Главная     Контакты     Карта сайта     О сайте  

ИСТОРИЯ

Хронология

Краткая история обители

Изучение истории монастыря

Календарь
памятных дат

Почитание святителя
Николая Чудотворца

АРХИТЕКТУРА

План-схема монастыря

Монастырский комплекс

Храмы монастыря

ПЕРСОНАЛИИ

Прп. Антоний Краснохолмский

Игумены монастыря

патриарх Иоасаф II

игумен Анатолий (Смирнов)

управитель Макарий (Миронов)


кн. Андрей Угличский

инокиня Марфа (Романова)

А.К. Жизневский

архиеп. Димитрий (Самбикин)

В.З. Исаков

ИСТОЧНИКИ

Источники

Монастырский летописец

Летописец

Перевод Летописца

Синодик

ЛИТЕРАТУРА

Список научных работ

Тверской патерик

Библиотека

ФОТО И ВИДЕО

Фотогалерея

Аудио- и
видеоматериалы

КОНТЕКСТ

Бежецкий Верх
в XV веке

Приходское духовенство Новгородской земли (XV - начало XVI вв.)

Повседневная жизнь русского средневекового монастыря

Монашество и монастыри в России XI-XX века: Исторические очерки

Церковь Зосимы и Савватия
в деревне Слобода


Красный Холм и его монастырь

в XVIII веке

по воспоминаниям неизвестного
(свящ. И.С. Белюстина)

по воспоминаниям М.П. Погодина

по воспоминаниям владыки Саввы (Тихомирова)

по воспоминаниям владыки Димитрия (Самбикина)

по воспоминаниям владыки Серафима (Чичагова)

по воспоминаниям А.Л. Мясникова


Аналогии

Ссылки

КРАСНЫЙ ХОЛМ И ЕГО МОНАСТЫРЬ
по воспоминаниям владыки Димитрия (Самбикина)

Наталья Тарасова

В 1898 г. старинный русский город Красный Холм удостоился посещения тверского архиепископа Димитрия (Самбикина) [1]. Владыка провел в Красном Холме два дня — 29 и 30 августа (по ст. ст.) [2]. Свое знакомство с Краснохолмскими святынями Преосвященный начал с Николаевского Антониева монастыря. «Тверские епархиальные ведомости» подробно освятили архипастырский визит в официальной части епархиальной хроники [3]. В этой детальности и заключается историческая ценность заметки: неустановленный автор (скорее всего, сам Владыка) сохранил для нас описание ныне утраченных церквей и их святынь, благодаря чему мы можем получить представление о великолепии краснохолмских храмов и монастыря.

Открывается «Епархиальная хроника» перечнем настоятелей Антониевой обители в соответствии с книгой игумена Анатолия (Смирнова). Далее сообщается, что в Никольском соборе Архиепископом в сослужении настоятеля архим. Анатолия, прот. П. Знаменскаго и прочих священников и иеромонахов была совершена литургия. За богослужением Высокопреосвященный сказал проповедь о вреде пьянства. Затем был отслужен молебен св. Иоанну Предтече в честь храмового празднества Усекновения главы Пророка (29 авг./11 сент.) в надвратной монастырской церкви. По завершении богослужения архиеп. Димитрий в сопровождении настоятеля осмотрел монастырские храмы и их святыни.

Первым делом архиеп. Димитрий обозрел древний Никольский собор. «ТЕВ» сохранили для нас весьма примечательное его описание, в котором просматривается личное восприятие автора заметки, явного знатока и ценителя старины. Приведу это описание с незначительными правками для удобства восприятия.

«Собор в честь св. Николая, построен из белого камня, внешностью походит на Троицк[ий] храм в Сергиево-Троицкой лавре; длина храма 9 сажен[ей] с алтарем (ок. 19 м — Н. Т.), кроме паперти; четырехугольный, с одною главою, с тремя полукруглыми алтарными выступами, построен в конце XV века. Престол в нем один — в честь св. Николая; иконостас в нем пятиярусный; в 1858 г. он был вновь перезолочен; над царскими вратами два резных ангела на сени держат царскую корону. Вокруг храма с трех сторон (западной, южной и северной) сделана паперть, или галерея.

Замечательны местные иконы (каждая в длину 2 арш[ина] (ок. 1,5 м — Н. Т.)) Спасителя, Владимирской Божией Матери и св. Николая — древнего письма, в серебряных позлащенных ризах; алтарь отделен от жертвенника и диаконика толстыми стенами, в которых сделаны высокие, узкие арки; все стены храма украшены свящ[енными] изображениями; на алтарных стенах — изображения шести святителей в рост (по три на каждой стороне).

