В настоящее время в Краснохолмском монастыре не ведают, где погребено тело основателя их обители; по мнению одних, он был погребен у жертвенника начатого им постройкою Никольского собора, а другие полагают могилу пр. Антония в малом приделе, пристроенном к юго-западной стороне Николаевского храма, посвященном Всем Святым. Думают, что посвящение Всем Святым этого придела (в коем под спудом почивает пр. Антоний) сделано было с целью, что и его имя, как святого, будет прославляться с ними. От времени пр. Антония сохранилась только чудесно обретенная им и местно чтимая икона св. Николая Чудотворца. В обители ныне 5 храмов (древних). К этой обители питал особенное уважение патриарх Никон и делал в нее вклады (на кадиле есть надпись, свидетельствующая о том, что оно подано было им в Краснохолмский монастырь).
Не сохранилось в Краснохолмском монастыре и изображение пр. Антония. В “Соборе Св. Тверских” он изображен старцем с седою круглою бородою, — в монашеском одеянии и схиме; в правой руке держит пятикупольный храм; а левая приподнята вверх. — Есть его изображения (но недавно написанные) в иконостасе училищной церкви в Бежецком духовном училище и в Апостольской церкви Тверского архиерейского дома; в последнем храме — пр. Антоний изображен только по груди (один бюст его). (Архиеп. Димитрий, Месяцеслов русских святых. Январь, 136-137 стр.). Описание Антониева Краснохолмского монастыря составлено в 1883 году.[3]
О факте позднего почитания преподобного Антония как святого свидетельствует и то, что все известные его иконописные изображения довольно поздние. Предположительно, самое раннее из них — фресковое изображение преподобного Антония в медальоне на своде храма Иоанна Богослова в Бежецке — относится к 60-м годам XIX века. Скажем несколько слов об известных изображениях.[4]
№1. Фреска «Прп. Антоний Краснохолмский». Фресковое изображение середины XIX века в медальоне недействующего храма Иоанна Богослова города Бежецка. Поясное изображение преподобного Антония в молитвенном предстоянии. (Фото автора 2014 года).
Церковь Иоанна Богослова[5] города Бежецка стоит на возвышенности, занимая место на территории древнего Бежецкого Кремля. Согласно преданию, первая церковь на этом месте, с древности называемом "Богословской Горой", была основана в 1530-40-е годы удельным бежецким князем Дмитрием Юрьевичем Красным. В начале XVII века на этом месте возвышался деревянный храм Иоанна Богослова с пределом Николая Чудотворца. А с 1689 по 1705 год был выстроен каменный храм. В 1830-м году губернским архитектором И.Ф. Львовым был разработан вариант нового каменного храма, который, однако, не был утвержден в Санкт-Петербурге. В июне 1837 года приступили к разборке храма XVIII века, строительный материал которого был использован для постройки новой Иоанно-Богословской церкви. Строительство существующего Иоанно-Богословского храма велось с 1837 по 1841 годы. Работы были прерваны в 1844 году из-за дефектов в кладке стен, но позже возобновились. Освящён храм только в 1868 году: нижняя церковь — во имя апостола Иоанна Богослова, верхняя — в честь иконы Казанской Богоматери. В 1905-1906 годах с запада пристроили паперть. Двухэтажный храм был завершен луковичной главой на массивном цилиндрическом барабане. В плане храм имел вид греческого креста с короткими рукавами, связанными с подкупольным пространством широкими цилиндрическими арками. В таком великолепном торжественном виде церковь Иоанна Богослова простояла до 1932 года. В дальнешем были уничтожены барабан и глава, почти полностью утрачены отделка интерьера, росписи внутри и на фасадах. Внутри устроен третий этаж.
