Наталья Тарасова
Андрей Васильевич Большой[1] (Горяй)[2], удельный князь Угличский (1446–1493) — князь, при участии которого предположительно строился Никольский собор Антониева монастыря. В 1494 году по его душе его дочерьми в Николаевский Антониев монастырь был внесен значительный вклад, который положил начало формированию монастырской вотчины.[3]
Происхождение
Сын великого князя Московского Василия II Васильевича († март 1462 г.), прозванием Тёмный, и Марии Ярославны (впоследствии инокиня Марфа, † 1485 г.), княжны Боровской[4]; родной брат московского великого князя Ивана III. Родился 19 августа 1446 года (в день памяти святого Андрея Стратилата) в период заточения его родителей, Василия II и Марии Ярославны, в Угличе.
Удельные владения
По духовному завещанию Василия II в 1462 году (Андрею тогда было около 15 лет) получил в удел
- город Углич (ныне Ярославская область),
- город Звенигород (ныне Московская область),
- город Бежецкий верх (ныне Тверская область),
- села и города Велетов, Кистьма, Рожалов, Устюжна Железопольская (ныне Вологодская область).
- В 1472 году получил от матери во владение Романов городок на Волге (впоследствии Романов-Борисоглебск, ныне город Тутаев Ярославской области).
- В 1480 году от великого князя Ивана III получил в управление город Можайск (Московская область).
Хроника жизни
В январе 1460 году Андрей Большой участвовал в новгородском походе своего отца великого князя московского Василия II (официальной целью этого похода было поклонение новгородским святыням). Осенью 1469 года князь Андрей Большой по указу Ивана III принимал участие в походе на Казань. Андрей Васильевич участвовал в первом походе своего брата Ивана III на Новгород летом 1471 года На следующий год он стоял с полками в Серпухове, прикрывая русские земли от нашествия хана Ахмата. Зимой 1478/79 года Андрей Большой принимал участие во втором походе Ивана III на Новгород. Весной 1480 года вместе с братом Борисом, князем Волоцким, предпринял мятежные действия против Ивана III. Осенью того же года — принял участие в «стоянии на Угре»[5]. Летом 1491 года отказался от участия в войне Ивана III с «Ахматовыми детьми». В сентябре 1491 года по приглашению Ивана III Андрей прибыл в Москву. Тогда же по указу Ивана III был схвачен и посажен в тюрьму (в каменную темницу Казенного двора близ Благовещенского собора), где и скончался 6 ноября 1493 года. Андрею Васильевичу было 47 лет. По указу Ивана III захоронен в семейной усыпальнице потомков князя Ивана Калиты — Архангельском соборе Московского Кремля. Земли, которыми владел князь Андрей Васильевич Большой, отошли к Москве.
Андрей Большой — удельный князь
В своем уделе князь Андрей много сделал для величия Православной Церкви и культуры. В 70-е и 80-е годы XV столетия князь Андрей разворачивает масштабные строительные работы: было начато сооружение каменных стен вокруг Угличского Кремля, и был выстроен каменный дворцовый ансамбль, в состав которого вошли: Спасо-Преображенский собор (1485–1487 гг.)[6], княжеские палаты[7], жилые покои и хозяйственные помещения. Главной святыней угличского Спасо-Преображенского собора стали обретенные при его постройке мощи кн. Романа Владимировича[8]. В 1469–1470 годах к востоку от княжеских палат была воздвигнута домовая церковь Андрея Большого «во имя царя Константина и матери его Елены», патрональной святой жены князя.
