Наталья Тарасова
атерик — греч. Paterikon (от pater — отец) или paterikon biblion (отеческая книга) — обозначает книгу, написанную отцом Церкви или об отцах Церкви. Патерик — общее название сборников дидактических новелл о жизни и подвигах христианских монахов и отшельников, преимущественно восточно-христианских, а также собрание их нравоучительных изречений. Патерики не дают подробного рассказа о жизни подвижника, ограничиваясь наиболее важными и интересными эпизодами.
Литература патериков развивается в IV–V веках, когда появляются три основополагающих сборника, вошедших в основной фонд христианской литературы — это так называемые "Азбучно-Иерусалимский патерик", "Египетский патерик" или "История монахов в Египте" и "Лавсаик".
"Азбучно-Иерусалимский патерик" — собрание "Изречений отцов", расположенных в алфавитном порядке (по именам святых от святого Антония до святого Ора). Это собрание сложилось в IX веке. В древнерусской литературе данный патерик нашел отражение в "Изборнике" 1076 года и в "Прологе". "Египетский патерик" или "История монахов в Египте" IV века содержит краткие рассказы о египетских анахоретах, их притчи и афоризмы. "Лавсаик" — это повествование Палладия, епископа Еллинопольского, о египетских монахах, написанное им по просьбе византийского сановника Лавса в V веке. О значимости последней книги свидетельствует тот факт, что рассказы из нее читаются в православном богослужении на утренях во все время Великого Поста. Текст "Лавсаика" известен по древнерусской рукописи XV века.
Следует также упомянуть "Синайский", "Римский" и "Скитский" патерики. "Синайский патерик" или "Лимонарь" (leimonarion — "вертоград") Иоанна Мосха (VI–VII веков), наиболее известный под названием "Луг духовный", в 1896 году даже переведен на современный русский язык М.И. Хитровым. "Синайский патерик" — это своего рода путевые записки автора, совершившего в сопровождении некоего Софрония Софиста путешествие по скитам и монастырям Ближнего Востока, а также по обителям, возникшим на островах Средиземного моря и в Италии. Он известен в славянской рукописи XI–XII веков и в древнерусской рукописи XV века. Отдельные места из "Синайского патерика" включались в "Пролог" с заголовком "Слово от Лимониса". "Римский патерик" или "Диалоги о житии и чудесах италийских отцов и о вечной жизни души" представляет собой беседы святого папы Григория Великого (VI–VII веков) с архидьяконом Петром, в которых рассказывается о жизни итальянских подвижников. Славянский перевод этого патерика с греческого перевода осуществлен в Х веке, как полагают, славянским просветителем Мефодием Солунским. Текст патерика известен в древнерусской рукописи XVI века. "Скитский" поглавый патерик VI века, являющийся переработкой "Азбучного патерика", переведен, очевидно, в Х веке в Болгарии. Он представляет собой сборник изречений прославившихся монахов. В нем афоризмы систематизированы по темам и расположены по главам. Этот текст известен в древнерусской рукописи XIV века.
Упомянутые памятники пользовались исключительной популярностью в славянском мире и дошли до нас в большом числе рукописей. Перечисленные сочинения создают основу жанра, получившего чрезвычайную популярность в христианской книжности в целом (известны переводы патериков на латинский, сирийский, коптский, грузинский, армянский и другие языки). Греческие патерики были переведены южными славянами в XI–XII веках. В славянской книжности "Патерик" — жанр аскетической литературы, сборник изречений святых отцов-подвижников или рассказов о них.
Русское название "Патерика" — "Отечник". На Руси патерики получили распространение через посредство южных славян и повлияли на ряд литературных памятников (например, "Житие Феодосия Печерского"). По образцам переводных патериков с греческого стали составляться оригинальные русские патерики. Среди них наиболее известен "Киево-Печерский патерик" XIII века, под влиянием которого были составлены патерики XVI–XVII веков: "Волоколамский", "Псково-Печерский", "Соловецкий". Русские патерики непосредственно ориентировались на предшествующие им сочинения. Но, несмотря на литературные заимствования, они очень точно отразили мировоззрение эпох, в которых они создавались, и содержат конкретные исторические реалии, что делает их ценными памятниками письменности и культуры. Литературные и морально-нравственные достоинства патеричных рассказов сделали их любимым чтением монахов и мирян на протяжении многих веков. Создание патериков продолжалось и в позднейшее время, вплоть до XX века. Среди них "Соловецкий патерик" неизвестного автора, "Троицкий патерик" М.В. Толстого, "Архангельский патерик" иеромонаха Никодима.