Церковь Иоанна Богослова — один из первых в провинции примеров храма в русско-византийском стиле, близкий к архитектурным образцам К.А. Тона. На главном фронтоне была размещена фреска на евангельский сюжет. Иконографические же росписи внутри храма, ввыполненные в 1854-1855 годах (нижняя церковь) и 1866-1867 годах (верхняя церковь), сочетали в себе сюжеты и лица общерусской истории и Тверского патерика, что подчеркивало единство Русского государства. На стенах храма была представлена многофигурная композиция, иллюстрирующая легенду о князе Дмитрии Красном. В медальоны были вписаны: бежецкий князь Дмитрий Юрьевич Красный, владимирский князь Георгий Всеволодович, погибший в 1238 году в битве с татарами на реке Сити (земли Бежецкого Верха) и новгородский князь Александр Невский; Анна Кашинская и новгородский святитель Евфимий; Александр Свирский, Мстислав Новгородский и Антоний Краснохолмский. В издании Г.К. Смирнова эти росписи "провинциального академического направления" относены к началу ХХ века (живопись поновлялась? возобновлялась?), но это не означает, что росписи не восходят к более раннеему образцу — середины XIX века.
В начале ХХ века церковь апостола Иоанна Богослова в пространственном отношении представляла собой единый архитектурный ансамбль со стоявшей по близости каменной Троицкой церковью (1760-е — 1930-е гг.), с которой она составляла один приход, и зданием церковно-приходской школы (1911-1913 гг.)
В первой трети ХХ века настоятелем церкви был священник И.Н. Постников — известный бежецкий краевед. Когда советские власти города потребовали прекращение служб в церкви, отец Иоанн произвел обряд закрытия храма (1932 г.). После закрытия первые годы в церкви Иоанна Богослова было общежитие "Бежстроя" (1932 г.), затем общежитие ФЗУ (фабрично-заводское училище) механического завода (1935 г.), затем — просто общежитие этого же предприятия (1936 г.). Затем в храме разместился "Дом обороны" (1937 г.). В последующие годы в церкви Иоанна Богослова длительное время размещалась артель "Металлист", а затем "Кроватная фабрика". В 70-е годы ХХ века здание было передано московскому заводу "Старт", который разместил в нем цех по выпуску электронных приборов. Тогда же внутри храма был сделан ремонт. В 1991 году институтом "Спецпроектреставрация" проведено инженерное обследование храма и разработан проект реставрации (автор — архитектор Ю.П. Мосунов), проведено раскрытие росписей храма. В настоящее время здание занимает центр народной музыки имени В.В. Андреева.
№2. Икона «Собор Тверских святых». 1890-е годы. Икона написана инокинями Кашинского Сретенского монастыря по заказу Тверской ученой архивной комиссии (ТУАК), стараниями кашинского купца И.Я. Кункина. Изображение впервые опубликовано в «Тверском Патерике» (1908) на отдельном листе в начале книги. Местонахождение иконы неизвестно. Поясное изображение прподобного Антония, который в правой руке держит миниатюрное изображение храма (левая сторона, предпоследний ряд, второй справа).
№3. Икона «Преподобный Антоний Краснохолмский». Небольшая икона ориентировочно XIX–XX веков. Находится в Николо-Кладбищенской церкви города Красного Холма. Изображение преподобного в полный рост в схимническом одеянии и молитвенном предстоянии. (Фото В.Н. Сорокина 2013 года).
№4. Икона «Собор Тверских Святых». 1902 год. Устроена И.Я. Кункиным. Местонахождение неизвестно. Вероятно, список с иконы 1890-х годов.
№5. Изображение прп. Антония в иконостасе училищной церкви в Бежецком духовном училище. Начало ХХ века. Местонахождение неизвестно.
№6. Поясное изображение прп. Антония в домовой церкви Двенадцати апостолов при Тверском архиерейском доме. Начало ХХ века. Местонахождение неизвестно. Возможно, что именно эту икону несколько лет назад нашел отец Силуан (Конев). К сожалению, увидеть нам ее не удалось.