1479–1482 годах в трех верстах от Углича в Покровском Паисеевом монастыре, основанном еще в середине XV века, был выстроен каменный Покровский собор.[9] При Андрее Большом был построен каменный собор во имя Иоанна Предтечи и в Успенской пустыне на реке Учме (полностью разрушен в советское время). Считается, что Учменский монастырь был основан святым Кассианом Греком (дядей Софьи Палеолог) на средства князя Андрея.[10] В 1481 году началось строительство каменного Никольского собора Антониева монастыря, основанного преподоьным Антонием у впадения реки Мелечи в Неледину, продолжавшиеся до 90-х годы XV века. В 1490 году на торгу под стенами крепости, на Успенской площади Углича, было начато строительство посадского (городского) собора, прерванное в следующем году опалой князя Андрея. К числу храмов, построенных в княжение Андрея Большого, некоторые исследователи относят и сооружение Никольского собора в Можайске.[11]
Каменные храмы, сооруженные князем, нуждались в устройстве их внутреннего убранства, в создании фресок и икон. С этой целью Андрей Большой приглашает в Углич крупнейшего художника той поры — Дионисия. Ни одной работы этого мастера в Угличе не сохранилось. По одной из версий, Дионисием по заказу угличского князя была написана ныне находящаяся в Воскресенском соборе города Тутаева чудотворная икона "Нерукотворный Образ Всемилостивого Спаса".[12] Но о влиянии этого мастера на иконопись Углича свидетельствует известный Леонтьевский чин (ныне в Ярославском музее), и можно говорить о его причастности к росписи Покровского и Спасо-Преображенского соборов (близ последнего при раскопках было обнаружено более 8 тысяч фрагментов фресок).
В 1477 году для повышения духовного престижа княжества Андрей Большой приглашает на игуменство в соседний Рождество-Богородичный монастырь (ныне село Прилуки на Волге) выдающегося книжника тех лет, постриженика Кирилло-Белозерской обители старца Ефросина[13]; в самом городе при «княжьем дворе» организует скрипторий — книгописную мастерскую. Из ее стен вышла знаменитая псалтирь 1485 года Федора Шарапова (ныне в РНБ в Санкт-Петербурге). В те же годы устроителем угличского Покровского монастыря Паисием было написано «Евангелие» с изумительными по красоте инициалами и заставками (ныне в Государственном архиве Ярославской области).
При Андрее Большом в Угличе велось летописание, и предполагают, что «Угличский летописец»[14] этого времени стал основой одной из общерусских летописей — Типографской[15].
Князь Андрей предпринял попытки церковного прославления Саввы Строжевского из принадлежавшего ему Звенигорода и Романа Угличского.
Семья
В 1470 году в возрасте 24 лет Андрей женился на дочери Романа Андреевича, князя Мезецкого, Елене, от которой имел двух сыновей, — Ивана († 1522) и Дмитрия († 1540)[16], проведших свою жизнь в заточении, и двух дочерей Евдокию и Ульяну (Иулианию), которых не коснулось ни заточение, ни гонение.
Почитание князя
В 2006 году администрацией Угличского района было принято решение о ежегодном праздновании 22 августа как дня князя Андрея Васильевича Большого.[17] В этом же году в Красном зале Угличского государственного историко-архивного и художественного музея состоялась научно-просветительская конференция на тему «Князь Андрей Большой и его время», на которой было заслушано 8 докладов. Андрей Васильевич почитается как святой благоверный князь Угличской земли (Ярославская епархия).
Фото: Андрей Васильевич Большой, князь Угличский. Фресковое изображение из Архангельского собора Московского Кремля.
Литература:
- Борисов Н.С. Горький удел: Московское вероломство 7000 года // Родина. 2003. №12. С. 34–39.
- Борисов Н.С. Иван III. М., 2000.
- Голейзовский Н.К. Дионисий и князь Андрей Угличский // Древняя Русь. 2005. №4 (22). С. 103–118.
- Выголов В.П. Никольский собор Антониева Краснохолмского монастыря (последняя четверть XV в.) // Памятники русской архитектуры и монументального искусства: пространство и пластика. М., 1991. C/ 3–27.
- Жизневский А.К. Древний архив Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. М., 1879.
- Булкин В.А., Салимов А.М. Никольский собор Антониева Краснохолмского монастыря. Материалы исследований. М., 2001.
- Ерохин В. Андрей Большой. Несколько штрихов исторического портрета // Угличская газета. 2006. 12.
- Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1890—1907. (Интернет-версия)
- Андрей Васильевич Большой (Углицкий) // Информационный портал Угличского муниципального района. Публикация от 20 июня 2006 г.
- Официальный сайт Угличского благочиния
- Алексеева С.В. Два города на Волге или следы времени // Санкт-Петербургский университет. 2002. №31 (3622).
- Крылов Л. Красный Холм и его соборы. Тверь, 1883.
- Хмыров М. Д. Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови. СПб., 1993.
- Российская и мировая история в таблицах / Автор-состовитель Ф.М. Лурье. СПб., 1998.
- Горстка А. Н. Горяй: Повесть об Андрее, князе Угличском. Углич; Рыбинск, 2005.
- Гречухин В. А. Лики Четвертого Рима. Ярославль, 2004.
Примечания:
[1] Современники называли князя Андрея Большим, чтобы отличать его от его родного брата князя Вологодского Андрея Васильевича (1452–1481), которого называли Андреем Меньшим.
[2] В дореволюционной литературе прозвище «Горяй» трактовалось как «познавший много горя», «горемыка», сегодня исследователи склонны трактовать это прозвище как «горячий нравом».
[3] «Лета 7002 году месяца ноября преставися благоверный князь Андрей Углицкий; а дал в дом Чудотворцу Николе и страстотерпцу Христову Димитрию по своих родителехъ и по своей душе, въ наследие благъ вечныхъ; из вотчин своих деревню Костычево, д. Нави, д. Коробово, д. Мокравицы, д. Пикалово с лесы и с луги и со всеми угодьи". — См.: Летописец о зачатии Бежицкого верху Николаевского Антониева монастыря… // Жизневский А.К. Древний архив Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. М., 1879. С. 70.
[4] От этого брака у Василия II Васильевича было семь сыновей и одна дочь: Юрий Большой (1437–1441), Иван III (1440–1505), князь Московский и всея Руси, Юрий Молодой, князь Серпуховский (1441–1472), Андрей Большой, князь Угличский (1446–1494), Симеон (1447–1449), Борис, князь Волоцкий (1449–1494), Андрей Меньшой, князь Вологодский (1452–1481).
[5] Стояние на реке Угре — военные действия в 1480 году между ханом Большой Орды Ахматом и великим князем московским Иваном III, вызванные отказом Москвы (1476 год) платить Орде ежегодную дань. Положило конец монголо-татарскому игу. Московское государство стало полностью независимым.
[6] Спасо-Преображенский собор первые два века своей истории, вероятно, был деревянным. Затем, в XV веке, при угличском князе Андрее Васильевиче Большом в 1485–1487 годах отстраивается в камне. Новый храм вошел в архитектурный комплекс выстроенного немногим ранее обширного и тоже каменного княжеского дворца. Он стоял к западу от княжеских Палат, замыкая с одного края внутреннюю дворцовую площадь. Из описаний известно, что собор был одноглавый четырехстолпный, поднятый на подклет, окруженный с трех сторон галереей и двумя приделами. Уже при Андрее Большом он был расписан и снабжен иконами. После польско-литовского разорения собор был поновлен, а в 1700 году угличане преступили к его перестройке. В 1706 году новый Спасо-Преображенский собор был освящен. Сегодня в Угличе можно увидеть именно этот храм с иконами XVII–XVIII веков и росписями XIX века. С 2004 году в соборе по воскресеньям и в праздники совершаются службы.
