КРАСНЫЙ ХОЛМ И ЕГО МОНАСТЫРЬ по воспоминаниям владыки Серафима (Чичагова).
Наталья Тарасова
В марте 1914 года на Тверскую кафедру был назначен новый архипастырь — Серафим (Чичагов).[1]
Владыка Серафим, в миру Леонид Михайлович Чичагов, родился в Санкт-Петербурге в 1856 году. По отцовской линии происходил из известного старинного дворянского рода. В 1875 году окончил по первому разряду Пажеский корпус, получил образование в Михайловской артиллерийской академии, сделал блестящую карьеру военного. В 1890 году по собственному желанию вышел в отставку с последующим возведением в чин полковника. В 1893 году по благословению отца Иоанна Кронштадтского принял священнический сан, пройдя путь разных послушаний и служений. В 1896 году вышло в свет первое издание составленной им “Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря”, что значительно способствовало канонизации преподобного Серафима Саровского. В 1898 году отец Леонид принял монашеский постриг с именем Серафим, возглавив суздальский Спасо-Евфимиев монастырь. В 1902 году по повелению императора Николая II и по определению Святейшего Синода ему были поручены подготовительные работы по канонизации Серафима Саровского. Архимандрит Серафим написал житие преподобного, выпустил второе издание “Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря”, став в 1903 году одним из организаторов церемонии прославления Саровского старца. Впоследствии Серафим (Чичагов) возглавлял Сухумскую, Орловско-Севскую, Кишинево-Хотинскую епископские кафедры. В 1909 году Владыка присутствовал на торжественном праздновании второго прославления святой благоверной великой княгини Анны Кашинской, приняв в дар от Тверской епархии икону святой, прославившуюся впоследствии чудотворениями. В 1912 году он был возведен в сан архиепископа и весной 1914 году назначен на кафедру в Тверь.[2]
“Тверские епархиальные ведомости” писали: «Новый архипастырь Тверской епархии — кормчий испытанной энергии и высокого такта в деле церковнаго управления; красноречивый проповедник, большой знаток и искусный устроитель красоты церковнаго благолепия богослужения, ибо сам композитор и художник. Иерарх — человек высокой культуры и лучшаго воспитания, одинаково близко знающий психологию и быт и высших кругов общества и народных низов, — обладающий сколь величавой сановитостью, столько же и подкупающей простотой, доступностью и сердечной отзывчивостью».[3]
Его прибытие 20 апреля (старый стиль) в Тверь освящалось в “Тверских епархиальных ведомостях”. [4] Уже в мае–июне владыка Серафим предпринял объезд своей новой епархии, что, благодаря епархиальному миссионеру священнику Иоанну Ильигорскому, нашло отражение на страницах неофициальной части епархиальных ведомостей.[5] Визит в Красный Холм пришелся на 16–17 июня 1914 года.[6]
Ильигорский писал, что на «ст[анции] “Красный Холм” Владыка был встречен представителями города и духовенства» и «необыкновенное воодушевление обняло город», пока Владыка ехал в Преображенский собор, который с 1791 года являлся главным храмом Красного Холма. В соборе приветственным словом Владыку встречало краснохолмское духовенство в лице благочинного протоиерея Дмитрия Соболева, служившего в Преображенском храме с 1888 года. После и Владыка «приветствовал духовенство пастырской речью, в которой сожалел о нравственном одичании православного народа, не желающего, — сознательно или бессознательно, — снять шапки при виде Архипастыря и получить от него святительское благословение, и призывал духовенство к воспитанно своей паствы, дабы Русь наша обновилась и стала могучею и крепкою». После Владыка знакомился с духовенством, благословил множество народа и осматривал 5-ти ярусный резной иконостас, установленный в Преображенском соборе в 1883 году, «которому нет ничего равного в России». Владыка благодарил старосту всех краснохолмских храмов И.И. Камкина, потрудившегося над благоукрашением Преображенского собора, и священника-регента В.П. Успенского «за его доблестный пример и труд по управлению хором, обещая последнему выслать свои ноты».
Затем Владыка посетил городскую однопрестольную Николо-кладбищенскую церковь. Здесь Владыку приветствовал отец Павел Маслов, иерей Преображенского собора, к которому церковь была приписана, «краткой воодушевленной речью». Высокопреосвященнейший осмотрел кладбище и строящийся на кладбище храм, новое здание которого начали возводить в 1911 году, и «предложил г[-ну] старосте и причту соборному устроить, по соглашению с Городскою Думою, Кладбищенское Попечительство, для поддержания на кладбище порядка и благообразия». Отсюда Владыка проследовал в богадельню, учрежденную в 1893 году старостой кладбищенской церкви А.И. Мясниковым. Владыка «отечески беседовал с живущими в ней и всех благословил». Затем Владыка осмотрел духовное училище, «где довольно долго беседовал с корпорацией и в заключение высказал, что училище Краснохолмское слишком малочисленно и должно быть соединено с другими». Далее Владыка посетил краснохолмское Шестаковское подворье Шёлтомежского Вознесенского женского монастыря,[7] в котором побывал несколькими днями ранее при обозрении достопримечательностей Кашинского уезда. Священник Спасский,[8] вероятно, окормлявший сестер подворья, «приветствовал Владыку прекрасною речью; здесь Владыка осматривал келлии и все другие строения; все было хорошо и в порядке». Отсюда Владыка отбыл в мужской Антониев монастырь.