Перед иконостасом паникадило медное высеребренное, приобретено в 1640 г. за 100 р. Поверх кадила двуглавый орел. О двуглавых орлах на паникадилах и сени думают, что они устроены в воспоминание того, что монастырь пользовался для своего благоустройства царскою милостью. <…>

В монастырском соборе замечательна большая икона (на лев[ом] столпе), на которой изображен в рост св. Николай, благословляющий обитель, с жезлом в левой руке. На иконе представлен Краснохолм[ский] монастырь, как он был в прежнее время.

В алтаре изображения (более челов[еческого] роста) вселенских святителей — Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Афанасия Великого, Кирилла Александрийского, Игнатия Богоносца, Иоанна Милостивого, Саввы Сербского и друг.

В иконостасе — по левую сторону (вторая от царских врат) икона Новгород[ской] Софии — Премудрости Божией, в серебряной ризе. В правом отделении алтаря (ныне диаконик) существовал в прежнее время придел Благовещения Пресв. Девы. Памятником сего остается большое изображение на стенах арханг[ела] Гавриила и Божией Матери. <…>

По стенам главного собора написаны 52 свящ[енные] картины, изображающие все недели церк[овного] года (т. е. на них в свящ[енных] изображениях воспроизведены новозаветные события, воспоминаемые в воскресных евангельских чтениях, как то: в неделю св. Пасхи — Воскресение Христово, в неделю Антипасхи — явление воскресшаго Спасителя ап. Фоме, в 3-ю неделю по Пасхе — явление Спасителя по воскресении св. женам мироносицам, в 4-ю неделю — исцеление разслабленнаго при купели и т. д.» [4].

Осмотрев древности и великолепие Никольского собора, Владыка проследовал в Церковь Всех святых, пристроенную к храму в 1690 г.

«К юго-зап. стене Николаев[ского] собора пристроена малая (в 4 1/2 саж. (ок. 9,6 м — Н. Т.) каменная церковь в честь всех святых, — постройка весьма древняя, — но иконостас в ней новый, очень хорошей живописи; замечательна по своему изображению храмовая икона (всех святых). Между местными иконами находится икона св. великомуч. Димитрия, как памятник некогда существовавшей при трапезе церкви в честь сего святого. Построение этого малого храма близ самого собора, воздвигнутого преп. Антонием, наводит на мысль, не здесь ли он погребен? Но вероятнее предположение тех, которые думают, что он погребен в соборе у жертвенника, где при ремонте церкви усмотрен был старинный гроб. В Всесвят[ской] церкви находится монастырская ризница и здесь же сохраняются древние монастырские предметы (богослужебные сосуды, кресты, иконы, епитрахиль и др.)».

Следующей была осмотрена трапезная Покровская церковь конца XVI ст.

«Теплая церковь за колокольнею от Николаевск[ого] собора в честь Покрова Пр. Богородицы, с приделом Воздвижения честного креста, каменная, двухэтажная. Вероятно, эта церковь была построена вместо прежде бывшей церкви с трапезой, в честь св. великомученика Димитрия (на построение последней дана была грамота царем Феодором Иоанновичем). В прежде бывшей церкви существовал придел в честь Благовещения Пр. Богородицы, — воспоминанием чего осталась местная икона Благовещения; на царских вратах (вместо Благовещения) написано распятие Спасителя (в большом виде — во всю длину царских врат) с предстоящими пред Ним Божиею Матерью и св. ап. Иоанном Богословом. В Покров[ском] храме богослужение отправляется в зимнее время».

Владыка Димитрий не обошел своим вниманием и Вознесенскую церковь, возведенную в камне в 1690 г. на восточных Красных воротах.

«Церковь над восточными воротами в честь Вознесения Господня. Этот храм стрех сторон окружен кам[енной] галереею (или папертью); церковь небольшая; в ней в длину 8 саженей, а в ширину 7 саженей; на ней было пять деревянных глав, а ныне одна железная глава.

Иконостас в ней старинный, в четыре яруса. Замечательны в этом храме старинные царские врата с весьма искусною мелкою резьбою по дереву, вызолоченные и обложенные металлич[еской] ризою. На них семь приставных малых киотов. Эти царские врата даны в XVI в. архимандритом Юрьев[ского] Новгор[одского] монастыря Варфоломеем (бывшим в Антониев[ой] обители настоятелем). В 1881 г. иконостас в сей церкви был возобновлен на средства Краснохолмских купцов Мясниковых, Кичигина, Попова и др.»