[7] Палаты местных удельных князей, одно из древнейших сохранившихся до наших дней жилых зданий России. Они входили в состав огромного комплекса жилых и парадных зданий, созданных в кремле на волжском берегу при угличском князе Андрее Большом. Княжеский дворец Углича имеет давнюю историю. Впервые он появился, вероятно, в начале XIII века, когда Углич достался князю Константину Всеволодовичу или Владимиру Константиновичу. В этих деревянных дворцах жили местные князья, бывали Юрий Звенигородский, Димитрий Шемяка, во время ссылки в 1446 году находился великий князь Василий Темный, заключивший в стенах дворца перемирие с Шемякой. Но только при Андрее Большом примерно в 1480-х годах дворец становится каменным. Это было исключительным событием в истории государства. Ведь только старший брат Андрея великий князь Иван III мог позволить себе каменное строительство, и к тому же каменные дворцы Москвы стали строиться немного позднее угличских. Был создан сложный комплекс зданий. В XVII веке княжеские палаты были сожжены, уцелели только парадная и главная часть. В XVIII веке они были отремонтированы, а в конце XIX века отреставрированы.
[8] Святой благоверный князь Роман, Угличский чудотворец, родился в 1235 году (память 3/16 Февраля). Он был младшим сыном угличского князя Владимира и княгини Фотинии, племянником святого князя Василька Ростовского (†1238 г.; память 4/17 марта). В 1261 году, по смерти своего старшего брата, святой Роман в 26 лет принял на себя управление княжеством. Святой князь Роман Владимирович много потрудился для украшения столицы своего княжества — города Углича; строил и содержал странноприимные дома и богадельни. Заботился святой князь Роман и о монастырях и храмах Божиих. В течение 24 лет своего правления он построил и украсил богатыми вкладами более 15 храмов. Святой князь прославился также построением в своем княжестве нового прекрасного города, который был назван в честь основателя Романовым (ныне город Тутаев Ярославской области). В 1280 году скончалась жена святого благоверного князя Романа княгиня Александра. С того времени он всецело посвятил себя подвигам поста, молитвы, благотворительности и благочестия. Преставился к Богу святой князь Роман 3 февраля 1285 года. Тело его было погребено в церкви Преображения в Угличе (с 1989 года в церкви Димитрия «на поле»). Мощи святого Романа в 1486 году были обретены нетленными и перенесены в новую соборную церковь Преображения. По распоряжению патриарха Иова мощи были освидетельствованы Казанским митрополитом святителем Гермогеном (будущим патриархом) в 1595 году, после чего последовало прославление святого. В 1605 году святые мощи князя Романа были сожжены поляками вместе с храмом, но частицы их сохранились. После его смерти Угличское княжество перешло в удел ростовских князей, так как святой князь Роман умер бездетным. В 1462 году город Углич стал центром удельного княжества Андрея Васильевича Большого.
[9] Покровская Паисиева мужская обитель находилась на левом берегу реки Волги в 3 км выше Углича (недалеко современная деревня Покровские Горки). Первые упоминания об обители датированы 30-ми годам XV века (время правление московского князя Василия II Темного, отца князя Андрея Угличского). В 1466 году (по другим данным в 1476 году) угличский князь Андрей Большой пригласил из Калязинского Макарьева монастыря старца Паисия, приходившегося племянником преподобному Макарию, основателю упомянутой обители. Из всех других угличских монастырей он выбрал Покровский и занялся его расширением и обустройством. В конце XV века обитель получила земельные пожалования от Андрея Большого в окрестностях города. Уже в 1479–1482 годах при поддержке князя Андрея Паисий строит каменный Покровский собор. Покровский собор, наряду с княжескими палатами и Спасо-Преображенским собором в Угличском Кремле (на месте этого собора сегодня сохранился другой одноименный собор XVII–XIX веков), стал одним из первых каменных зданий Углича. Время управление монастырем старцем Паисием становится временем расцвета и известности Покровского монастыря. Монастырь становится значительным культурным центром края. В нем работали артели иконописцев, существовали мастерские производившие иконы и рукописные книги. Вплоть до самого конца своего существования он являлся