Наталья Тарасова
«Государыня великая» старица инокиня Марфа Ивановна (70-е годы XVI века — 1631) — мать царя Михаила Федоровича Романова. Будучи «великой государыней», неоднократно посещала Николаевский Антониев монастырь. Имела в монастыре духовника. В 1631 году по ее душе в Антониеву обитель был внесен вклад, а в монастырском Синодике 1685 года среди записей родов замечательнейших вкладчиков и благотворителей монастыря помещена запись и ее рода.
***
Имя «великой государыни» старицы-инокини Марфы Ивановны (Романовой) сегодня на слуху, но мало кто знает, что часть ее жизни была связана с Тверской землей и Краснохолмским краем. Некогда один из ее портретов был пожертвован в Тверской музей А.К. Жизневского осташковским городским головою Савиным.
Известно он ней не много. Ксения Ивановна Шестова родилась в 70-х годах XVI века По отцовской линии происходила из захудалого старомосковского рода Морозовых-Филимоновых-Шестовых (общепринятая версия), чей предок, по преданию, отличился в Невской битве 1240 года, а по материнской линии, предположительно, состояла в родстве с ярославскими князьями. Через мужа, московского боярина Федора Никитича Романова-Юрьева, в иночестве Филарета, ставшего патриархом Московским и всея Руси (1619–1633), породнилась с правящим домом Рюриковичей (Федор Никитич приходился двоюродным братом последнему царю — Федору Ивановичу (1584–1598)). Родила шестерых детей, из которых четверо умерли ещё в младенчестве. В 1600 году вместе с мужем по навету подверглась опале, была разлучена с мужем и детьми до 1605 года, насильно пострижена в монахини под именем Марфы и отправлена на проживание в отдаленный и труднодоступный Толвуйский погост на берегу Онежского озера. Пребывая в ссылке, инокиня Марфа Ивановна много времени посвящала делам богоугодным, соответствующим ее иноческому сану. Духовными ее собеседниками и наставниками в этот период были местный священник Ермолай Герасимов и настоятель Палеостровского монастыря Иоасаф. Находя утешение в молитве, она часто путешествовала, посещая и оказывая пожертвования в ближние и дальние церкви, монастыри и часовни Толвуйского погоста: в Георгиевскую и Троицкую, Богоявленскую в Чёлмужах, в часовню на родине преподобного Зосимы Соловецкого в деревне Загубье, в Палеостровский и Новгородский Хутынский монастыри.
По воцарении Лжедмитрия I, который вернул из ссылки и приблизил к себе всех родственников царя Федора Ивановича, инокиня Марфа Ивановна в 1606 году, вместе с мужем, который был возведен в сан митрополита Ростовского и Ярославского, и детьми перебралась на жительство в Ростов. После захвата в плен митрополита Филарета тушинцами, Марфа Ивановна переселилась с детьми в Москву, где прожила до 1611 года. В Москве Романовым пришлось пережить тяжелую осаду сначала тушинскими войсками Лжедмитрия II, затем войсками польского короля Сигизмунда III, которые силой пытались захватить московский царский трон. В октябре 1612 года Москва была освобождена от поляков войсками Второго (Нижегородского) ополчения и инокиня Марфа с сыном Михаилом (ее дочь Татьяна к этому времени скончалась) удалилась сначала в свою приданную вотчину костромское село Домнино (известное благодаря подвигу Ивана Сусанина), затем, из-за угрозы нападения польских отрядов, в Кострому, в Ипатьевский монастырь.
В марте 1613 году в Троицком соборе Ипатьевского монастыря был совершен торжественный обряд призвания на царство Михаила Романова (1613–1645). Став «великой государыней» Марфа Ивановна способствовала формированию вокруг трона сына нового правительственного (родственного) круга, оказывая значительное и личное влияние на молодого царя, помогая ему управлять государством вплоть до 1619 года, когда из плена был возвращен Филарет (Романов), избранный в том же году патриархом. Роль государыни-матери была одним из основных средств упрочения царской власти в разоренном и неустроенном государстве, но новый статус не изменил духовного уклада старицы-инокини.
В Москве старица Марфа проживала в кремлевском Вознесенском девичьем монастыре, являясь его игуменьей. За Москвой-рекой устроила новую ремесленную слободу, в своем подмосковном селе Рубцове-Покровском открыла ткацкие мастерские и завела садовое хозяйство. Способствовала возрождению Угличского Богоявленского женского (девичьего) монастыря и процветанию Костромского Макариево-Унженского мужского монастыря (при патриархе Филарете совершилось прославление преподобного Макария Унженского в лике общерусских чтимых святых).