Также Владыка осмотрел каменный храм Иоанна Предтечи, возведенный на западных святых воротах около 1764 г.

Ознакомившись с древностями и святынями Николаевского Антониева монастыря, 30 августа владыка Димитрий отбыл в Красный Холм.

30 августа 1898 г. архиеп. Димитрий (Самбикин) прибыл в Красный Холм для осмотра двух соборов, в т. ч. нового Владимирского, кладбищенского храма и строившейся церкви при Духовном училище.

В «Тверских епархиальных ведомостях» сообщается: «Первый собор — посвящен Преображению Господню [5] с приделом в честь Казанской иконы Божией Матери, каменный, однокупольный, построен в 1713 г. усердием прихожан; в 1883 г. в нем был произведен капитальный ремонт на средства Краснохолмскаго купца В. М. Бородавкина 2-го; им же стены собора были расписаны священными изображениями, и чугунный пол заменен деревянным.

В 1821 г., с разрешения Тверского архиепископа Филарета <…> заложен второй, также каменный, пятикупольный собор в честь Пресвятой Троицы. <…>

С 1883 года заложен новый, величественной архитектуры соборный храм в честь Владимирской иконы Божией Матери с двумя приделами, в благодарственное воспоминание освобождения города от холеры в 1855 году. Предполагается освятить правый придел в честь св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, или же в честь Донской Божией Матери (празднование коей совершается 19 августа, в воспоминание прекращения в этот день холеры в Заречной части г. Краснаго-Холма (за р[екою] Неледицею). Левый придел предполагается освятить в честь св. Василия Парийскаго, имя которого носили покойный В. М. Бородавкин 1-ый и поныне здравствующий их родственник, В. М. Бородавкин. Весь собор загроможден еще лесами, — вверху собор расписывается изображениями из свящ[енной] истории; иконостасы поставлены во всех трех в ряд устроенных приделах; высота церкви более 30 арш[ин].

Близ новаго Владимирскаго, еще не освященнаго собора — в одной с ним ограде находится старинный собор Преображенский, в иконостасе которого весьма замечательные иконы: 1) Преображения Господня: на сей иконе изображено это свящ[енное] событие в трех моментах: восхождение Спасителя с тремя учениками на Фавор, Его преславное преображение и сошествие Иисуса Христа с апостолами с горы; 2) Казанской Божией Матери — с чудесами вокруг срединного изображения Богоматери; 3) Неопалимой Купины — Божией Матери; 4) сошествие Спасителя во ад и др., в серебряных ризах».

Осмотрев Краснохолмские соборы, Высокопреосвященный в сопровождении архим. Анатолия посетил Свято-Николаевскую кладбищенскую церковь: «церковь каменная, незначительных размеров, построена в 1794 г.; приписана к соборам; в Никол[аевской] церкви богослужение совершается в летнее время. Местная икона свят. Николая весьма древней живописи; заслуживает внимания икона (в серебряной ризе), изображающая страшный суд.

Кладбище довольно обширное засажено деревьями; есть очень хорошие памятники (как, напр., поставленный на могиле В. М. Бородавкина 1-го). Церк[овный] староста М. И. Суслов и др. принимают деятельное участие в приведении кладбища в возможно благоустроенный вид; при входе на кладбище — прибита металлическая доска, на которой написаны разные правила относительно копания и охранения могил и т. п.

Близ ограды кладбища находится двухэтажное каменное здание, построенное А. П. Мясниковым[*], для призрения бедных и престарелых; главным попечителем этого приюта сын покойного А. П. М[ясникова], врач Л. А. Мясников; на содержание приюта для бедных имеется капитал до 10 000 р., составившийся из пожертвований почетных граждан г. Краснаго Холма; по правилам этого приюта, в нем должно быть 15 призреваемых, но в настоящее время их более, — впрочем, в этом здании — благоустроенном и обширном — можно содержать и более. — В одной из комнат устроена моленная, в которой совершаются причтом собора для призреваемых всенощныя бдения, молебны и др. церковныя требы; отчетность по содержанию приюта ведется особо составленным Комитетом (из уважаемых духовных лиц), и, вообще, дело благотворения бедным в городе Красном-Холме поставлено очень хорошо».