самым прославленным и известным угличским монастырем. В XVI веке, после смерти Паисия, в монастыре появились каменные трапезная Богоявленская церковь и надвратный Никольский храм (построены примерно в 20-е годы XVI века), деревянная церковь Сергия Чудотворца. К концу XVI века ему принадлежали слобода на городской стороне, 36 сел с деревнями. Тогда же в XVI веке монастырь становится духовным центром края и местом паломничества. В Смутное время его разорили и разрушили. В 1609 году от рук поляков погибли игумен Антоний и 40 монахов. При возобновлении монастыря (около 1619 года) на Покровский собор поставили еще четыре главы, и он стал пятикупольным, возобновленная Богоявленская церковь тоже стала пятиглавой. Очевидно, в конце XVII века была сделана попытка обнести монастырь каменными крепостными стенами, но построили лишь две башни по бокам Никольского. В 1692 году указом патриарха Адриана в монастыре учреждена архимандрития (упразднена в 1764 году). В XVIII веке монастырь окружили обычной оградой с крохотными башенками. В начале XIX века перестроили надвратный храм и Святые ворота. Им придали симметрию, пристроили портик и увенчали классицистической колокольней со шпилем, но башни сохранили первозданный вид. В 1828–1831 годах над надвратной церковью надстроена колокольня высотой 30 м. В 1860 году выстроено новое здание гостиницы. В обители находились также многочисленные жилые и хозяйственные помещения, начальное двухклассное училище. На территории Покровского монастыря кроме прп. Паисия были захоронены Фёдор, Данила и Алексей Адашевы, местные церковные деятели и монахи. В монастыре также находилась явленная чудотворная икона «Покрова Божией Матери» (явлена, вероятно, при старце Паисии). В таком виде монастырь встретил начало XX века. В 1920-е годы монастырь был упразднен. В 1930-е годы, когда начались работы по строительству ГЭС, то территория монастыря оказалась в зоне затопления. В 90-е годы ХХ века на берегу реки Волги близ предполагаемого места святой обители установлен памятный крест.
[10] Об этом монастыре можно прочитать на Информационном портале Угличского муниципального района. — См.: Старостин А. Зимний визит в Учму // Угличская газета. 2010. 31 марта
[11] Известен как Старо-Никольский собор или Петропавловская церковь. Подробнее о соборе можно узнать на сайте «Храмы России».
[12] По другим данным, икона принадлежит кисти св. прп. Дионисия Глушицкого, жившего в XV веке.
[13] Об этом монастыре читайте на сайте «Народный каталог Православной Архитектуры».
[14] Угличский летописец / Отв. ред. Севастьянова А.А. Ярославль. 1996.
[15] Типографская летопись, общерусский летописный свод, составленный в конце 20-х годов XVI века в Троице-Сергиевом монастыре лицами из окружения митрополита Даниила. В основе Типографской летописи лежали: летопись, близкая Лаврентьевской, с ростовскими дополнениями; сокращённый московский свод 1479 года; ростовский свод архиепископа Тихона; Троице-Сергиевский летописный свод с местными записями и другие источники. Многие известия Типографской летописи являются уникальными. В 1558 году Типографская летопись была продолжена в том же Троице-Сергиевом монастыре материалами Никоновской летописи и повестями о взятии Казани. В 1784 и 1853 годах Типографская летопись издавалась московской Синодальной типографией, в библиотеке которой она хранилась.
[16] Старший сын — Иоанн — перед смертью принял схиму с именем Игнатий. Сегодня он известен как преподобный Игнатий Прилуцкий. Житие и чудеса преподобного Игнатия написаны были вскоре после его кончины, в первой половине XVI века его современником монахом Логгином. Мощи преподобного Игнатия почивают под спудом в нижней церкви Спасо-Прилуцкого монастыря. Церковная служба князю страдальцу известна по рукописям XVI века. Преподобный Игнатий Прилуцкий и благоверный князь Дмитрий были помещены митрополитом Евгением в список угодников Божиих, почивающих в Вологодской епархии, а также и в историческом словаре святых, прославленных в Российской Церкви (Санкт-Петербург, 1836 г.). О преподобном Игнатии можно прочитать на официальном сайте Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря.
[17] О проведении праздника Дня Андрея Большого, князя Углицкого, читайте на Информационном портале Угличского муниципального района.