№7. Икона «Преподобные Антоний Краснохолмский и Нектарий Бежецкий». Вероятнее всего, вторая половина XIX — начало XX века. Предположительно, происходит из Никольской церкви Бежецкого духовного училища. В настоящее время находится в Бежецком кафедральном соборе Спаса Нерукотворного образа, напротив алтаря слева. На ней преподобный Антоний изображен в полный рост в схимническом одеянии и молитвенном предстоянии (слева). (Фото автора 2014 года).
№8. Икона «Собор Тверских святых». Предположительно, второй половины XIX — начала XX века. Находится в нижнем ряду иконостаса (справа) Бежецкого кафедрального собора Спаса Нерукотворного образа. Поясное изображение преподобного Антония в схимническом одеянии и молитвенном предстоянии (правая сторона, второй ряд). (Фото автора, 2014 год).
№9. Изображение преподобного Антония Краснохолмского на фресковой купольной росписи 1897–1898 годов “Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят” (Мф. 5: 8) Бежецкого кафедрального собора Спаса Нерукотворного образа. Преподобный Антоний изображен в полный рост в схимническом одеянии и молитвенном предстоянии (левая сторона) слева от преподобного Нектария Бежецкого (со свитком) среди всех святых. (Фото автора 2014 года).
№10. Икона «Преподобный Антоний Краснохолмский». Данное изображение было опубликовано в «Журнале Московской Патриархии» за 1984 год без каких-либо сведений о нем.[6] Преподобный Антоний изображен в полный рост в схимническом одеянии; в правой руке он держит миниатюрное изображение собора, голова слегка наклонена, левая рука воздета в молитве к Богу. Это изображение идентично изображению на иконе из Петербургского храма святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.
№11. Икона «Преподобный Антоний Краснохолмский». Небольшое иконописное изображение предположительно начала ХХ века. Данных о нем нет. Находится в петербургском храме святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова (Леушинское подворье). Хранитель иконы — отец Геннадий Беловолов. Изображение иконы и рассказ о ее ней опубликованы в историко-краеведческом альманахе «Бежецкий край».[7]
№12. Икона «Собор Тверских Святых». Изображение было напечатано в репринтном переиздании «Тверского Патерика», осуществленного в 1991 году (отдельная цветная вкладка).[8] Вероятно, икона была написана в 70-е годы ХХ столетия к возобновлению дня празднования Собора Тверских святых. Поясное изображение преподобного Антония в схимническом одеянии; в правой руке он держит миниатюрное изображение собора (левая сторона, четвертый ряд, второй справа).
№13. Икона «Собор Бежецких святых». ХХ век. Икона находится в Бежецком кафедральном соборе Спаса Нерукотворного образа, стоит отдельно слева у алтаря. В первом ряду слева на иконе в полный рост в схимническом одеянии изображен преподобный Антоний Краснохолмский. В своих руках он держит миниатюрный макет Никольского собора. (Фото автора 2014 года).
№14. Икона «Преподобный Антоний Краснохолмский». Написана в 90-е годы ХХ века. Находится в Бежецкой Введенской часовне. Преподнесена в дар при открытии и освящении часовни. Преподобный Антоний изображен в полный рост, в схимническом одеянии. Правой рукой он благословляет молящихся, в левой держит четки. (Фото автора 2014 года).
№15. Икона «Собор святых, в земле Тверской просиявших». Написана по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора (Олейника) для тверской церкви Белая Троица (храм Живоначальной Троицы в Затьмачье) иконописцем Андреем Запрудновым. Этот иконописный образ был опубликован в журнале «Православный паломник» за 2003 год,[9] посвященном святыням Тверской епархии (обложка). Поясное изображение преподобного Антония в схимническом одеянии; в правой руке он держит миниатюрное изображение собора (четвертый ряд, левая сторона, второй справа).
