закрытия первые годы в церкви Иоанна Богослова было общежитие "Бежстроя" (1932 г.), затем общежитие ФЗУ (фабрично-заводское училище) механического завода (1935 г.), затем — просто общежитие этого же предприятия (1936 г.). Затем в храме разместился "Дом обороны" (1937 г.). В последующие годы в церкви Иоанна Богослова длительное время размещалась артель "Металлист", а затем "Кроватная фабрика". В 70-е годы ХХ века здание было передано московскому заводу "Старт", который разместил в нем цех по выпуску электронных приборов. Тогда же внутри храма был сделан ремонт. В 1991 году институтом "Спецпроектреставрация" проведено инженерное обследование храма и разработан проект реставрации (автор — архитектор Ю.П. Мосунов), проведено раскрытие росписей храма. В настоящее время здание занимает центр народной музыки имени В.В. Андреева.

№2. Икона «Собор Тверских святых». 1890-е годы. Икона написана инокинями Кашинского Сретенского монастыря по заказу Тверской ученой архивной комиссии (ТУАК), стараниями кашинского купца И.Я. Кункина. Изображение впервые опубликовано в «Тверском Патерике» (1908) на отдельном листе в начале книги. Местонахождение иконы неизвестно. Поясное изображение прподобного Антония, который в правой руке держит миниатюрное изображение храма (левая сторона, предпоследний ряд, второй справа).

№3. Икона «Преподобный Антоний Краснохолмский». Небольшая икона ориентировочно XIX–XX веков. Находится в Николо-Кладбищенской церкви города Красного Холма. Изображение преподобного в полный рост в схимническом одеянии и молитвенном предстоянии. (Фото В.Н. Сорокина 2013 года).

№4. Икона «Собор Тверских Святых». 1902 год. Устроена И.Я. Кункиным. Местонахождение неизвестно. Вероятно, список с иконы 1890-х годов.

№5. Изображение прп. Антония в иконостасе училищной церкви в Бежецком духовном училище. Начало ХХ века. Местонахождение неизвестно.

№6. Поясное изображение прп. Антония в домовой церкви Двенадцати апостолов при Тверском архиерейском доме. Начало ХХ века. Местонахождение неизвестно. Возможно, что именно эту икону несколько лет назад нашел отец Силуан (Конев). К сожалению, увидеть нам ее не удалось.

№7. Икона «Преподобные Антоний Краснохолмский и Нектарий Бежецкий». Вероятнее всего, вторая половина XIX — начало XX века. Предположительно, происходит из Никольской церкви Бежецкого духовного училища. В настоящее время находится в Бежецком кафедральном соборе Спаса Нерукотворного образа, напротив алтаря слева. На ней преподобный Антоний изображен в полный рост в схимническом одеянии и молитвенном предстоянии (слева). (Фото автора 2014 года).

№8. Икона «Собор Тверских святых». Предположительно, второй половины XIX — начала XX века. Находится в нижнем ряду иконостаса (справа) Бежецкого кафедрального собора Спаса Нерукотворного образа. Поясное изображение преподобного Антония в схимническом одеянии и молитвенном предстоянии (правая сторона, второй ряд). (Фото автора, 2014 год).

 

№9. Изображение преподобного Антония Краснохолмского на фресковой купольной росписи 1897–1898 годов “Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят” (Мф. 5: 8) Бежецкого кафедрального собора Спаса Нерукотворного образа. Преподобный Антоний изображен в полный рост в схимническом одеянии и молитвенном предстоянии (левая сторона) слева от преподобного Нектария Бежецкого (со свитком) среди всех святых. (Фото автора 2014 года).

№10. Икона «Преподобный Антоний Краснохолмский». Данное изображение было опубликовано в «Журнале Московской Патриархии» за 1984 год без каких-либо сведений о нем.[6] Преподобный Антоний изображен в полный рост в схимническом одеянии; в правой руке он держит миниатюрное изображение собора, голова слегка наклонена, левая рука воздета в молитве к Богу. Это изображение идентично изображению на иконе из Петербургского храма святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.

№11. Икона «Преподобный Антоний Краснохолмский». Небольшое иконописное изображение предположительно начала ХХ века. Данных о нем нет. Находится в петербургском храме святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова (Леушинское подворье). Хранитель иконы — отец Геннадий Беловолов. Изображение иконы и рассказ о ее ней опубликованы в историко-краеведческом альманахе «Бежецкий край».[7]

№12. Икона «Собор Тверских Святых». Изображение было напечатано в репринтном переиздании «Тверского Патерика», осуществленного в 1991 году (отдельная цветная вкладка).[8] Вероятно, икона была написана в 70-е годы ХХ столетия к возобновлению дня празднования Собора Тверских святых. Поясное изображение преподобного Антония в схимническом одеянии; в правой руке он держит миниатюрное изображение собора (левая сторона, четвертый ряд, второй справа).

№13. Икона «Собор Бежецких святых». ХХ век. Икона находится в Бежецком кафедральном соборе Спаса Нерукотворного образа, стоит отдельно слева у алтаря. В первом ряду слева на иконе в полный рост в схимническом одеянии изображен преподобный Антоний Краснохолмский. В своих руках он держит миниатюрный макет Никольского собора. (Фото автора 2014 года).