Братия монастыря с крестным ходом встретила Владыку у врат обители, как это предписывалось правилами встречи архиереев, после чего Архипастырь направился в летний Никольский собор, где после «обычной встречи обратился к братии с приветствием, в котором выразил надежду, что новый настоятель, игумен Иоанн,[9] приведет и внешний вид монастыря и внутреннюю его жизнь в надлежащий вид, на должную высоту, дабы св[ятая] обитель могла быть светочем во всех отношениях для окружающей среды». «Он должен, — говорил Владыка, — вдохнуть в обитателей новые силы, дабы исчезла вражда и те дурные стороны, которые имели место в обители при прежнем настоятеле,[10] и пусть здесь воцарится дух основателя монастыря и всех соединит в одну дружную семью, которая способна будет привлечь к себе мир и удовлетворить его высшие запросы». После речи игумен Иоанн поднес Владыке св[ятую] икону, а затем Владыка начал осмотр всех храмов монастыря. «Относительно храма Вознесения Владыка заметил, что этот храм старинный — 16 века[11] и требуется снять фотографии с него.[12] Между прочим Владыка, осматривая древности, нашел, что они в полном небрежении и разорении; все это заметно волновало Архипастыря, который велел оставшееся хранить от дальнейшего расхищения. Посетив вне монастыря церковь Зосимы и Савватия осмотрев ее, расспросив причт о жизни и положении. Благословив множество народа, Владыка проследовал на вокзал железной дороги для ночлега, а на другой день (17 июня) с любовно и сожалением провожаемый духовенством, представителями от городских учреждений и корпорацией дух[овного] училища во главе с г[-ном] смотрителем, взойдя на перрон вагона и благословив всех собравшихся, сказал им на последок: будем дружно и совместно работать и встанем на предназначенное нам Самим Богом место, на что послышался дружный ответ, выражающий готовность стараться под мудрым руководством своего Архипастыря; но вот и последний звонок, — поезд сделал первый толчок, как бы пробуя наличность своих сил и тяжесть груза и пассажиров и затем тихо и спокойно отошел от станции…»
Вскоре начнется Первая мировая война. Владыка Серафим выступит с призывом к сугубой молитве о даровании победы русской армии, благословит епархиальный клир вступать в ряды военного духовенства, а приходских причетников — идти на военную службу. Приложит все силы, чтобы организовывать помощь семьям ушедших на войну лиц и беженцам, оснастить необходимыми средствами госпитали санитарные поезда, организует сбор пожертвований вещами и деньгами для раненых и увечных воинов. Все это будет освящаться на страницах «Тверских епархиальных ведомостей».[13] В 1917 последует неканоническое изгнание с Тверской архиерейской кафедры, а после госпереворота — арест, тюрьма, ссылка, болезнь, перевод в Ленинград, уход на покой, переезд в Москву и новое заключение, завершившееся расстрелом на Бутовском полигоне 11 декабря (новый стиль) 1937 года…[14]
Но пока июнь 1914 и Владыка «в последний раз благословил из окна собравшихся на платформе, а оставшиеся с грустью, сожалением и вместе величаво пропели в след отъезжающему Архипастырю: “ис полла эти деспота”[15] и долго, долго смотрели в след уходящему поезду».
Опубликовано: Тарасова Н.П. Тверские Владыки в Красном Холме. Архипастырский визит архиепископа Серафима (Чичагова) // Сельская новь. 2019. №24. С. 7.
Фото: Портрет архиепископа Серафима (Чичагова) // Тверские епархиальные ведомости. 1914. №15. Отдельный вкладной лист.
Примечания:
[1] Тверские епархиальные ведомости. 1914. №15. Неоф. ч. С. 269–273.
[2] Да будет воля Твоя: Житие и труды священномученика Серафима (Чичагова). М., 2003. С. 7–61; Тверские епархиальные ведомости. 1914. №15. Неоф. ч. С. 269–273.
[3] Тверские епархиальные ведомости. 1914. №15. Неоф. ч. С. 271–272.
[4] Тверские епархиальные ведомости. 1914. №№16–17. Оф. ч. С. 210, Неоф. ч. С. 285–295; №19. Неоф. ч. С. 378–379.
