«А для вас, благоговеющие пред именем Моим,
взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его…».
(Мал.4:2.).
Тропарь, глас 1-й
Верный ученик Христа даже до смерти быв, преподобномучениче Макарие приснопамятне, подвиги бо поста и кровию мучений землю Русскую освятил еси. Темже и мы, чада твоя, любовию вопием ти: слава Давшему ти крепость, слава Венчавшему тя, слава Прославльшему тя с новомученики Российскими.
Преподобномученик Макарий, в крещении Михаил Федорович Миронов, родился между 1878 и 1882 годами (1882 год в настоящий момент считается в Бежецкой епархии официальным годом рождения святого [1]) в деревне Филино Егорьевской волости Дорогобужского уезда Смоленской губернии. Происходил из крестьянской семьи.
Филино располагалось по правую сторону Большого Бельского почтового тракта, на противоположной стороне лежало село Михайловское, известное с рубежа XVII–XVIII веков (ныне исчезло, а существующая дереревня Ново-Михайловское возникла в начале XX века в 2 км к юго-западу от прежнего села). Скорее всего, Филино состояло в приходе церкви села Михайловского. По данным МБУК «Дорогобужский историко-краеведческий музей», Михайловское — частновладельческое село М.А. Храповицкого, стольника и ротмистра полка смоленской шляхты (скон. ок. 1710 г.). Его потомки в 1765 году возвели в селе деревянную Ильинскую церковь. А в 1822 году новая хозяйка имения А.В. Киндякова выстроила каменный храм в честь иконы Казанской Божьей Матери (утрачен). Принадлежало ли Филино Храповицким и Киндяковым, неизвестно, но в 1860 году деревня числится во владениях княгини А.П. Голицыной, жены князя В.А. Оболенского, являвшегося прямым потомком С.Е. Нелединского, сын которого в 1699 году стал Мелецким, и возводившего свой род к И.В. Нелединскому — брату Афанасия Нелединского. Вероятно, предки препожобномученика Макария были крепостными.
В «послужном списке» отца Макария отмечено, что он получил домашнее образование, но не исключено, что ему довелось окончить 3-классную сельскую школу. Первая школа в Михайловском появилась около 1864 года. В середине – второй половине XIX века в Дорогобужском уезде по инициативе крестьян открываются так называемые «школы грамотности», где их дети обучались счету, чтению и письму. В 1889 году была устроена официальная земская школа. В самой же Егорьевской волости к 1889 году имелось 3 школы, услугами которых пользовалось 4 селения, причем учились преимущественно мальчики. В Филино во второй половине XIX века насчитывалось от 12 до 29 дворов, в которых проживало от 100 до 200 человек.
Как жил и чем занимался Михаил после получения первичного образования, неизвестно, скорее всего, до 20 лет зарабатывал на жизнь крестьянским трудом (в начале ХХ века в округе имелись мельница, сыроваренный завод, маслобойня, кузница), а затем отбывал рекрутскую повинность. В 1874 году был установлен один-единственый возраст для службы в армии: призывались мужчины в возрасте от 20 до 30 лет на срок службы в пехоте на 6 лет, во флоте — на 7 лет. В 1888 году общий срок службы в сухопутных войсках для поступающих «по жеребью» устанавливается в 18 лет, из которых 5 лет действительной службы и 13 лет в запасе.
Не создав семьи, избрав путь монашеского служения, Михаил покинул родные края и оправился в Москву. В 1909 году 27-летний Михаил числится послушником Московского Богоявленского монастыря. Здесь его заметил епископ Кишиневский и Хотинский Серафим (Чичагов), прибывший в Москву как один из руководителей Всероссийского съезда монархистов. 8 октября 1909 году Михаила зачислили указным послушником Кишинёвского архиерейского дома, а 9 декабря в Крестовой церкви постригли в монашество с именем Макарий. 13 декабря рукоположили в иподиакона, 26 декабря — в иеродиакона. С этого времени отец Макарий постоянно сопровождал владыку Серафима в поездках по епархии и сослужил ему во время богослужений.