№16. Икона «Собор святых, в земле Тверской просиявших». Написана в 2007 году. Находится в храме, осященном во имя блаженной Ксении Петербуржской, города Твери. Преподобный Антоний изображен в сонме Краснохолмских святых (малая группа справа от центра иконы) в полный рост в схимническом одеянии; левая рука прикрыта плащом, правая согнута в благословляющем жесте (третий справа).
№17. Фресковое изображение «Собор Бежецких святых». Время написания точно неизвестно, современная живопись. Находится в Спасо-Преображенском храме города Бежецка. Преподобный Антоний изображен на первом плане в полный рост в схимническом одеянии. В руках он держит миниатюрное изображение Бежецкой Введенской часовни (ошибка иконописца). (Фото из архива В.В. Козырева).
По всей видимости, в Бежецке сложилась особая иконописная традиция (школа?) изображения преподобного Антония, что прослеживается в росписи кафедрального Спасо-Преображенского собора и икон как местного ряда, так появившихся в храме извне (вопрос нуждается в изучении).
В настоящее время преподобный Антоний Краснохолмский официально входит в собор Тверских святых. Память его совершается в день памяти преподобного Антония Великого, вероятно, по аналогии имен и подвига, 17 (30 по новому стилю) января и в соборе Тверских святых (память тверским святым совершается в первое воскресенье после праздника святых апостолов Петра и Павла).
Сегодня мы можем говорить о том, что почитание Антония Краснохолмского как подвижника благочестия начинается с конца XVII века, а как преподобного отца — не ранее конца XVIII века.[10] Сегодня эта традиция возобновлена. В возрождающемся монастыре возносятся молитвы перед новыми образами преподобного Антония Краснохолмского.
[1] Преподобный Антоний Краснохолмский // Тверской патерик. Краткие сведения о тверских местно чтимых святых / Сост. архиеп. Димитрий (Самбикин). Казань, 1908. С. 56–58.
[2] В приведенном тексте сохранены дореволюционная стилистика и пунктуация, орфография изменена на современную, в квадратных скобках раскрыты сокращения.
[3] В обновленном "Тверском Патерике" данный текст без изменений дополнен двумя предложениями: "В советское время монастырь был закрыт. С 2010 года начинается период возрождения монашеской обители". — См.: Небесные покровители земли Тверской (Новый Тверской Патерик) / Сост. прот. А. Душенков, Ю. Пименов. Тверь, 2017. С. 53–55.
[4] Тарасова Н.П., Сорокин В.Н. Свет миру: Настоятели Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. 1461–1920 гг. (Материалы к биографиям). Тверь, 2017. С. 47–53.
[5] Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Тверская область в 6 частях. Ч. 2 / Отв. ред. Г.К. Смирнов. М., 2006. С. 378–381; Брагин В.И. Так погибали бежецкие церкви: Книга-покаяние. СПб., 2008. С. 163–166.
[6] Виктор (Олейник), архимандрит. Подвижник Тверской земли преподобный Антоний Краснохолмский // Журнал Московской Патриархии. М., 1984. №2. С. 8.
[7] Беловолов Геннадий, протоиерей. Возвращение преподобного Антония // Бежецкий край: историко-краеведческий альманах / Под ред. В.В. Козырева. Бежецк, 2014. №10. С. 128–134.
[8] Тверской патерик. Краткие сведения о тверских местночтимых святых / Сост. архиепископ Димитрий (Самбикин). — Репринтное издание 1907 года. — Тверской патерик. Краткие сведения о тверских местночтимых святых. Тверь, 1991.
[9] Православный паломник: Журнал Паломнического центра Отдела внешних церковных связей Московского патриархата. М., 2003. №1(8); Гадалова Г.С. Благоверная великая княгиня Ксения Тверская. Тверь, 2011. С. 150–151.
[10] Тарасова Н.П. Небесный покровитель земель Бежецкого Верха. В память о прп. Антонии Краснохолмском (1481). 30 января // Сельская новь. 2019. №3. С. 7.