№14. Икона «Преподобный Антоний Краснохолмский». Написана в 90-е годы ХХ века. Находится в Бежецкой Введенской часовне. Преподнесена в дар при открытии и освящении часовни. Преподобный Антоний изображен в полный рост, в схимническом одеянии. Правой рукой он благословляет молящихся, в левой держит четки. (Фото автора 2014 года).

№15. Икона «Собор святых, в земле Тверской просиявших». Написана по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора (Олейника) для тверской церкви Белая Троица (храм Живоначальной Троицы в Затьмачье) иконописцем Андреем Запрудновым. Этот иконописный образ был опубликован в журнале «Православный паломник» за 2003 год,[9] посвященном святыням Тверской епархии (обложка). Поясное изображение преподобного Антония в схимническом одеянии; в правой руке он держит миниатюрное изображение собора (четвертый ряд, левая сторона, второй справа).

№16. Икона «Собор святых, в земле Тверской просиявших». Написана в 2007 году. Находится в храме, осященном во имя блаженной Ксении Петербуржской, города Твери. Преподобный Антоний изображен в сонме Краснохолмских святых (малая группа справа от центра иконы) в полный рост в схимническом одеянии; левая рука прикрыта плащом, правая согнута в благословляющем жесте (третий справа).

№17. Фресковое изображение «Собор Бежецких святых». Время написания точно неизвестно, современная живопись. Находится в Спасо-Преображенском храме города Бежецка. Преподобный Антоний изображен на первом плане в полный рост в схимническом одеянии. В руках он держит миниатюрное изображение Бежецкой Введенской часовни (ошибка иконописца). (Фото из архива В.В. Козырева).

По всей видимости, в Бежецке сложилась особая иконописная традиция (школа?) изображения преподобного Антония, что прослеживается в росписи кафедрального Спасо-Преображенского собора и икон как местного ряда, так появившихся в храме извне (вопрос нуждается в изучении).

В настоящее время преподобный Антоний Краснохолмский официально входит в собор Тверских святых. Память его совершается в день памяти преподобного Антония Великого, вероятно, по аналогии имен и подвига, 17 (30 по новому стилю) января и в соборе Тверских святых (память тверским святым совершается в первое воскресенье после праздника святых апостолов Петра и Павла).

Сегодня мы можем говорить о том, что почитание Антония Краснохолмского как подвижника благочестия начинается с конца XVII века, а как преподобного отца — не ранее конца XVIII века.[10] Сегодня эта традиция возобновлена. В возрождающемся монастыре возносятся молитвы перед новыми образами преподобного Антония Краснохолмского.

 

Прп. Антоний - современные данные

Прп. Антоний в публикациях

 


[1] Преподобный Антоний Краснохолмский // Тверской патерик. Краткие сведения о тверских местно чтимых святых / Сост. архиеп. Димитрий (Самбикин). Казань, 1908. С. 56–58.

[2] В приведенном тексте сохранены дореволюционная стилистика и пунктуация, орфография изменена на современную, в квадратных скобках раскрыты сокращения.

[3] В обновленном "Тверском Патерике" данный текст без изменений дополнен двумя предложениями: "В советское время монастырь был закрыт. С 2010 года начинается период возрождения монашеской обители". — См.: Небесные покровители земли Тверской (Новый Тверской Патерик) / Сост. прот. А. Душенков, Ю. Пименов. Тверь, 2017. С. 53–55.

[4] Тарасова Н.П., Сорокин В.Н. Свет миру: Настоятели Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. 1461–1920 гг. (Материалы к биографиям). Тверь, 2017. С. 47–53.

[5] Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Тверская область в 6 частях. Ч. 2 / Отв. ред. Г.К. Смирнов. М., 2006. С. 378–381; Брагин В.И. Так погибали бежецкие церкви: Книга-покаяние. СПб., 2008. С. 163–166.

[6] Виктор (Олейник), архимандрит. Подвижник Тверской земли преподобный Антоний Краснохолмский // Журнал Московской Патриархии. М., 1984. №2. С. 8.

[7] Беловолов Геннадий, протоиерей. Возвращение преподобного Антония // Бежецкий край: историко-краеведческий альманах / Под ред. В.В. Козырева. Бежецк, 2014. №10. С. 128–134.

[8] Тверской патерик. Краткие сведения о тверских местночтимых святых / Сост. архиепископ Димитрий (Самбикин). — Репринтное издание 1907 года. — Тверской патерик. Краткие сведения о тверских местночтимых святых. Тверь, 1991.

[9] Православный паломник: Журнал Паломнического центра Отдела внешних церковных связей Московского патриархата. М., 2003. №1(8); Гадалова Г.С. Благоверная великая княгиня Ксения Тверская. Тверь, 2011. С. 150–151.

[10] Тарасова Н.П. Небесный покровитель земель Бежецкого Верха. В память о прп. Антонии Краснохолмском (1481). 30 января // Сельская новь. 2019. №3. С. 7.

 

© Научно-просветительский сайт "Тверской Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь" (http://tver-antonievmon.bezhkray.ru), 2009–2022

© Историко-культурный и краеведческий сайт «Бежецкий край» (http://bezhkray.ru), 2014–2022

SmartTop.info