Осмотрев достопримечательности Красного Холма, владыка Димитрий при большом стечении народа (30 августа выпало на воскресенье, когда в городе проходила ярмарка и было много приезжих из соседних селений) в сослужении местного духовенства отслужил в городском Троицком соборе литургию и молебен св. благ. кн. Александру Невскому [6].

После богослужения Архиепископ в сопровождении игумена Анатолия отправился осматривать Краснохолмское духовное училище, где был встречен «училищною корпорациею» во главе с господином смотрителем и всеми воспитанниками. Архиепископ осмотрел недавно устроенное здание, в котором обустраивалась домовая церковь, предполагаемая к освящению во имя св. ап. и еванг. Иоанна Богослова, готовый иконостас, устроенный на средства одного из преподавателей, г-на. П., и его брата. Высокопреосвященным даны были некоторые указания относительно устройства алтаря. Затем осмотрено было училищное общежитие, комнаты для занятий, спальни и везде найден замечательный порядок. Из дома общежития Высокопреосвященный отправился в дом с классными помещениями, где при входе Владыки воспитанники пели “исполла эти деспота” [7]. Высокопреосвященный благословлял детей, раздавая им на память Троицкие книжки, беседуя, испытывал их в получаемых знаниях. Осмотрел Владыка и приучилищный сад, обустроенный прежними его смотрителями. Краснохолмское духовное училище произвело на владыку Димитрия благоприятное впечатление, он нашел его лучшим (после Старицкого) духовным училищем Тверской епархии. Затем Высокопреосвященнейший почтил своим посещением дома господина смотрителя, церковного старосты И. И. Камкина и прот. Петра Знаменского.

В тот же день Высокопреосвященнейший посетил Зосимовскую церковь в Слободе.

«Эта церковь, хотя от г. Краснаго-Холма отстоит в 4 верст[ах] (за Никол[аевским] монастырем), но считается городскою, потому что в прежнее время она находилась на городской земле. В XVII в., а, может быть, и ранее — на восток от нынешней каменной церкви (алтарь которой находится на городской земле) существовала деревянная церковь в честь пр. Зосимы и Савватия, Соловецк[их] чудотворцев. Когда этот храм обветшал, то притч и прихожане просили Тверского Архиепископа Тихона [8] о разрешении им построить новую каменную церковь в честь Покрова Пр. Богородицы с приделом пр. Зосимы и Савватия, и храмозданная грамота была выдана им 26 апр. 1792 г. Первоначально был построен в трапезной — по правую сторону придел в честь препод. Зосимы и Савватия, каковой и был освящен в 1797 г.; в этом приделе сохранилась древняя, бывшая в прежней церкви, храмовая икона преп. Зосимы и Савватия, большого размера, покрытая металлич[ескою] ризою; главный (Покров[ский]) престол был освящен в 1816 году. Вокруг церкви приходское кладбище. Из священников, служивших при Зосимовской церкви (под каким наименованием она слывет и доселе в народе), известны: Алексей Иванов до 1808 г., Евграф Егоров до 1831 г., Александр Григорьев Лебедев до 1834 г., с 1834 г. до 1859 г. Афанасий Иванов Рождественский, Павел Рождественский до 1891 г. (Этим священником составлена была краткая церк[овная] летопись). О[тец] Павел умер от чахотки 11 сент. 1891 г. и погребен на Краснох[олмском] Зосимов[ском] кладбище; с 1891 г. священствует Алексей Александр[ович] Романовский. — Приход Зосим[овской] церкви бол[ьшею] частью состоит из деревень, в которых находится две земские школы». Высокопреосвященный посоветовал свящ. Романовскому при храме открыть церковно-приходскую школу.

После посещения Зосимовской церкви владыка Димитрий покинул Красный Холм и его пределы, но ненадолго. Уже 2 сентября 1901 г. он в сослужении архим. Анатолия (Смирнова), тогда уже настоятеля Калязина монастыря, и краснохолмского прот. Петра Знаменского освятил главный престол Владимирского собора в честь Владимирской иконы Божией Матери [9].

 


Опубликовано: Тарасова Н. П. Тверские владыки в Красном Холме: визит архиепископа Димитрия (Самбикина). К 560-летию Николаевского Антониева монастыря и 245-летию города Красного Холма // Сельская новь. 2021. № 32 (13085). Ч. 1. С. 7; Тарасова Н. П. Тверские владыки в Красном Холме: визит архиепископа Димитрия (Самбикина). К 560-летию Николаевского Антониева монастыря и 245-летию города Красного Холма // Сельская новь. 2021. № 33 (13086). Ч. 2. С. 7.