"Тверской патерик. Краткие сведения о Тверских местно чтимых святых" — собрание биографий святых подвижников, связанных с Тверским краем. Эта работа, вышедшая в 1908 году при участии архиепископа Димитрия (Самбикина), возглавлявшего Тверскую епархию в 1896–1905 годах, стала определенным этапом в развитии региональной истории, поскольку показала, что ученое сообщество создало новую концепцию исторического развития тверских земель, как бы "вычленяя Тверские земли среди других земель".
Начальная история создания "Тверского патерика" прослеживается по письмам председателя Тверской ученой архиавной комиссии А.К. Жизневского к профессору Петербургского университета И.А. Шляпкину, также являвшегося членом ТУАК. Именно И.А. Шляпкин в марте 1890 года предложил членам ученой архивной комиссии создать первый крупный исследовательский проект, который объединил бы деятельность всех членов ТУАК, — создать тверской патерик. К маю 1890 года И.А. Шляпкиным был разработан план работы над "Патериком", который предполагал "собрать не только жития и службы местных святых, но и указания на все, что после них осталось". И.А. Шляпкин также составил список литературы, которым могли бы воспользоваться составители "Патерика" и который дополнялся бы сведениями из летописей, актов, преданий, археологических изысканий. Предполагалось, что часть готового материала будет публиковаться. Весь процесс работы над "Патериком" должен был сосредоточиться в руках одного редактора, которому помогали бы подредакторы, разрабатывающие составление отдельных житий. В январе 1894 года А.А. Митропольский, член ТУАК и основной составитель "Патерика", преступил к составлению списка тверских святых, который в 1895 году был оформлен в "Агиографию святых и подвижников благочестия Тверской епархии, чтимых и прославляемых в местной церкви и особенно там, где почивают их нетленные мощи". В июне 1901 года на выездном заседании ТУАК в Кашине была представлена икона всех "святых уроженцев Тверской епархии", написанная инокинями Кашинского Сретенского женского монастыря по благословению архиепископа Димитрия (Самбикина), взошедшего на тверскую кафедру в 1896 году.
Уже в конце года, 29 декабря, архиепископ Димитрий был избран в почетные члены ТУАК. Именно на него после смерти основных радетелей тверского патерика — А.К. Жизневского и архиепископа Тверского и Кашинского Саввы (Тихомирова) — возлагались надежды на составление и завершение работы над "Патериком". Собрав все подготовленные и опубликованные членами ТУАК материалы по тверской агиографии, архиепископ Димитрий приступил к созданию текста "Патерика". Покинув тверскую кафедру весной 1905 года, он продолжил эту работу в Казани, куда был переведен. Благодаря содействию Церковного историко-археологического общества Казанской епархии в 1908 году доработанный текст "Тверского патерика" был издан. В патерик вошли 57 статей, в которых упомянуто 88 подвижников. Из них официально канонизировано 8 верхневолжских святых — преподобный Макарий Калязинский, святитель Арсений Тверской, святой благоверный князь Михаил Тверской, его супруга святая Анна Кашинская, преподобные новоторжские Ефрем и ученик его Аркадий, Иулиания Вяземская и преподобный Нил Столобенский. Остальные святые являются местночтимыми, среди них и преподобный Антоний Краснохолмский, подвизавшийся в Бежецком Верхе, изначально принадлежавшем Великому Новгороду.
Таким образом, работа над "Тверским патериком" длилась более 15 лет, начиная с 1890 и по 1907 год. Инициатива исходила от членов ТУАК И.А. Шляпкина и А.К. Жизневского. В проекте приняло участие около 10 человек. Среди них — В.И. Колосов, священник В.П. Успенский, М.Н. Сперанский, А.А. Митропольский, И.Я. Кункин, Н.В. Лилеев и многие другие деятели тверского краеведения. Но завершить этот коллективный труд удалось только архиепископу Димитрию (Самбикину).
Кандидат исторических наук П.Е. Малыгин отмечает: "В этой книге, которую в недалеком прошлом причисляли к “мракобесной” литературе, содержаться биографии практически всех святых подвижников, связанных с Тверским краем. Их жизнеописания, история почитания и канонизации (причисления к лику святых) основаны на житиях, летописях, легендах и преданиях. Все это делает “Тверской патерик” не только познавательной книгой, но и ценным исследованием житийной литературы".
В 1991 году состоялось репринтное переиздание "Тверского патерика", до сих пор остающего основным трудом по тверской агиографии. В 2017 году Тверская митрополия инициировала выпуск нового тверского патерика под названием "Небесные покровители земли Тверской" (составители протоиерей Александр Душенков и Юрий Пименов), включающий практически без изменений статьи дореволюционного патерика и дополненный статьями о тверских новомучениках.
Преподобный Антоний Краснохолмский // Тверской патерик. Краткие сведения о тверских местно чтимых святых / Сост. архиеп. Димитрий (Самбикин). Казань, 1908. С. 56–58.