Предположительно между 1615 и 1627 годами был у старицы Марфы Ивановны и свой двор в старинном граде Городецко Бежецкого Верха (ныне город Бежецк; Кремль не сохранился), поскольку недалеко находилась ее крупная родовая вотчина — село Хабоцкое (ныне — жилое село Лихачёвского сельского поселения Краснохолмского района). Старинное русское село и примыкавшие к нему деревни располагались на землях Бежецкой пятины Новгородской земли, в так называемом Бежецком Верхе, который являлся спорной территорией между Новгородом, Москвой и Тверью. С XV века Хабоцкое, вероятно, становится московским владением, во всяком случае, во второй половине XVI века оно было даровано Иваном Грозным костромскому дворянину из «тысячи лучших слуг» царя И.В. Шестову, отцу Марфы Ивановны. По всей видимости, Хабоцкое было частью ее приданного. Затем в 1631 году село будет передано на помин души инокини Марфы Московскому Знаменскому монастырю. Дореволюционный облик Хабоцкого сохранил фотоальбом «Старинная вотчина Михаила Федоровича Романова. Село Хабоцкое с деревнями в Тверской губернии», составленный в 1913 году историком Д.В. Цветаевым. (хранится в ЦГАКФФД СПб).
Хабоцкие владения Марфы Ивановны граничили с владениями Николаевского Антониева монастыря. Вблизи «Николы Чюдотворца Онтонова монастыря» пролегала дорога в село Хабоцкое, о чем свидетельствует «Выпись с Бежецких книг письма и меры Данилы Петровича Свечина да подьячего Федора Второва…» 1627–1629 годов. Старица Марфа Ивановна неоднократно посещала Николаевский Антониев монастырь, исповедуясь у старца священноинока Ионы, впоследствии игумена этого монастыря (1635–1639). В 1631 году по ее душе в Антониеву обитель был внесен вклад в виде богослужебных книг: в монастырской описи значатся «Потребник печатной, да Служебник печатной, да Псалтырь, все в полдести» (местонахождение неизвестно). В монастырском синодике 1685 года среди записей родов замечательнейших вкладчиков и благотворителей монастыря была помещена запись ее рода (утрачен).
В 20-е годы XVII века инокиня Марфа опекала и Городецкий Введенский мужской монастырь, известный как детище преподобного Нектария (с конца XVIII века — Бежецкого), документальные свидетельства о существовании которого относятся к концу XVI века, внося пожертвования (в частности, пожертвовала икону святого Уара в память об угличском царевиче Димитрии). Грамотой царя Михаила Федоровича в 1627 году Введенский монастырь был приписан к государеву двору. В XVIII столетии в ходе секуляризационных государственных реформ обитель пришла в упадок, утратила и свою самостоятельность, дважды приписывалась к Николаевскому Антониеву монастырю (с 1722 по 1727 и с 1730 по 1744 годы), пока в 1780-е годы не была окончательно упразднена, а ее храм обращен в приходскую церковь. В настоящее время от всего комплекса Введенского монастыря сохранилась только колокольня, сооруженная в 80-е годы XVII века (старейшее здание в Бежецке), в которой действует часовня. В нескольких метрах от колокольни, на месте, где некогда стояла монастырская церковь, установлен поклонный крест во имя преподобного Нектария Бежецкого.
В 1627 году инокиня Марфа сделала вклад в виде Евангелия в Кашинский Благовещенский-Ширинский монастырь (утрачен), вероятно, в связи с рождением внучки Ирины Михайловны. Ныне это уникальное произведение книжного искусства XVII века находится в собрании петербургского Государственного музея-заповедника «Царское Село».
Скончалась «великая государыня» старица-инокиня Марфа Ивановна в 1631 году в Москве и была похоронена в Новоспасском монастыре (действующая обитель), где покоятся многие члены рода Романовых. Инокиня Марфа некогда пожертвовала в монастырь древнюю «Смоленскую» икону Богоматери, которая и ныне пребывает в стенах монастыря.
Портреты
Известно несколько портретов Марфы Ивановны (Романовой):
- Портрет «Великая Инокиня Марфа Ивановна», написанный масляными красками на картоне неизвестным художником, предположительно, с натуры, в XVII в., хранившийся в Тверском музее А. К. Жизневского.
- Портрет Марфы Ивановны, опубликованный в книге Н. С. Шайжина «Заонежская заточница», вышедшей в Петрозаводске в 1912 г., предположительно, написанный в XVII в. Портрет впоследствии был передан в Олонецкий естественно-промышленный и этнографический музей в Петрозаводске.
- Гравюра Иоганн Штенглина «Ксения Ивановна, княжна Сицкая» 1768 г.
- Портрет инокини Марфы, написанный маслом на холсте, кисти неизвестного художника 1771 г.
- Эстамп неизвестного гравера «Ксения, матерь и наставница царя Михаила Федоровича», выполненный в пер. трети XIX в.
- Портрет "Великая старица инокиня Марфа, жена боярина Федора Никитича Романова, урожд. Шестова" из серии портретов представителей династии Романовых, созданных З.П. Ахочинской к 300-летию со дня рождения царя Михаила Федоровича. (РГАДА. Библ. Илл. ф. № 2896. Л. 4. Цветная литография. Из издания К.А. Бороздина «Российский царственный дом Романовых». Спб., 1898 г. В составе библиотеки МГАМИД.).
Опубликовано: Тарасова Н.П. Жизнь как крестоношение: "Великая государыня" Марфа Ивановна (Романова) // Сельская новь. 2018. № 24 (6 июля). С. 3.