Фото: 1) Архиепископ Димитрия (Самбикин). Фотография фирмы «Отто Ренар» (Москва). Фото рубежа XIX-XX вв. Опубликовано в издании И. И. Добровольского «Тверской епархиальный статистический сборник» (Тверь, 1901). 2) Никольский собор Краснохолмского Антониева монастыря. 1480-е гг. На переднем плане церковь Всех Святых 1690 г. Вид с юго-запада. Фото нач. ХХ века. Архив ИИМК РАН. Оп. 644, № 5. Опубликовано: Булкин В. А., Салимов А. М. Никольский собор Антониева Краснохолмского монастыря. Материалы исследований. М., 2001. 3) Неизвестный святой. Фреска Никольского собора Антониева монастыря. 1682/3 г. Роспись была выполнена на средства Я. В. Нелединского. 4) Дмитрий Солунский с 14 клеймами жития. Школа или худ. центр: Новгород, Новгородская провинция. Из церкви святых Бориса и Глеба в Плотниках. Нач. XV в. по Алпатову; вт. чт. XVI ст. НГОМЗ. 5) Церковь Вознесения Господня над восточными проездными воротами. Фото пер. тр. ХХ ст. Истоник: Инет. 6) Красный Холм. Преображенский (слева) и Владимирский (справа) соборы. Фото первой трети ХХ века. Источник: Инет. 7) Красный Холм. Николо-Кладбищенская церковь. Фото С. В. Алексеевой Январь 2009 года. 8) Красный Холм. Вид на Дом городской Богадельни и городское Кладбище. Фото нач. ХХ века. Открытка из собрание А. Н. Семенова. Опубликовано: Красный холм на старых открытках: Каталог / [сост.: Семенов А. Н.]. Тверь, 2004. (Серия "Тверская губерния на почтовых открытках". Вып. 2). 9)Краснохолмское духовное училище. Фото нач. ХХ века. Открытка из собрание А. Н. Семенова. Опубликовано: Красный холм на старых открытках: Каталог / [сост.: Семенов А. Н.]. Тверь, 2004. (Серия "Тверская губерния на почтовых открытках". Вып. 2). 10) Церковь святых преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев. Фото Н. П. Тарасовой, июль 2014 года. 12) Красный Холм. Владимирский собор и его интерьер. Опубликовано: Прибавление к газете «Московский листок № 325».1901. № 91 С. 2. 11) Красный Холм. Владимирский собор и его интерьер. Опубликовано: Прибавление к газете «Московский листок № 325». 1901. № 91 С. 2.

Примечания:

[1] Крылов Л. И., священник. Город Красный Холм и его соборы. К 200-летнему (1713–1913) юбилею Преображенского собора. Исторический очерк. Тверь, 1913. С. 39, сн. 2.

[2] Тверские епархиальные ведомости. 1898. № 17. Оф. ч. Прил. С. 1–2.

[3] ТЕВ. 1898. № 21. Оф. ч. С. 551–561.

[4] Там же. С. 556.

[5] В данном месте в тексте стоит сноска со следующей записью: «В Красном-Холму до нын[ешнего] Преображ[енского] каменнаго собора существовал деревянный двухъэтажный храм: престол в верхнем этаже был посвящен Преображению Господню, а нижний — Пресвятой Троице (см. Описание Краснохолмск[аго] монастыря, архим. Анатолия)». — См.: Тверские епархиальные ведомости. 1898. № 21. Оф. ч. С. 556;

[*] Построено Александром Ивановичем Мясниковым. Вероятно, в "ТЕВ" опечатка, газета ими весьма изобилует.

[6] 30 августа (12 сент. по н. ст.) вспоминается перенесение мощей благоверного князя.

[7] Лат. “На многая лета, владыко”.

[8] Тихон (Ступишин-Малинин), архиепископ Тверской и Кашинский в 1788–1792 годах, затем в 1792–1793 годах архиепископ Астраханский и Ставропольский.

[9] Крылов Л. И., священник. Г. Красный Холм и его соборы. С. 54, 57.

 

© Научно-просветительский сайт "Тверской Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь" (http://tver-antonievmon.bezhkray.ru), 2009–2022

© Историко-культурный и краеведческий сайт «Бежецкий край» (http://bezhkray.ru), 2014–2022

SmartTop.info