[5] Тверские епархиальные ведомости. 1914. №№ 28–32, 43, 45, 46. Неоф. ч.
[6] Тверские епархиальные ведомости. 1914. №45. Неоф. ч. С. 820–822.
[7] О подворье см.: Пронин А.Н. Игуменья Леонида // Официальный сайт краснохолмской газеты «Сельская новь». Дата публикации: 18.05.2017. Режим доступа: http://selskaya-nov.info/articles/media/2017/5/18/igumenya-leonida/ (дата обращения: 28.01.2020).
[8] Возможно, Василий Спасский, имя не установлено.
[9] Игумен Иоанн (Гречников), в мире Алексей Гречников, 44 лет, из мещан, холост. Окончил курс в Воскресенской приходской школе города Осташков. 5 октября 1906 года был определен послушником в Нилову пустынь, 5 января 1907 года перемещен в Тверской Архиерейский дом, где 7 января того же года пострижен в монашество в Трехсвятской Крестовой церкви. Рукоположен в иеродиакона 14 января 1907 года, а через месяц — во иеромонаха. 15 апреля 1908 года награжден набедренником. 15 октября 1910 года назначен на должность эконома Тверского архиерейскаго дома, а 29 октября — заведующим Трехсвятской церковно-приходской школой. 6 мая 1913 года награжден наперсным крестом. 27 ноября 1913 года Указом Святейшего Синода за № 19475 назначен на должность настоятеля Краснохолмского Антониева монастыря. 22 декабря того же года назначен заведующим церковно-приходской школой Антониева монастыря. 6 мая 1914 года награжден саном Игумена. В сентябре 1918 года постановлением Краснохолмскаго уезднаго Исполнительного Комитета был арестован, по всей видимости, по тому же делу, что и старицкий игумен Павел, бывший настоятель Николаевского Антониева монастыря, и в декабре выселен из Тверской губернии в неизвестном направлении. В монастырь так и не вернулся. Дальнейшая его судьба неизвестна. — См.: Тарасова Н.П., Сорокин В.Н. Свет миру: Настоятели Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. 1461–1920 гг. (Материалы к биографиям). Бежецк–Тверь, 2017. С. 133–135.
[10] Архимандрит Филарет (Денисов). Мы полагаем, что архимандрит Филарет, настоятельствовавший в Николаевском Антониевом монастыре в 1909–1914 годах, и игумен Филарет (Денисов), временно проживавший в монастыре в 1918–1920 годах, — один и тот же человек. К сожалению, послужной список игумена Филарета (Денисова) из архивных дел о монашествующей братии Николаевского Антониева монастыря неполный, в нем не указано, был ли он настоятелем Николаевского Антониева монастыря до 1914 года. Необходимо дальнейшее изучение послужного списка игумена Филарета (Денисова). Сведения же об архимандрите Филарете установлены по «Адрес-календарям Тверской губернии» на 1909–1914 года. Согласно послужному списку, родился он в 1869 году в крестьянской семье, проживавшей во Владимирской губернии. В мире именовался Федором Денисовым. Получил домашнее образование. Холост. Был пострижен в монашество 10 августа 1903 года в Суздальском Спасо-Ефимьевом монастыре. С 1909 года — настоятель Николаевского Антониева монастыря. В 1910–1914 годах являлся членом Весьегонского отделения епархиального училищного комитета. В 1911–1914 годах являлся почетным блюстителем по хозяйственной части при Краснохолмском духовном училище. В 1912 году — член Краснохолмского отделения епархиального училищного совета. Согласно послужному списку, 31 октября 1918 года по прошению и резолюциею преосвященнейшего Серафима, епископа Старицкого, за № 3334 определен на временное жительство в число братии Краснохолмского Антониева монастыря. Проходил очередное служение исполняя обязанности письмоводителя. Проживал в монастыре вплоть до 1920 года, исполняя должность эконома Варшавского Архиерейского дома. Имел сан игумена. В отпуске не бывал, под следствием и судом не состоял. Дальнейшая его судьба неизвестна. — См.: Тарасова Н.П., Сорокин В.Н. Свет миру: Настоятели Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. С. 132–133.
[11] Храм этот частично сохранился, но дату постройки относят к 1690-м годам.
[12] Таковые пока не обнаружены.
[13] Тверские епархиальные ведомости. 1914. Оф. ч. №30. С. 524–526; №32. С. 548–551; №33. С. 573–575; №34. С. 582–583; №36. Неоф. ч. С. 656–660; №41. Оф. ч. С. 668–671, 673–674 и прочие номера.
[14] Да будет воля Твоя: Житие и труды священномученика Серафима (Чичагова). М., 2003. С. 25–26.
[15] Лат. “На многая лета, владыко”.
|