Когда весной 1914 года архиепископа Серафима перевели на Тверскую кафедру, иеродиакон Макарий переехал с ним в Тверь. По личному прошению 28 марта 1914 года отца Макария зачислили в число братии Тверского архиерейского дома и 25 апреля рукоположили в иеромонаха.
В мае-июне 1914 года владыка Серафим предпринял объезд своей новой епархии. Прибыв 16 июня в Красный Холм, владыка посетил Николаевский Антониев монастырь и Зосимовский приход. Не исключено, что и в этой поездке его сопровождал отец Макарий. Во всяком случае, 21 июля архиепископ Серафим, оставшийся недоволен общим положением дел в обители, зачислил его в число немногочисленной братии Антониева монастыря. 11 апреля 1918 года резолюцией преосвященнейшего Серафима отец Макарий был назначен на должность монастырского казначея. 13 апреля архиепископ поделил монастыри Тверской епархии на 2 благочиннических округа: Антониев монастырь вошел в первый округ под управление благочинного — настоятеля Тверского Жёлтикова монастыря архим. Петра (Зверева). Резолюцией Серафима (Александрова), епископа Старицкого и викария Тверской епархии, временно управлявшего епархией после изгнания владыки Серафима (Чичагова), 20 сентября того же года по случаю ареста настоятеля Антониева монастыря Иоанна (Гречникова) иеромонаха Макария назначили управляющим. 26 ноября наградили набедренником.
За время своего пребывания в числе братии Антониева монастыря отец Макарий в отпусках не бывал, под следствием и судом вплоть до революционных событий и вовсе не состоял.
В 1922 году над монахами Николаевской Антониевой обители состоялся судебный процесс, на котором они были объявлены классовыми врагами, обвинены в контрреволюционной деятельности. В ходе кампании по изъятию церковных ценностей иеромонах Макарий, фактически являвшийся настоятелем монастыря, был арестован и приговорен к 9 месяцам лишения свободы. Вскоре, в 1923 году, за якобы «сокрытие церковных ценностей на дому» последовал вторичный арест. Но ввиду того, что монастырские ценности уже были описаны и изъяты, через 3 месяца его освободили. Отец Макарий вернулся в разоренный, но еще действующий Антониев монастырь, был возведен в сан архимандрита. В 1929 году настоятель Макарий был снова арестован и приговорен к 8 годам высылки в какой-то северный край. В 1935 году он был досрочно освобожден по болезни. Вернуться в родную обитель он уже не мог: в 1930 году Никольский Антониев монастырь окончательно закрыли и его строения начали разбирать на кирпичи. Потому с 1936 году архимандрит Макарий служил в церкви в честь Воздвижения Честного Креста Господня села Завидово Кесовогорского района Калининской области, поскольку проживал рядом в деревне Завидовская Горка.
21 декабря 1937 года архимандрит Макарий был арестован и заключен в кашинскую тюрьму. Он обвинялся в том, что «сгруппировал вокруг себя церковников, устраивал в доме нелегальные сборища верующих, проводил контрреволюционную агитацию, распространял провокационные слухи о насилии, беззаконии и арестах». В предъявленных ему обвинениях виновным себя не признал. 30 декабря Тройка при УНКВД по Калининской области приговорила архим. Макария к расстрелу по обвинению в «антисоветской деятельности». Мученическую кончину архимандрит Макарий принял 5 января 1938 года, погребен в безвестной могиле.
16 марта 1989 г. был реабилитирован Тверской областной прокуратурой по 1937 г. репрессий. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских ХХ века по представительству Тверской епархии Юбилейным Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 г. Память иеромонаха Макария отмечается 23 декабря/5 января и в Соборе новомучеников и исповедников Российских (переходящий) [2].
В настоящее время Бежецкой епархией продолжается сбор сведения о прпмч. Макарии. Все, кто чем-либо может помочь в сборе сведений, приобщайтесь и отправляйте информацию на имя секретаря Бежецкой епархии - протоиерея Ярослава Игоревича Шведова (iaroslav@list.ru).