Фото: Портрет "Великая старица Инокиня Марфа, в миру Ксения Ивановна Романова". Открытка к 300-летию Дома Романовых // "Забытая Кострома": краеведческий сайт. 2012–2020. (Дата обращения: 15.01.20).
Литература:
- Анатолий (Смирнов), игумен. Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря Весьегонского уезда Тверской губернии Тверь, 1883. С. 43–44.
- Березинская С.Н. Романовы и Макарьевский край // Романовские чтения. История Российской государственности и династия Романовых: актуальные проблемы изучения. Кострома. 29–30 мая 2008 года. С. 218.
- Биография.ру: Биографическая энциклопедия. Режим доступа: http://www.biografija.ru/biography/romanova-jureva-kseniya-ivanovna.htm (дата обращения: 4.08.2014).
- Бодэ А.Б. Поэзия Русского Севера: Иллюстрированный обзор существующих памятников деревянного культового зодчества. М., 2002. С. 84.
- Брагин В.И. Так погибали Бежецкие церкви: Книга-покаяние. СПб., 2008. С. 154–159.
- Веселовский С.Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969. С. 119.
- Гущина В.А. Толвуйская заточница Инокиня Марфа: Из жизни основательницы царской династии Романовых // Кижи. 2006. № 10 (28). Ноябрь.
- Гущина В.А. Инокиня Марфа // Русская история: Правители России. 2010. № 5–6.
- Гущина В.А. Челмужские «бояре»: К 400-летию династии дома Романовых (1613–2013) // Кижи. 2013. №2 (97). Март. С. 5.
- Жизневский А.К. Древний архив Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. М., 1879. С. 65.
- Жизневский А.К. Описание Тверского музея. Археологический отдел. М., 1888. С. 188.
- Зайцева И.И. Евангелие из семьи первых Романовых: Книга, замкнувшая круг истории династии // Официальный сайт ГМЗ «Царское Село». Режим доступа: http://www.tzar.ru/science/research/gospel (дата обращения: 16.08.2014).
- Зимин А.А. Формирование боярской аристократии в России во второй половине XV – первой трети XVI в. М., 1988. С. 85, 96, 241.
- Козляков В.Н. Михаил Федорович. М., 2004.
- Лебедева Е. Московский Знаменский монастырь // Православие.RU. Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/put/28620.htm (дата обращения: 04.08.2014).
- Масляков В.В. Село Хабоцкое и его окрестности // Край Краснохолмский: исследования краеведов. Тверь, 2009. С. 13–15.
- Морозова Л.Е. Михаил Федорович // Вопросы истории. 1992. №1. С. 32–47.
- Мошин А. Страницы будущей книги «Очарование Заонежьем» // Кижи. 2006. №10 (28). Ноябрь.
- На родине преподобного Зосимы Соловецкого возведена часовня // Православие.RU. Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/news/15336.htm (дата обращения: 16.08.2014).
- Официальный сайт Богоявленского женского монастыря в г. Углич. Режим доступа: http://www.monastyr-bogoyavlenie.ru/ (дата обращения: 10.08.2014).
- Официальный сайт Корнилие-Палеостровского Рождественского мужского монастыря. Режим доступа http://paleostrov.ru/ (дата обращения 10.08.2014).
- Официальный сайт Костромской епархии РПЦ МП. Режим доступа: http://www.kostromaeparhia.ru/index.php/eparhia/monasteries/650-svyato-troickij-makarievo-unzhenskij-zhenskij-monastyr (дата обращения: 12.08.2014).
- Официальный сайт Новоспасского ставропигиального мужского монастыря. Режим доступа: http://novospasskiymon.ru/index.php (дата обращения: 12.08.2014).
- Официальный сайт Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря. Режим доступа: http://ipatievsky-monastery.ru/ (дата обращения: 14.08.2014).
- Петров П.Н. История родов русского дворянства. СПб., 1886. Т. 1. С. 88.
- Сайт Свято-Троицкого Антониево-Сийского мужского монастыря. Режим доступа: http://siya.aonb.ru/index.php?num=512 (дата обращения 16.08.2014).
- Селифонтов Н.Н. Сборник материалов по истории предков царя Михаила Федоровича Романова. Ч. II. СПб., 1898. С. 77–81, 90–92.
- Сенин С.И. Двор Великой государыни-инокини // Тверская жизнь. 2000. 3 Июня. С. 4.
- Сказание Авраамия Палицына. СПб., 1909. С. 336–354.
- Скрынников Р.Г. Михаил Романов. М., 2005.
- Хмыров М.Д. Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови. СПб., 1993. С. 19, 91, 101, 107, 157.
- Царские дары Ксении Шестовой // Интернет-проект «Малые города России». Режим доступа: http://www.small-cities.ru/yglich/istorii_raznoe_4.html (дата обращения: 04.08.2014).
- Шайжин Н.С. Заонежская заточница, Великая Государыня инокиня Марфа Ивановна, в мире боярыня Ксения Ивановна Романовна, мать царя Михаила Федоровича. К 300-летнему юбилею Царственного Дома Романовых. Петрозаводск, 1912.
- Шуцкая Г.К. Палаты бояр Романовых // Московский журнал. 2009. №8 (224). Август.